Подход к общению детей со сверстниками как к особой коммуникативной деятельности обусловливает еще один специфический аспект его изучения. Акты общения, осуществляясь многократно и в разнообразных вариантах, становятся основой для фомирующихся между партнерами взаимоотношений, а последние, в свою очередь, составляют базу для познания человеком самого себя.
Выдвигая свой тезис, мы опирались на положения марксистско-ленинской философии а сущности самосознания и о природе познания человеком самого себя и других людей. Суть этих положений состоит в утверждении, что отношения человека с окружающими людьми служат основным источником самосознания и являются главным средством самопознания. Раскрывая психологический смысл известной формулы К. Маркса: «Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку» (К- Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 23, с. 62), С. Л. Рубинштейн подчеркивает: «Значит, дело не только в том, что мое отношение к себе опосредствовано моим отношением к другому,...но и в том, что мое отношение к самому себе опосредствовано отношением ко мне другого» (1976, с. 333). «Для всего моего существования как человека,— продолжает С. Л. Рубинштейн,— фундаментальным является существование другого человека, то, что я существую для него, каким я ему представляюсь» (там же, с. 369). И заключает автор мыслью о том, что эмпирически в жизни ребенка отношения других людей к нему определяют его отношения к ним, формируя отношение к себе и самосознание.
|
|
Таким образом, для советской психологии общение не самодовлеющий, замкнутый на себе акт, а деятельность, имеющая свои, так сказать, «долговременные» продукты. В качестве ближайшего такого продукта можно рассматривать отношения, складывающиеся между партнерами по общению (Я. Л. Коломинский, 1976), а конечным продуктом является, по-видимому, образ других людей и самого себя у субъекта общения.
Необходимо подчеркнуть принципиальное отличие в этом пункте исходных позиций советской психологии от взглядов иных школ и направлений. Наиболее очевидно ее несовпадение с позицией бихевиоризма, для которого в поле зрения остаются только видимые для глаза наблюдателя реакции индивида на воздействия других людей. Анализ их осуществляется так, как если бы акты общения не порождали никаких длительно существующих образований сложной структуры в виде системы взаимоотношений, которые реально опосредствуют все последующее поведение людей. В рамках бихевиоризма не уделяется внимания и еще более отдаленному продукту общения — складывающемуся у человека представлению о самом себе и о других людях и значению для возникновения этого продукта восприятия человеком отношения к нему других людей. Общение 21
|
|
в их понимании сводится к реагированию на «социальные» стимулы и к приятию «социального» подкрепления
Представители психоаналитической концепции, в особенности новейших ее вариантов вроде теории «привязанности» (Y. Bowlby, 1969) или «мотивации зависимости» (Е. Maccoby, J. Masters, 1970), подвергают деятельность общения более глубокому анализу. Особое внимание они уделяют как раз факту формирования, системы связей между контактирующими партнерами. Но эти связи рассматриваются как структуры почти абсолютно аффективные — эмоциональные и эмоциогенные (J. Dunn, 1977). Когнитивное начало в них нередко игнорируется, вследствие чего не совершается переход от опосредствующего образования — системы взаимоотношений — к важнейшему конечному продукту — формирующемуся самопознанию и самосознанию через познание другого человека и учет его.отношения к себе. Еще чаще когнитивное начало приуменьшается в своем значении, и тогда такие структуры, как «эго», «суперэго» и т. п., естественно трактуются как весьма далекое от истинного отражения действительных качеств субъекта кривое зеркало «Я».
Вернемся, однако, к характеристике позиции советской психологической школы. И здесь нам придется говорить не только о достижениях и успехах, но и о недоработках, о пробелах, ждущих своего заполнения. Рассмотрим два звена тезиса, сформулированного выше—о понимании общения как деятельности и о самопознании как продукте общения. Важный вопрос о системе взаимоотношений, формирующихся между партнерами по общению, мы оставим в стороне и сделаем это по следующей причине. Мы не изучали его экспериментально в достаточной степени, и в книге, введением к которой служит данная глава, нет обширных материалов на эту тему. Кроме того, результаты изучения взаимоотношений между сверстниками на разных этапах детства представлены и подробно проанализированы Я. Л. Коломинским (1976).
Итак, общение есть деятельность. Мы уже останавливались на нашем понимании деятельностного подхода к общению. Поэтому только еще раз подчеркнем то, что интерпретация общения как коммуникативной деятельности требует определения всех структурных компонентов, присущих любой деятельности, и прежде всего ее предмета и специфической потребности.
