Образование
Педагогические
Науки
РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ
|
Под редакцией А. Г. Рузской
Москва
«Педагогика»
1989
ББК 88.8 Р17
Печатается по решению Редакционно-издательского совета Академии педагогических наук СССР
Авторы:
М. И. ЛИСИНА, А. Г. РУЗСКАЯ, Н. Н. АВДЕЕВА, Б\ В. ВЕТРОВА, Л. Н. ГАЛИГУЗОВА, Н. И. ГАНОШЕНКО, Д. Б. ГОДОВИКОВ А, М. Г. ЕЛАГИНА. И. А. ЗАЛЫСИНА, С. Ю. МЕЩЕРЯКОВА, Е. О. СМИРНОВА, Л. М. ЦАРЕГОРОДЦЕВА, В. Г. ЩУР, С. Г. ЯКОБСОН
Рецензенты:
В. Э. ЧУДНОВСКИЙ доктор психологических наук
Ф. А. СОХИН
кандидат психологических наук
Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Р17 Под. ред. А. Г. Рузской; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР — М.: Педагогика, 1989.—216 с.
|
|
Пер. 1 р. 30 к.
В монографии анализируется психологическая природа контактов между детьми первых лет жизни; зарождение и развитие потребности в общении' со сверстниками у детей от первых месяцев до 7 лет; характер складывающихся взаимоотношений и их роль в общем психическом развитии ребенка и формировании его личности на каждом возрастном этапе дошкольного детства.
Для психологов и педагогов.
4303000000(0303050000)—004
Р -------- ---------- ----- 36—89 ББК 88.8
005(01)—89
ISBN 5-7155-0147-4 @ Издательство «Педагогика», 1989
Предисловие
Сфера общения в целом в последние два десятилетия привлекала пристальное внимание исследователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б. Д. Парыгин, 1971; И. С. Кон, 1971, 1978), психолингвистов (А. А. Леонтьев, 1979), специалистов в области социальной (Г. М. Андреева, 1980; Б. Ф. Поршнев, 1966), детской и возрастной психологии (Я. Л. Коломинский, 1976, 1981; В. С. Мухина, 1975).
Настоящая книга посвящена проблемам становления и развития общения дошкольников со сверстниками. В ней представлена небольшая часть обширных исследований, выполненных под руководством М. И. Лисиной в лаборатории психического развития и воспитания детей дошкольного возраста НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.
Коллектив лаборатории в течение полутора десятилетий занимался изучением общения детей со взрослыми. Исследовалось возникновение общения в первые недели и месяцы жизни ребенка, его дальнейшее преобразование и изменение. Особое внимание к "изучаемой проблеме вызвано тем огромным значением, которое общение имеет для общего психического развития ребенка. По мнению выдающихся советских психолов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, развитие психики у ребенка происходит в основном путем социального наследования, присвоения общественного опыта. На протяжении детства ребенок усваивает наследство отцов. В процессе такого в широком смысле слова обучения и совершается подлинное развитие его психики. Ребенок не только получает отдельные знания или умения — у него происходит коренное изменение различных психических процессов.
|
|
Значимость общения со взрослыми в психическом развитии ребенка подтверждается случаями глубокого и необратимого недоразвития детей, выросших в изоляции от человеческого общества (дети-маугли), «госпитализма» при резком недостатке воспитательных воздействий взрослого, особенностями развития маленьких детей в семье и вне семьи, успешного продвижения детей в условиях научно обоснованной, целенаправленной организации их контактов со взрослыми.
Однако очевидно, что ребенку недостаточно контактировать только со старшими; у него появляется, а затем все более усилива-
3
ется стремление к общению с другими детьми. Взаимодействие с ними составляет вторую сферу контактов ребенка с окружающими людьми, которая также очень важна для детей, и они сами остро это, ощущают и выражают. Однако и само общение ребенка со сверстником, и его значение для общего психического развития детей изучены намного меньше, чем общение со взрослым. Особенно справедливо это положение применительно к младшим детским возрастам. Место контактов со сверстниками для развития самих маленьких детей пока еще недостаточно освещено в науке. Только после поступления в школу и позднее, в подростковом и юношеском возрасте, отчетливо вырисовывается вся важность, которую имеет для ребенка его общение с ровесниками.
Между тем большое число дошкольников посещают различные детские учреждения, где проводят основное время бодрствования среди ровесников. Широкая система общественного дошкольного воспитания в нашей стране определяет практическую актуальность исследования общения детей первых 7 лет жизни со сверстниками. Эффективность воспитания в большой степени зависит от умения педагогов организовать правильные отношения между детьми в группе яслей и детских садов. Такое умение в основе своей предполагает точное знание особенностей общения между сверстниками на разных этапах детства и закономерностей их преобразования. Изучение ранних форм общения ребенка с другими детьми актуально и для совершенствования семейного воспитания. Высокий процент семей с одним ребенком требует от родителей особого внимания к организации достаточных по количеству и адекватных по качеству контактов ребенка с ровесниками.
Очевидно и теоретическое значение указанного вопроса: он входит в контекст более широкой проблемы факторов психического развития. Есть ли основания считать, что общение со сверстниками оказывает существенное влияние на формирование личности и деятельности маленьких детей? В случае положительного ответа возникает необходимость установить, на какие именно стороны психики малыша влияют контакты со сверстниками и каковы пути такого влияния.
Обратившись к научной литературе, мы установили, что психологические проблемы общения дошкольников с ровесниками разработаны недостаточно, несмотря на большое количество исследований. Последнее связано с тем, что в настоящее время в отечественной психологии и за рубежом развитие общения маленьких детей со сверстниками описывается как процесс, главным образом, количественных изменений. Кроме того, каждая линия изменения общения рассматривается в отрыве от других, так что онтогенетически общение предстает в виде разрозненных фактов и явлений, а связь последних между собой остается невыясненной.
|
|
Особенность и новизна нашего подхода состояла в том, что мы стремились выделить взаимосвязанные линии возрастных изменений 4
общения детей с ровесниками. Эти линии объединены тем, что они составляют соподчиненные структурные элементы единой психологической категории — категории деятельности. Основные усилия мы направили на выявление на каждом уровне развития целостной картины общения в ее содержательных качественных особенностях. Такой подход позволял не ограничиваться регистрацией внешней поведенческой активности, а увидеть в действиях ребенка акты, составляющие единицы деятельности и имеющие внутреннее наполнение, психологическое содержание (потребности, мотивы, цели, задачи и т. д.). Внимание и усилия авторского коллектива были сосредоточены на анализе потребностно-мотивационной стороны общения дошкольников-сверстников, до сих пор практически никем не изучавшейся.
Более 10 лет назад в лаборатории под руководством М. И. Лисиной началось экспериментальное исследование происхождения и развития контактов с ровесниками у детей в первые 7 лет жизни. Оно продолжается до сих пор, но уже дало первые результаты, которые мы и представляем на суд читателей.
Книга состоит из трех частей. В первой части рассказывается о предыстории общения детей со сверстниками: о психологической природе контактов между детьми от 3 мес до 3 лет, об источниках, порождающих эти контакты, о зарождении у ребенка потребности в общении с равными себе существами и становлении самого общения. Вторая часть книги представляет собою изложение материалов исследования структуры собственно общения дошкольников со сверстниками. На основе соотнесения между собой всех аспектов общения дошкольников разного возраста сделана попытка выделения качественных ступеней его развития. Третья часть книги освещает вопрос об основных продуктах общения дошкольников со сверстниками. В ней рассматриваются особенности образа себя и ровесника у детей первых 7 лет жизни, а также характер взаимоотношений, складывающихся между детьми в эти годы. Специальное внимание в этой части книги уделяется условиям, способствующим своевременному возникновению и развитию общения детей с ровесниками, и прежде всего роли общения со взрослым в этом.
|
|
Авторы стремились не только раскрыть, каждый на своем материале, характер общения дошкольников с ровесниками, но по возможности показать ту роль, которую оно играет в развитии ребенка. В создании монографии участвовали: предисловие и заключение — А. Г. Рузская, первая глава — М. И. Лисина, вторая — Л. М. Царегородцева, третья —
Л. Н. Галигузова, четвертая — А. Г. Рузская и Н. И. Ганошенко, пятая — Д. Б. Годовикова, шестая — Е. О. Смирнова и В.В. Ветрова, седьмая — М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, восьмая — Н. Н. Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова и В.Г. Щур, девятая — С. Г. Якобсон и И.А. Залысина.
5
Глава первая (вводная)
Проблемы и задачи изучения