Объяснительная записка

XXV съезд КПСС выдвинул задачу «дальнейшего серьезного совершенствования всей общеобразовательной системы»1. (1 Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976, с. 77) Этим решением съезда должны руководствоваться и работники до­школьных учреждений.

Воспитание детей с нарушениями речи в дошкольных учреж­дениях организуется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». Дети шестилетнего возраста с недоразвитием фонетического строя речи должны усвоить тот объем знаний, умений, навыков, который определен программой подготови­тельной к школе группы дошкольных учреждений общего типа. Однако содержание и методы обучения, по разделу «Родной язык» значительно отличаются от рекомендуемых для детей с нормальным речевым развитием. Данная программа содержит следующие добавления и изменения:

1. Вводится новый материал «Формирование произношения и подготовка к обучению грамоте», который разработан с уче­том имеющихся у детей отклонений в речевом развитии. Обучению элементам грамоты предшествует длительный период,
в течение которого воспитание правильного произношения сочетается с формированием речезвукового анализа и синтеза.

2. В разделе «Формирование грамматически правильной речи» определены основные направления по развитию связной, правильной речи с учетом специфических особенностей детей дан­ной группы. Выделен раздел «Развитие графических навыков».

Данная программа обязательна для логопеда и воспитателя дошкольного учреждения (дошкольной группы) для детей с на­рушениями речи и является руководством при обучении детей с недоразвитием фонетического строя речи.

В подготовительные группы для детей с недоразвитием фо­нетической стороны речи принимают детей шестилетнего воз­раста с нормальным слухом и нормальным интеллектом. В картине недоразвития речи на первый план выступает Несформированность звуковой ее стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фоне­матического восприятия. Недостатки речи при этом не ограни­чиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Лексико-грамматическое развитие при этом нередко задерживается.

Задачи обучения. В секторе логопедии Научно-исследова­тельского института дефектологии разработана система обуче­ния детей старшего дошкольного возраста с фонематическим недоразвитием в условиях пребывания их в специальных детских садах или группах при массовых детских садах.

Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает овладение фонетической системой языка, подго­товку к овладению грамотой общепринятым аналитико-синтетическим методом и усвоение некоторых элементов грамоты.

Решение этих задач сводится к следующему: специальными логопедическими приемами исправляется произношение звуков или уточняется артикуляция имеющихся звуков. Выработка правильных артикуляционных навыков является одним из усло­вий, обеспечивающих успешное решение поставленных задач. Постановка звуков или уточнение произношения уже имеющихся звуков необходимо, однако этим коррекционное обучение не ограничивается. Специальное время отводится па развитие фо­нематического восприятия, т. е. на упражнения в различении поставленных пли уточненных в произношении звуков на слух, а также па развитие слуховой памяти.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического вос­приятия происходит одновременно с развитием анализа и син­теза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в спою очередь способствуют осознанному овладению звуками речи, Эго имеет громадное значение не только для под­готовки к обучению грамоте, но и дли введения в речь постав­ленных или уточненных в произношении звуков. Таким образом, упражнения, имеющие и виду анализ и синтез звукового состава слова, помогают решить две задачи — нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты. Эти две задачи близки, но не идентичны. В самом деле, для овладения устной речью было бы достаточно после постановки звуков, наряду с тренировочными упражнениями, направлен­ными па закрепление произношения, научить детей различать звуки и находить их в составе слова. При этом следовало бы отрабатывать только те звуки, которые неправильно произно­сятся или неправильно употребляются в речи.

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, необходимо еще научить их следующему: различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные; выделять любые звуки из состава слова; уметь членить слова на слоги, а слоги на звуки; уметь объединять звуки в слоги и слова; уметь определять последо­вательность звуков в слове; уметь членить предложения па слова.