Несмотря на то что большинство авторов охотно декларируют продуктивность и даже необходимость подхода к пониманию общения детей со сверстниками как деятельности, весьма редко приходится видеть его реализацию на деле. Возьмем вопрос о предмете деятельности в этой сфере общения. Ясную его формулировку можно
Правда, обращаясь к сложным случаям из реальной практики, некоторые авторы этого направления вынуждены принимать в расчет то, что мы называем продуктами общения (F. Dodson,-1970).
22
найти, пожалуй, лишь в работах, выполненных Т. В. Драгуновой, Д. Б. Элькониным и их сотрудниками, где говорится, что «предметом этой деятельности является другой человек — товарищ — сверстник как человек» (Возрастные и индивидуальные..., 1967, с. 317). Между тем четкая формулировка того, что служит объектом общения детей между собой,— необходимое условие для понимания главного в этой деятельности, поскольку предмет деятельности, есть важнейшее определяющее ее специфики (А. Н. Леонтьев, 1972).
Еще хуже обстоит дело с определением той специфической потребности, которую удовлетворяет ребенок в ходе своего общения со сверстниками. Чаще всего этот вопрос вообще не поднимается, а в тех немногих работах, в которых он затрагивается, зачастую предлагается упрощенное его решение. Так, В. С. Мухина (1975), Т. А. Репина (1965), Я. Л. Коломинский (1976) цитируют слова шестилетнего мальчика, обращенные к матери: «Мне надо ребенков, а ты не ребенок», как свидетельство наличия у этого дошкольника потребности в общении со сверстниками. Нам кажется, однако, что подобного рода высказывания не позволяют ни понять, в чем же состоит потребность в общении со сверстниками, ни даже просто констатировать, что она" уже сложилась у данного ребенка. Другие дети могут требоваться ему для достижения иной, некоммуникативной цели, которую он не в состоянии реализовать в одиночку. Такая чисто практическая, прагматическая нужда в сверстнике определяет и то, в каком качестве выступает последний как объект деятельности ребенка. И в этом пункте тесно сплетаются вопросы о потребности в общении и о предмете коммуникативной деятельности. Нам думается, что следует говорить о наличии специфической потребности в общении не тогда, когда у ребенка возникает нужда в других детях, а лишь применительно к тем случаям, когда пунктом приложения активности ребенка становится «сверстник как человек» (Возрастные и индивидуальные..., 1967).
|
|
Последняя формула нуждается в расшифровке. Что значит
«сверстник как человек»? Мы склонны конкретизировать этот тезис
тем же способом, который уже применили к анализу предмета об
щения ребенка со взрослым (М. И. Лисина, 1980, с. 8): по-видимому,
сверстник, как и взрослый, становится предметом именно этой ком
муникативной, а не какой-либо иной деятельности при том условии,
что он начинает выступать для ребенка как индивид, удовлетво
ряющий его специфическую коммуникативную потребность. Иными
словами, когда сверстник предстает перед ребенком как субъект,
одаренный способностью к ответному активному действию того же
класса, что и исходящее от ребенка, т. е. как потенциальный субъект
коммуникативного акта. Тогда и нужда в сверстнике оборачивается
не постоянной потребностью в общении с ним, а возникающей лишь
в тех случаях, когда он стал для ребенка индивидом, потенциальным
субъектом действия общения. Но сказанное еще не раскрывает природу потребности ребенка 23
|
|
в общении со сверстниками, оно только позволяет отделить случаи, характеризующиеся наличием потребности, от остальных, когда ее 'нет. Как же подойти к выяснению самой сущности рассматриваемой потребности? Мы полагаем, что и в этом пункте можно воспользоваться логикой рассуждения «от продукта», которую применили ранее к анализу потребности ребенка в общении со взрослыми (М. И. Лисина, 1974 а, б). Согласно этой логике, потребность, побуждающую к деятельности, следует идентифицировать на основе конечного результата, с достижением которого данная деятельность завершается и прекращается. Таким конечным пунктом коммуникативной деятельности объективно является построение аффективно-когнитивного образа другого человека, партнера по общению, и самого себя. Отсюда следует, что и основное побуждение к коммуникации рождается из стремления ребенка к самопознанию и самооценке через партнера по общению и с его помощью, что в одинаковой степени относится к обеим сферам коммуникации детей. Различие общения со сверстниками и взрослыми, очевидно, состоит в том, как достигается самопознание и самооценка в каждом случае и какие возможности открываются для ребенка в обеих сферах.
И здесь мы переходим от первого пункта, характеризующего, по нашему мнению, подход советской психологии к проблеме общения детей со сверстниками (о природе этой сферы общения как деятельности), к пункту, касающемуся конечного продукта коммуникативной деятельности. Выше мы коротко указали на марксистско-ленинскую философскую основу такого представления о продукте общения. Сейчас нам кажется необходимым констатировать своеобразное положение дел: почти все наши ученые соглашаются с исходными постулатами, определяющими понимание результата и продукта коммуникативной деятельности, но чрезвычайно редко они применяются в реальном экспериментальном или теоретическом исследовании.
У И. И. Чесноковой можно встретить высказывания о том, что «с самого начала познание себя — процесс отраженный, производный к познанию других людей вообще и отношений других людей к себе в частности» (1977, с. 59), о роли в этом процессе общения со взрослыми и сверстниками, которое становится необходимым условием познания ребенком самого себя. Однако в работе отсутствуют данные, которые позволили бы увидеть особенности самопознания, осуществляемого с помощью общения со взрослыми, сравнительно с познанием себя, достигаемым через общение со сверстниками. Нет систематического анализа данных онтогенетического характера, которые бы характеризовали возрастные черты исследуемого процесса, позволяя сопоставить результаты самопознания и содержание общения ребенка со взрослыми и со сверстниками на разных этапах детства. А без таких данных трудно достичь реального продвижения в конкретизации исходных положений весьма, общего характера. Правда, в отношении подростков И. И. Чеснокова сообщает, 24
что их общение друг с другом имеет «прямое отношение к формированию представления о себе, которое складывается в процессе сравнения поступков и качеств товарища со своими собственными» (там же, с. 68), причем с возрастом общение начинает выполнять у подростка «одну из своих функций — познание других и себя в этом процессе» (там же, с. 73). Думается, однако, что автор далеко не полно использовала возможности, предоставляемые ей конкретными исследовательскими материалами.
В качестве очень содержательных фактов следовало бы проанализировать результаты изучения общения со сверстниками у подростков, полученные Т. В. Драгуновой (1967). Ей удалось показать, что именно внутри общения со сверстниками подросток познает и других, и самого себя и как в этой сфере коммуникации у детей развиваются средства такого познания. Т. В. Драгунова сравнивает возможности, которые открывает подростку для самопознания общение его со взрослыми и общение с другими детьми: «Сверстник выступает в качестве объекта сравнения с собой и образца, на который подросток равняется. Подростку легче сравнивать себя со сверстником... Взрослый — это образец, практически трудно досягаемый, его качества проявляются в жизненных ситуациях и отношениях, часто отсутствующих у подростка, а сверстник — это мерка, которая позволяет подростку оценить себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом, на которого он может прямо равняться» (Возрастная и педагогическая психология, 1973, с. 128).
Изучение специфических особенностей общения подростков со сверстниками привело Т. В. Драгунову к определенному пониманию роли этой сферы коммуникаций в общем психическом развитии школьников и к выяснению разнообразных путей ее влияния на прогресс их личности и деятельности. Как известно, Т. В. Драгунова вместе с Д. Б. Элькониным выдвинули в свое время тезис о том, что общение со сверстниками в своей личностной, интимной форме составляет ведущую деятельность в подростковом возрасте. Этот тезис получил в экспериментальных исследованиях авторов и их коллег разностороннее и убедительное обоснование. Установлено, что «в сфере общения со сверстниками существуют оптимальные условия для развития и укрепления у подростка ощущения собственной взрослости» (Возрастные и индивидуальные..., 1967, с. 124) — основного новообразования этого возрастного периода. Поскольку товарищ является для подростка образцом, становится ясно, почему общение с ним служит «источником возникновения новых интересов» (там же, с. 125). Личностный характер общения, принимающего зачастую вид споров и дискуссий, объясняет тот факт, что в ходе контактов со сверстниками формируются убеждения подростка, совершается его интеллектуальное развитие, происходит существенное продвижение в аффективно-волевой сфере.
Таким образом, содержательный анализ общения со сверстни- 25
ками позволяет рассматривать его в качестве контекста, в котором осуществляется познание подростком других людей (своих товарищей), а через них и с их помощью — познание самого себя. Познание себя приводит к попыткам — иногда неосознанным, а зачастую и вполне сознательным — активно строить и переделывать свою личность «по образцу», которым служит для подростка любимый товарищ (В. Н. Лозоцева, 1978; Н. Э. Фокина, 1978). В результате общий философский тезис о роли общения с окружающими людьми для познания человеком самого себя конкретизируется и раскрывается применительно к определенному этапу онтогенеза. При этом появляется, в частности, возможность оценить сравнительную роль разных партнеров — старшего (взрослого) и сверстника — в данный период детства для развития самосознания и самооценки ребенка. Впрочем, изучение этой роли, в свою очередь, позволяет глубже проникнуть в понимание сущности каждой сферы коммуникативной деятельности.
Я. Л. Коломинский, используя близкое к предложенному нами толкование природы потребности человека в общении с другими людьми как стремления к оценке и самооценке, считает, что, отправляясь от него, можно попытаться определить специфику общения со сверстниками по сравнению с общением с людьми иного возраста. «По-видимому,— рассуждает автор,— взаимоотношения со взрослыми прежде всего способны удовлетворить потребность в оценке, поскольку взрослый как бы репрезентирует эталонную совокупность общественно признанных ценностей. Общение... с существенно более молодыми партнерами в значительной степени способно удовлетворить потребность оценивать других.. Идентификация со сверстниками позволяет индивиду наиболее адекватно удовлетворить и потребность в оценке и потребность самому оценивать партнера. Именно сверстник как равноправный партнер по общению выступает для него в качестве реальной объективной «точки отсчета» в процессе познания окружающих и самого себя» (1976, с. 49—50). Думается, что высказанное положение может стать интересной гипотезой для экспериментального исследования.
Знакомство с литературой дает основание считать, что в настоящее время психологи располагают фактами, характеризующими самопознание и самооценку как продукт общения ребенка с окружающими людьми, в основном применительно к детям школьного возраста, и главным образом к подросткам. Что касается более младших возрастов, то подобные сведения о них крайне скудны, причем чем моложе дети, тем менее нам о них известно, как они представляют себя и какова функция их общения с разными людьми в формировании их представления о себе.
Лишь недавно начали появляться отдельные исследования на эту тему. Несомненный интерес представляют работы по самооценке дошкольников (Р. Б. Стеркина, 1977), а также по изучению «образа Я» у детей разного (в том числе и дошкольного) возраста при сис-
26
темном исследовании психики ребенка (Н. И. Непомнящая, 1975; В. Б. Барцалкина, 1977). В перечисленных работах содержатся сведения о роли общения в формировании у детей представления о себе. Правда, основной интерес авторов привлекают иные вопросы, и прежде всего влияние структуры и содержания деятельности ребенка на особенности его самопознания. Однако при этом неизбежно выясняется и решающая роль взрослого в создании у детей определенного отношения к себе, к своим действиям и поступкам. Функция общения со сверстниками для протекания этого процесса и для его результатов остается пока в тени.
В отношении дошкольников любопытные материалы можно встретить в книге В. С. Мухиной (1975), где, хотя и не систематически, осуществляется попытка наметить те линии, по которым общение со сверстниками воздействует на общее психическое развитие ребенка, выделили три такие линии. Первая состоит в формировании у дошкольника самой этой сферы деятельности — коммуникаций с другими детьми. «В совместной игре дети учатся согласовывать свои действия с действиями другого, учатся взаимопониманию и взаимопомощи» (там же, с. 120). Важное значение автор придает тому, что в коллективе детей ребенок устанавливает особые отношения «не с наставниками, а с равными ему участниками совместной жизни и деятельности» (там же, с. 147), которыми он не мог бы овладеть, общаясь только со взрослыми.
Вторая линия связана с овладением некоторыми видами деятельности, которые невозможно осуществлять в одиночку. Это прежде всего игра, и в частности те ее разновидности, в которых дети воспроизводят отношения взрослых, что обязательно требует участия нескольких партнеров. Кроме того, сюда входят все, типы занятий с предварительным планированием деятельности, ее регистрацией по ходу дела, выполнение которых формирует обобщенные навыки и умения, ценные для отправления в дальнейшем самых разных видов деятельности.
Третья линия основана на многообразном влиянии общения на развитие личности детей. Так, в общении со сверстниками дошкольник учится применять на практике нормы поведения, упражняется в нравственных поступках. В среднем дошкольном возрасте в группе детей впервые складывается общественное мнение, влияющее на формирование личности. Оценка сверстников приобретает содержательность и начинает оказывать явное воздействие на самооценку дошкольников.
Что же касается раннего и младенческого возраста, то здесь наши сведения о продуктах общения, имеющих вид представления ребенка о себе, отличаются еще большей скудностью. Без выяснения особенностей самооценки на ранних ступенях онтогенеза нельзя создать целостную картину того, как формируется у детей знание себя и отношение к себе. Высказанные соображения побудили нас обратиться к экспе-
27
риментальному исследованию самопознания и самооценки детей начиная с момента их появления на свет, а также к выяснению роли и функции общения ребенка со взрослыми и сверстниками в формировании у них знания о себе и отношения к себе. Мы исходим из того, что ребенок не просто движется в потоке жизни, бездумно переходя от одного ее этапа к другому: по мере накопления опыта у него складывается знание о себе (о своих возможностях и об их границах) и отношение к себе. Этот продукт мы называем аффективно-когнитивным образом. Акцентируя внимание на аффективной части целостного образа, мы говорим об отношении детей к себе; имея в виду когнитивный компонент, говорим о представлении детей о себе.
Источникам формирования образа служит опыт жизни и деятельности, в котором мы предлагаем выделять две неодинаковые части: индивидуальный опыт, приобретаемый детьми при столкновении с несоциальной средой, в системе «ребенок — физический мир», и опыт общения, возникающий при контактах с социальной средой, в системе «ребенок — социальный мир», или «ребенок — другие люди». В свою очередь и опыт общения можно подразделить на две части: со взрослыми и со сверстниками.
Задачи исследования состоят в том, чтобы выяснить относительную важность и специфику опыта каждого рода в формировании у ребенка представления о себе и отношения к себе. При этом имеется в виду, что все составляющие находятся в постоянном взаимодействии друг с другом и оказывают друг на друга взаимное влияние. В восьмой главе мы покажем, как представляется нам сейчас картина развития своего образа у детей под влиянием разных составляющих опыта жизни и деятельности, и прежде всего общения со сверстниками. Роль последнего в развитии представления о себе и отношения к себе у детей после 3 лет резко обозначается.
Обычно, описывая этот период детства, утверждают, что здесь только начинает складываться самооценка детей, причем ребенок опирается в основном на оценку взрослого (Р. Б. Стеркина, 1977). Нам представляется более точным следующее определение: самооценка как отношение к Себе и, следовательно, как аффективный компонент интегрального образа возникает у ребенка вскоре после рождения, по мере появления у него индивидуального опыта, к которому немного погодя присоединяется опыт общения со взрослыми. Одна из особенностей такой ранней самооценки — ее абсолютный характер. Со взрослым ребенок себя не сравнивает — слишком уже сложен и совершенен для него этот образец, а точнее — идеал. В этом смысле ребенок воспринимает себя вне сопоставления с кем-либо, что мы и имеем в виду, когда говорим об абсолютном характере самооценки в младенческом и ранцем возрасте.
При вступлении ребенка в дошкольный возраст главная трансформация самооценки состоит, по нашему мнению, в том, что последняя теряет свой абсолютный характер и становится сопоста- 28
вительной, или сравнительной. Мы предполагаем, что это связано с появлением в жизни ребенка других детей — существ того же рода, что и он сам. Ребенок начинает с ними общаться, т. е. познает их, а через них — себя. Конкретно это означает, что он постоянно примеривает их к себе, а себя — к ним. Первые контакты детей между собой, по-видимому, возникают в русле познавательной и предметно-манипулятивной деятельности и обслуживают эти виды активности. Основания для подобного предположения мы находим у Л. Н. Галигузовой (1978). Но при выраженном деловом характере общение детей — равных друг другу партнеров,— разумеется, никак не может порождать того чувства своей исключительности и абсолютной ценности для окружающих, которое возникало.у ребенка при общении со взрослыми. Поэтому опыт общения со взрослыми и со сверстниками имеет качественные различия между собой.
Общение со сверстниками, конечно, взаимодействует с двумя другими потребностями (предметная деятельность и общение со взрослым), сформировавшимися раньше. Более того, взрослый сохраняет на всем протяжении дошкольного возраста центральное место в мире ребенка, и потому общение со сверстниками постоянно преломляется через призму общения со взрослыми. Можно предполагать, что стремление к уважению взрослого, к взаимопониманию и сопереживанию с ним (М. И. Лисина, 19746) нередко порождает ревность и соперничество с другими детьми, которые способны в значительной мере искажать восприятие детьми общения ее сверстником и отношения к нему.
Таковы наши предварительные соображения по поводу возникновения и развития самопознания детей как продукта деятельности их общения со взрослыми и со сверстниками.