Общественный строй Киевской Руси

Предмет, метод и периодизация ИОГП

Предметом ИОГП является изучение в хронологическом порядке общих и специфических закономерностей процесса  возникновения и развития государства и права, эволюции общественного и государственного строя нашей страны на  различных исторических этапах. Отличие истории отечественного государства и права от общегражданской истории Отечества состоит в том, что она изучает две стороны общественной жизни, исторического процесса развития нашего Отечества – государство и право. Метод ИОГП - это совокупность приемов, способов и средств, использующихся при изучении ИОГП. Выделяют следующую систему методов ИОГП:

1) общие методы;                                                                                                                                                               2) специальные методы.

К общим методам относятся: метод историзма (или хронологический). Суть хронологического метода заключается в исследовании государства и права как явлений, последовательно изменяющихся во времени под воздействием характерной для изучаемого периода политической и социальной обстановки.

К специальным методам относят: сравнительный метод, который изучает государственно-правовые явления в сопоставлении с другими странами или основные институты государства и права на разных стадиях общественного развития; статистический, математический, социологический методы.

В основе системы курса истории отечественного государства и права положен принцип периодизации. Периодизация ИОГП - это разделение всего курса изучаемой дисциплины на определенные периоды и этапы, временные рамки которых ограничены более-менее однородным течением жизни Российского государства и общества

В настоящее время ученые выделяют несколько периодов:

1.Древняя Русь (X-XII вв.).                                                                                                                                                 2. Период феодальной раздробленности (XII-XV вв.).                                                                                                3. Период образования Русского централизованного государства (XVI-XVII вв.).                                                     4. Россия в период абсолютизма (XVIII – середина XIX в.).                                                                                          5. Россия в период буржуазной монархии (середина XIX-начало XX в.).                                                                6. Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917 г.).                                      7. Создание Советского государства (октябрь 1917-1920 г.).                                                                              8. Советское государство в период нэпа (1921-1929 гг.).                                                                                               9. Период тоталитаризма (1929-июнь 1941 г.).                                                                                                      10. Советское государство в период ВОВ (июнь 1941 -1945 г.).                                                              11. Советское государство в период либерализации общественных отношений (1953 - октябрь 1964 г.).                                                                                                                                                                     12. Советское государство в период кризиса социализма (1960-1990 гг.).                                                                                   13. Период перестройки (апрель 1985 - декабрь1991 г.).                                                                                       14. Российская Федерация на современном этапе развития.


 


2. Возникновение государственности у восточных славян. Норманнская и славянская теории происхождения государства

 Формирование единого Древнерусского государства обусловлено становлением древнерусской народности и процессом объединения восточнославянских племен. Большинство историков относит образование Древнерусского государства к IX веку. Этот период характеризуется: разложением первобытнообщинного строя и формированием феодальных общественных отношений; становлением общественного и государственного строя раннефеодального государства; возникновением и развитием государственно-правовых институтов; введением на Руси христианской религии; принятием нормативных актов, регламентирующих основные стороны жизни государства и общества; укреплением внешнеполитических связей русского государства и т. д.

Особенностями формирования Древнерусского государства являются:

1) географические и климатические условия (большие слабо населённые территории, трудности сообщения между отдельными землями - реки, озера, что затрудняло координацию всех земель и проведение единой государственной политики);

2) проживание на территории.Древнерусского государства различных по этническому составу племен, что выразилось в образовании многонационального государства;

3) взаимоотношения с соседними народами и государствами.                           

Основные теории образования Древнерусского государства:

1) ≪норманнская теория≫, создателями которой являются немецкие ученые Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер. Основанием для норманнской теории послужила древнерусская летопись XII века Повесть временных лет, где говорилось о призвании на княжение на Русскую землю варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, опираясь на которую сторонники этой теории делают вывод о том, что братья-варяги основали Древнерусское государство и дали ему название Русь;

2) антинорманнская теория (М.В. Ломоносов, В.Г.Белинский, Н.И. Костомаров и др.) считает, что образование Древнерусского государства явилось следствием глубоких эволюционных исторических процессов (разложение первобытнообщинного строя и развитие феодальных отношений), а не было создано выходцами из Скандинавии. Опровергая норманнское происхождение слова Русь, российские исследователи доказали, что племя рось существовало среди восточных славян задолго до появления варяжских князей. Норманнская теория утвердилась как антирусская политическая доктрина и широко использовалась Гитлером в годы Второй мировой войны для оправдания захватнических войн против славянских народов


.






Общественный строй Киевской Руси

Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Все население Киевской Руси условно можно раз­делить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.

Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина. Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. В XI веке эти две группы соединяются в одну — боярство, они занимали высшие должности. Согласно Русской Правде, жизнь бояр охранялась двойной вирой (вира — высший уголовный штраф. К свободному населению относилось также духовенство. По некоторым источникам, в Киеве в начале XI века было более 400 церквей.

Среднюю группу свободных людей давали города. Население городов (посадов) делилось на ряд групп: купечество, ремесленники рабочие, торговцы. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, участвовали в вечевых собраниях,  но фактически они зависели от феодальной верхушки. Низшую группу свободного населения представляли крестьяне — смерды. Они владели землей(волостями и вервями)  и скотом. Смерды составляли подавляющую часть населения Киевской Руси, платили установленные налоги(подать,дань)  и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Полузависимые (полусвободные) люди. В Киевской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей — закупов. Так называли смердов, которые по разным причинам временно утрачивали хозяйственную самостоятельность, но при определенных условиях имели возможность обрести ее снова. Они работали в хозяйстве феода за купу- заем. Долг надо было отработать, но сроков и или каких либо других норм не было установлено. Объем работ определялся кредитором. Поэтому со временем нарастал процент на заем и кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время. Впервые отношения заемщика и кредитора стали регулироваться после 1113 года, уставом Владимира Мономаха ограничивались размеры процентных долгов.    Зависимые(невольные) люди назывались холопами. Сначала этим термином называли лиц мужско­го пола,  а со временем всех невольных людей. Церковь призывала к смягчению в отношениях с холопами, советовала отпускать их на волю к «воспоминанию души». Такие холопы переходили в категорию изгоев. К изгоям относились люди, которые в силу различных причин выбыли из той социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в дру­гую. Все эти люди переходили под защиту церкви. Основная масса изгоев в Киевской Руси происходила из холопов, которые получали свободу. О задушных людях, так же как и о прикладниках, мы узнаем из устава князя Владимира. Задушные люди – это холопы, отпущенные по завещанию («задушью») и находившиеся под патронатом церкви. Под прощенниками надо понимать тех людей, которые были превращены в холопов за неплатеж долгов. А потом были прощены и получили свободу, но остались зависимыми от церкви – под патронатом.


 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: