Суд и процесс в Киевской Руси

В Древнерусском государстве суд не был отделен от администрации, т. е. судебные функции осуществляли органы власти (суд князя, посадника, волостеля). Феодалы могли судить зависимое население на территории своих вотчин (вотчинный суд). Вопросы брачно-семейных отношений рассматривали церковные суды. С древности были известны и продолжали действовать общинные суды.

Дела о гражданских правонарушениях и уголовных преступлениях рассматривались в едином порядке – в форме состязательного процесса. Стороны – истец и ответчик – имели равные права и сами собирали доказательства. В качестве доказательств использовались показания свидетелей, вещественные доказательства, испытания раскаленным железом или водой, очистительная присяга.

Заинтересованные лица могли разрешить спор, не доводя дело до судебного разбирательства. Были известны три формы досудебной подготовки дела:

заклич, (объявление о совершении преступления. Производился в людном месте. Если пропажа находилась в течении 3 дней, то ответчиком считался тот, у кого была найдена пропажа)

свод напоминал очную ставку. Свод осуществляли либо дл заклича, либо  до истечения 3 дней. Лицо у кого обнаруживалась пропажа должен был указать на человека, у которого приобрел вещь. Свод проводился до тех пор пока не был найден человек, который был способен дать ответ где он приобрел вещь. Он и признавался вором.

гонение следа. Стадия заключалась в поисках преступника по следам. Если следы приводили на большую дорогу, гонение следа прекращалось. Если следы убийцы приводят в общину, то община должна либо разыскивать преступника и выдать его суду, либо платить дикую виру.


 

 




Общественный строй Новгородской и Псковской феодальных республик

Прежде всего, новгородское население делилось на лучших и меньших людей. Причем меньшие не были меньшими по политическим правам, а только по экономическому положению и фактическому значению.  Кроме общего разделения на лучших и меньших, новгородское общество делилось на три класса: высший класс – бояре, средний – житьи люди, своеземцы и купцы, низший – черные люди. В Новгороде и Пскове, как и в других районах Руси, существовали светские и духовные феодалы. К духовным прежде всего принадлежали монастыри и высшие духовные иерархи: архиепископ, епископ, настоятели монастырей. К светским феодалам принадлежали бояре, житьи люди (т. е. зажиточные). Наиболее влиятельную группу феодалов составляли бояре — потомки родоплеменной знати. В основе их политического могущества лежало богатство. Известна и такая категория землевладельцев, как своеземцы или земцы, земцы — крестьяне-собственники,  своеземцы — это измельчавшие бояре. В Новгороде трудно отделить феодалов и городское население, вотчинников и купцов. Но, так или иначе, купцы в Новгороде и Пскове играли громадную роль. Основным занятием их была внутренняя и внешняя торговля.

В Новгороде существовали и так называемые черные, малодшие люди, к которым относились мастера, ученики, ремесленники и наймиты. Зависимое население республик включало в себя прежде всего крестьян, половников, холопов. Большая часть крестьян находилась в зависимости от феодального государства. Известно, что в Новгороде и Пскове были и холопы.

 Органы государственного управления Новгородской и Псковской феодальных республик

В знак независимости от княжеской власти, в связи с установлением республиканского строя, Новгород стал именоваться Господин Великий Новгород. С достижением независимости Псков также стал называться Господин Псков. Высшим органом власти в обеих республиках считалось вече главных городов, т. е. собрание жителей городских общин. Участие крестьян в вече не предусматривалось. Вече созывалось князем, посадником или тысяцким. Вече не было постоянно действующим органом, оно созывалось только тогда, когда в нем была действительная необходимость. Чаще всего это случалось во время войн, восстаний, призыва князей. Вече собиралось по звону вечевого колокола на площади, называвшейся Ярославовым двором. Вече обладало законодательной инициативой, решало вопросы внешней политики и внутреннего устройства, а также судило по важнейшим преступлениям. Вече имело право принимать законы, приглашать и изгонять князя, выбирать, судить и снимать с должности посадника и тысяцкого, разбирать их споры с князьями, решать вопросы о войне и мире, раздавать волости на кормление князьям. Вече в Пскове в значительно большей степени, чем в Новгороде, учитывало интересы городской общины. Большую роль в управлении играли должностные лица, избираемые на вече. Высшим должностным лицом в обеих республиках были посадники. Избирался на 1-2 года, наделен исполнительной властью. Вторым лицом в Новгороде был тысяцкий. ведал вопросами торговли и торгового суда.  В Пскове избирали вместо тысяцкого еще одного посадника. Князь с 1136 г., установления Новгородской республики, перестал быть носителем верховной власти. Князь являлся в Новгороде высшей судебной и военной властью, руководил и управлял судом, скреплял сделки и утверждал в правах Князь не имел права судить без посадника. Князь был необходим Новгороду не только для обороны границ, но и для обеспечения торговых интересов Новгородской республики. Князь обязывался давать новгородским купцам в своем княжестве безопасный и свободный проезд, пускать их в свои владения «гостить без рубежа», то есть без задержки. Также одной из важнейших выборных должностей в Новгородской республики был архиепископ, называемый новгородцами владыкой. Новгород делился на 5 концов(пятин) а Псков на 6. центром управления пятины являлся пригород. Существовало адм-ое деление на округа(губы), волости и села.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: