Проблемы и задачи изучения

Образование                                                 

Педагогические                                        

Науки

РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

 


Под редакцией А. Г. Рузской

 

 

 

 

                                                                                                                         

Москва

«Педагогика»

1989

 


ББК 88.8 Р17

 

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Академии педагогических наук СССР

Авторы:

М. И. ЛИСИНА, А. Г. РУЗСКАЯ, Н. Н. АВДЕЕВА, Б\ В. ВЕТРОВА, Л. Н. ГАЛИГУЗОВА, Н. И. ГАНОШЕНКО, Д. Б. ГОДОВИКОВ А, М. Г. ЕЛАГИНА. И. А. ЗАЛЫСИНА, С. Ю. МЕЩЕРЯКОВА, Е. О. СМИРНОВА, Л. М. ЦАРЕГОРОДЦЕВА, В. Г. ЩУР, С. Г. ЯКОБСОН

Рецензенты:

В. Э. ЧУДНОВСКИЙ доктор психологических наук

Ф. А. СОХИН

кандидат психологических наук

Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Р17 Под. ред. А. Г. Рузской; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР — М.: Педагогика, 1989.—216 с.

Пер. 1 р. 30 к.

 

В монографии анализируется психологическая природа контактов между детьми первых лет жизни; зарождение и раз­витие потребности в общении' со сверстниками у детей от первых месяцев до 7 лет; характер складывающихся взаимоотношений и их роль в общем психическом развитии ребенка и формиро­вании его личности на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

Для психологов и педагогов.




4303000000(0303050000)—004

Р   -------- ---------- ----- 36—89                     ББК 88.8

005(01)—89

ISBN 5-7155-0147-4      @ Издательство «Педагогика», 1989



Предисловие

Сфера общения в целом в последние два десятилетия привлекала пристальное внимание исследователей. Природа общения, его воз­растные и индивидуальные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б. Д. Парыгин, 1971; И. С. Кон, 1971, 1978), психолингвистов (А. А. Леонтьев, 1979), специалистов в области социальной (Г. М. Андреева, 1980; Б. Ф. Поршнев, 1966), детской и возрастной психологии (Я. Л. Коломинский, 1976, 1981; В. С. Мухина, 1975).

Настоящая книга посвящена проблемам становления и развития общения дошкольников со сверстниками. В ней представлена не­большая часть обширных исследований, выполненных под руковод­ством М. И. Лисиной в лаборатории психического развития и вос­питания детей дошкольного возраста НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

Коллектив лаборатории в течение полутора десятилетий зани­мался изучением общения детей со взрослыми. Исследовалось возникновение общения в первые недели и месяцы жизни ребенка, его дальнейшее преобразование и изменение. Особое внимание к "изучаемой проблеме вызвано тем огромным значением, которое общение имеет для общего психического развития ребенка. По мне­нию выдающихся советских психолов Л. С. Выготского, А. Н. Леонть­ева, С. Л. Рубинштейна, развитие психики у ребенка происходит в основном путем социального наследования, присвоения общест­венного опыта. На протяжении детства ребенок усваивает наслед­ство отцов. В процессе такого в широком смысле слова обучения и совершается подлинное развитие его психики. Ребенок не только получает отдельные знания или умения — у него происходит корен­ное изменение различных психических процессов.

Значимость общения со взрослыми в психическом развитии ре­бенка подтверждается случаями глубокого и необратимого недо­развития детей, выросших в изоляции от человеческого общества (дети-маугли), «госпитализма» при резком недостатке воспитатель­ных воздействий взрослого, особенностями развития маленьких детей в семье и вне семьи, успешного продвижения детей в условиях научно обоснованной, целенаправленной организации их контактов со взрослыми.

Однако очевидно, что ребенку недостаточно контактировать только со старшими; у него появляется, а затем все более усилива-

3


ется стремление к общению с другими детьми. Взаимодействие с  ними составляет вторую сферу контактов ребенка с окружающими людьми, которая также очень важна для детей, и они сами остро это, ощущают и выражают. Однако и само общение ребенка со сверстником, и его значение для общего психического развития детей изучены намного меньше, чем общение со взрослым. Осо­бенно справедливо это положение применительно к младшим дет­ским возрастам. Место контактов со сверстниками для развития самих маленьких детей пока еще недостаточно освещено в науке. Только после поступления в школу и позднее, в подростковом и юношеском возрасте, отчетливо вырисовывается вся важность, которую имеет для ребенка его общение с ровесниками.

Между тем большое число дошкольников посещают различные детские учреждения, где проводят основное время бодрствования среди ровесников. Широкая система общественного дошкольного  воспитания в нашей стране определяет практическую актуальность исследования общения детей первых 7 лет жизни со сверстниками. Эффективность воспитания в большой степени зависит от умения педагогов организовать правильные отношения между детьми в группе яслей и детских садов. Такое умение в основе своей предпо­лагает точное знание особенностей общения между сверстниками на разных этапах детства и закономерностей их преобразования. Изучение ранних форм общения ребенка с другими детьми актуаль­но и для совершенствования семейного воспитания. Высокий про­цент семей с одним ребенком требует от родителей особого внимания к организации достаточных по количеству и адекватных по качеству контактов ребенка с ровесниками.

Очевидно и теоретическое значение указанного вопроса: он входит в контекст более широкой проблемы факторов психического развития. Есть ли основания считать, что общение со сверстниками оказывает существенное влияние на формирование личности и де­ятельности маленьких детей? В случае положительного ответа возникает необходимость установить, на какие именно стороны психики малыша влияют контакты со сверстниками и каковы пути такого влияния.

Обратившись к научной литературе, мы установили, что психо­логические проблемы общения дошкольников с ровесниками раз­работаны недостаточно, несмотря на большое количество иссле­дований. Последнее связано с тем, что в настоящее время в отече­ственной психологии и за рубежом развитие общения маленьких детей со сверстниками описывается как процесс, главным образом, количественных изменений. Кроме того, каждая линия изменения общения рассматривается в отрыве от других, так что онтогенети­чески общение предстает в виде разрозненных фактов и явлений, а связь последних между собой остается невыясненной.

Особенность и новизна нашего подхода состояла в том, что мы стремились выделить взаимосвязанные линии возрастных изменений   4


общения детей с ровесниками. Эти линии объединены тем, что они составляют соподчиненные структурные элементы единой психологи­ческой категории — категории деятельности. Основные усилия мы направили на выявление на каждом уровне развития целостной кар­тины общения в ее содержательных качественных особенностях. Такой подход позволял не ограничиваться регистрацией внешней поведенческой активности, а увидеть в действиях ребенка акты, составляющие единицы деятельности и имеющие внутреннее напол­нение, психологическое содержание (потребности, мотивы, цели, за­дачи и т. д.). Внимание и усилия авторского коллектива были сосредо­точены на анализе потребностно-мотивационной стороны общения дошкольников-сверстников, до сих пор практически никем не изу­чавшейся.

Более 10 лет назад в лаборатории под руководством М. И. Ли­синой началось экспериментальное исследование происхождения и развития контактов с ровесниками у детей в первые 7 лет жизни. Оно продолжается до сих пор, но уже дало первые результаты, кото­рые мы и представляем на суд читателей.

Книга состоит из трех частей. В первой части рассказывается о предыстории общения детей со сверстниками: о психологической природе контактов между детьми от 3 мес до 3 лет, об источниках, порождающих эти контакты, о зарождении у ребенка потребности в общении с равными себе существами и становлении самого обще­ния. Вторая часть книги представляет собою изложение материалов исследования структуры собственно общения дошкольников со сверстниками. На основе соотнесения между собой всех аспектов общения дошкольников разного возраста сделана попытка выделе­ния качественных ступеней его развития. Третья часть книги освещает вопрос об основных продуктах общения дошкольников со сверстниками. В ней рассматриваются особенности образа себя и ровесника у детей первых 7 лет жизни, а также характер взаимо­отношений, складывающихся между детьми в эти годы. Специаль­ное внимание в этой части книги уделяется условиям, способству­ющим своевременному возникновению и развитию общения детей с ровесниками, и прежде всего роли общения со взрослым в этом.

Авторы стремились не только раскрыть, каждый на своем мате­риале, характер общения дошкольников с ровесниками, но по воз­можности показать ту роль, которую оно играет в развитии ребенка. В создании монографии участвовали: предисловие и заключение — А. Г. Рузская, первая глава — М. И. Лисина, вторая — Л. М. Царегородцева, третья —

Л. Н. Галигузова, четвертая — А. Г. Рузская и Н. И. Ганошенко, пятая — Д. Б. Годовикова, шестая — Е. О. Смир­нова и В.В. Ветрова, седьмая — М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, восьмая — Н. Н. Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Ме­щерякова и В.Г. Щур, девятая — С. Г. Якобсон и И.А. Залысина.

 

5


Глава первая (вводная)




Проблемы и задачи изучения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: