СОРОКА
Взлетела сорока высоко.
II вот тараторит сорока,
Что сахар ужасно соленый, Что сокол не сладит с вороной, Что раки растут на дубе, Что рыбы гуляют в шубе, Что яблоки синего цвета, Что ночь наступает с рассвета, Что в море сухо-пресухо, Что лев слабее, чем муха, Всех лучше летают коровы, Поют же всех лучше совы, Что лед горячий-горячий, Что в печке холод собачий И что никакая птица В правдивости с ней
не сравнится! Стрекочет сорока, стрекочет —
Никто ее слушать не хочет:
Ведь в том, что болтает сорока,
Нет никакого прока!
(Взмахивают руками, как крыльями.)
(Часто качают головой слева направо.)
(Поочерёдно загибают пальцы на каждую строчку на правой, затем на левой руке и на обеих руках одновременно.)
(Часто качают головой слева направо.)
(Медленно покачивают головой слева направо.) (Выставляют руки вперёд, ладонями вверх.) (Махом опускают руки вниз.)
Я. Бжехва
Скороговорка
Цели: развивать общие речевые навыки, работать над четкостью дикции и произношением.
|
|
Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.
Диалоги
Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.
— Отчего ты, воробей, Так щебечешь громко?
— Добрый снеговик меня Угостил морковкой!
— Где же он её нашёл
В день такой морозный?
— Да у них морковь растёт
Прямо вместо носа!
Г. Аминов
— Снеговик, снеговик, Почему ты грустный?
— Потому что у меня Вместо носа пусто.
— Ну а где же твоя Красная морковка?
— Да её утащил Воробьишка ловкий.
— Не грусти, мы тебе Новую поставим!
— Вот спасибо! Опять Я весёлым стану!
Г. Аминов
|
Игра «Дятел»
Цели: развивать слуховое внимание, чувство ритма. Ход игры. Воспитатель отстукивает разные ритмы, а ребенок повторяет за ним. Затем они меняются ролями.
Игра «Кто спрятался на картинке?»
Цели: развивать зрительное внимание.
Игра «Подскажи словечко»
Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы. Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.
Птички на деревья сели, Посчитай-ка: раз, два, три...
На зимовку прилетели
С красной грудкой... (снегири).
Два огромных страшных глаза Кругом вертит голова, Ты её узнаешь сразу, Коль заухает... (сова).
Тук-тук-тук с утра весь день. Как стучать ему не лень? Может, он немного спятил?
— Тук-тук-тук, — в ответ нам... (дятел).
Серый маленький комочек
Чик-чирик! — замёрз он очень! Солнце, выгляни скорей, Ждёт тебя наш... (воробей).
|
|
— Кар-кар-кар! — кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы Очень любит эта птица! И она вам всем знакома, Как зовут ее?... (Ворона).
Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы: Одним словом это —... (птицы).
Игра «Кто самый внимательный?»
Цели: развивать слуховое внимание и память, уточнять и активизировать словарь по лексической теме «Зимующие птицы».
Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение, затем просит их постараться вспомнить, названия каких птиц в нём встречаются. Какие это птицы? Каких ещё зимующих птиц они знают?
КОРМУШКА
Мне в проталинку видна Горстка жёлтого пшена. Крошки хлеба вижу слева, Горстку сала вижу справа.
Где вертлявая синица? Пусть приходит подкормиться! Прилетай хоть воробей, Если можешь, поскорей!
А по правде говоря, Жду я в гости снегиря. Красногрудый не летит, У кого-то он гостит.
Я в проталинку дышу, Прилететь скорей прошу, Пожалей, снегирь, мой нос: Он к стеклу совсем прирос!
М. Садовский
Игра «Подбери слова»
Цели: развивать грамматический строи речи, умение образовывать глаголы при помощи приставок.
Ход игры. Воспитатель просит детей закончить предложения.
Одни воробьи к кормушке (что делали?)... (подлетали). Другие воробьи от кормушки (что делали?)... (отлетали). Маленький бойкий воробышек кормушку вокруг (что сделал?)... {облетел).
Шустрый воробышек в кормушку (что сделал?)... (залетел). Воробышек зёрнышко схватил и из кормушки (что сделал?)... (улетел).
Игра «У кормушки»
Цели: совершенствовать грамматический строй речи (употребление в речи предлогов).
Ход игры. Воспитатель помещает на магнитную доску изображение дерева с кормушкой и выполняет различные действия с изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя по его просьбе и выделяют предлоги.
Например:
Снегирь летит к кормушке (предлог к).
Синица улетает от кормушки (предлог от).
Свиристель сидит над кормушкой (предлог над) и т. п.
Игра «Чем больше, тем лучше»
Цели: учить детей образовывать новые глаголы от данного при помощи приставок.
Ход игры. По заданию воспитателя дети должны образовать новые глаголы от глагола «летать» (при помощи приставок) и продемонстрировать их с птичкой, сделанной из бумаги. Затем они должны придумать как можно больше предложений с этими словами. За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает жетон. В конце игры подсчитываются результаты. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.
Приставки: у-, за-, под-, от-, пере-, по-, об-, вы-, на-.
Игра «Две кормушки»
Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям разделить на слоги слова — названия зимующих птиц и рассадить их по кормушкам. В одну кормушку — птиц, в названии которых два слога; в другую кормушку — птиц, в названии которых три слога.
Слова: снегирь, галка, голубь, синица, ворона, сорока, воробей.
Игра «Отгадай слово»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять первый и последний звук в слове.
Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением зимующих птиц и предлагает детям отгадать, какое слово задумано, по первому и последнему звуку. Тот ребёнок, который отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитыва-ется результат.
Например:
Первый звук [в], последний — [а] (ворона).
Игра «Зачеркни одинаковые буквы, составь слово»
Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дисграфии.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти одинаковые буквы и зачеркнуть их (или убрать, если буквы расположены на ковролинографе). Из оставшихся букв дети составляют слово и выполняют его звуковой анализ.
|
|
МОУБКОСУЛБЁТМ— Клёст
Ребус «Сова»
Цели: развивать фонематические процессы, зрительное внимание, логическое мышление, совершенствовать навык чтения, профилактика дисграфии.
|