Разработанная система обучения предусматривает не только подготовку к обучению грамоте, но также овладение детьми элементами грамоты. Однако обучение грамоте начинается только после 4—5 месяцев устных упражнений, имеющих в виду овладение звуковым составом языка. За это время изучаются почти все звуки речи и все основные дифференцировки (взрыв­ные — фрикативные; звонкие — глухие; свистящие — шипящие; мягкие — твердые; плавные — вибранты). Кроме того, дети овла­девают в определенном объеме анализом и синтезом звукового состава речи. После такой подготовки дети легко и быстро овладевают слоговым чтением и самостоятельным письмом.

Учитывая встречающуюся у детей рассматриваемой группы некоторую задержку лексико-грамматического развития, в си­стеме коррекционного обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспи­тание связной, грамматически правильной речи.

При разработке системы обучения с фонематическим недо­развитием учтено и отставание в развитии у детей произволь­ного внимания. Уже сама организация логопедической работы — частичная замена индивидуальных и групповых занятий фрон­тальными — создает наиболее благоприятные условия для выра­ботки сосредоточенности и развития внимания. Кроме того, в системе обучения предусмотрен ряд специальных упражнении, направленных на развитие у детей внимания к звуковой сто­роне речи.

Особенности речи детей, подлежащих воспитанию и поуче­нию в логопедических группах. Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акусти­ческими признаками. Несформированность звуков выражается в следующем.

Замены звуков более простыми по артикуляции. Так, звон­кие заменяются глухими, р и л звуками л' и йот, с — ш или ф и т. п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих зву­ков, т. е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками т, т', д, д'. Дети произносят «табака» вместо собака; «туба» вместо шуба, «дубы» вместо зубы и т. д.

В других случаях не произошел еще процесс дифференциа­ции звуков, и вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит какой-то средний, неотчет­ливый звук, например: мягкий звук ш' вместо ш и вместо с и с', вместо ч и т' нечто вроде смягченного ч и т. п.

Некоторые звуки ребенок по специальному требованию про­износит правильно, но в речи не употребляет или заменяет. Например, ребенок правильно произносит простые слова собака, шуба, но в речи наблюдается смешение звуков с и ш, например: «светит шолнышко».

Часто наблюдается нестойкое употребление в речи звуков. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах пли при неод­нократном повторении произносит различно.

Нередко указанные особенности произношения сочетаются с искаженным произнесением звуков, т. е. звук может произно­ситься искаженно и в то же время смешиваться с другими зву­ками или опускаться и т. д.

Количество неправильно произносимых или неправильно упо­требляемых в речи звуков может достигать большого числа (до 16 — 20) Чаще всего оказываются сформированными свистящие и шипящие звуки (с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ); звуки т' и д'; звуки л, р, р'; звонкие нередко замещаются парными глухими. Реже недостаточно противопоставлены некоторые пары мягких и твердых звуков; отсутствует непарный мягкий согласный йот; гласный ы. Могут быть и другие недостатки произношения.

Приведем примеры неправильного произношения слов детьми шести - семи возраста: «тольнытка» пли «сонппска» вме­сто солнышко; «ляде» вместо ружье; «сяинк» вместо чайник; «тупы» вместо зубы; «паяпап» вместо барабан; «Тинята лидали в ятике» вместо Щенята лежали в ящике; «Дивет под клилеткам, квот колеткам, кодяппом длудит, дом таладит» (Живет noд  крылечком, хвост колечком, с хозяином дружит, дом сто­рожит) и т.п.

Иногда дети с трудом произносят многосложные слова и слова со стечением согласных, например: «катиль» вместо ска­терть, «сипет» вместо велосипед, «листри» вместо электриче­ство и т. д.

Уже сам характер отклонений произношения и употребления в речи звуков детьми указывает на недостаточную полноту у них фонематического восприятия. Эта недостаточность проявляется и при выполнении детьми специальных задании по различению звуков. Так, у детей возникли затруднения, когда им предло­жили внимательно слушать и поднимать руку в момент произ­несения какого-либо звука или слога. Не меньшие трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными зву­ками (например: па-ба; ба-па); при самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой-либо определенный звук; при вы­делении звука, с которого начинается слово, и т. п. У большин­ства детей значительные затруднения наблюдаются при необ­ходимости подобрать с помощью картинок слова, начинающиеся па какой-либо определенный звук.

На недостаточность слухового восприятия указывают и за­труднения детей при анализе звукового состава речи.

Кроме всех перечисленных особенностей произношения и раз­личения звуков, при фонематическом недоразвитии нередко на­блюдается смазанность речи, сжатая артикуляция, а также бед­ность словаря и некоторая задержка в формировании грамма­тического строя речи.

Проявления речевого недоразвития у данной группы детей выражены в большинстве случаев нерезко. И только при спе­циальном обследовании речи детей выявляются разнообразные ошибки в падежных окончаниях и употреблении предлогов, в согласовании прилагательных и числительных с существитель­ными и т. п.

Распорядок дня. Предлагаемая система подготовки к обу­чению в школе детей с недостатками речи требует четкой орга­низации их жизни во время пребывания в детском саду. Соблю­дение режима дня и правильное распределение нагрузки дает возможность без излишнего напряжения и утомления выполнить все задачи. Важно также правильно распределить обязанности между логопедом и воспитателем1.

Логопед работает в детском саду с 9 до 13 ч2. из них 3,5 часа отводится на фронтальные и индивидуальные занятий, а 30 минут выделяются на ведение документации.

Для речевых групп разработан режим дня и сетка занятий, значительно отличающиеся от обычного.

В утренние часы в речевых группах проводится ежедневно по два занятия: 1-е занятие с 9 ч до 9 ч 30 мин и 2-е — с 9 ч 10 мни до 10 ч 10 мин.

После проведения фронтального занятия логопед с 9ч 30 мин до 12 ч 30 мин занимается с небольшими подгруппами в 3— 4 человека (примерно по 20—30 мни). В подгруппы подбирают детей со сходными недостатками речи. Состав подгрупп в те­чение года может изменяться в зависимости от конкретных пелен и задач того пли иного периода обучения и индивидуаль­ных успехов каждого ребенка. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, целесооб­разно объединять детей с более или менее однородными дефек­тами произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков и постепенно возрастает возможность включить упражнения, направленные на расши­рение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировать детей с учетом всего объема речевой работы с каждым из них. Так, рекомендуется отдельно проводить занятия с детьми, недостаточность которых ограничи­вается фонематическим недоразвитием при достаточно вы­соком уровне развития грамматического строя речи. Занимаясь с этими подгруппами, логопед сосредоточивает свое внимание на постановке и закреплении произношения звуков, на диффе­ренциации звуков и анализе звукового состава речи. В другие подгруппы объединяют детей, речевые недостатки которых касаются не только фонетики, но лексики и грамматики, т. е. детей с общим недоразвитием речи. В занятиях с этими под­группами, кроме всего перечисленного, логопед уделяет много времени и внимания развитию словаря и грамматического - оформления речи. Таким подгруппам следует отводить значительно больше времени, чем подгруппам только с фонематическим недоразвитием.

С детьми, страдающими особо тяжелыми недостатками про­изношения (ринолалия, стертая форма дизартрии и т. п.), кроме подгрупповых занятий, могут проводиться па всем протяжении обучения индивидуальные занятия.

Воспитатель планирует свои занятия с учетом всех постав­ленных задач. Совместно с логопедом планируются занятия по развитию речи и по закреплению произносительных навыков.

Если первое занятие проводит логопед (по произношению, грамоте или развитию речи), воспитатель присутствует па нем, делает записи, так как отдельные элементы этого занятия вклю­чены в его вечернюю работу. После десятиминутного перерыва воспитатель проводит (согласно сетке) свое занятие, а в это время логопед берет одного или нескольких детей на индивиду­альную работу в кабинет. Не следует забывать, что основная цель специальных групп — исправить речь детей. Логопед всегда учитывает способности и индивидуальные особенности детей. Так, если ребенок хорошо успевает по лепке, рисованию или аппликации, то он может это занятие без ущерба пропустить (логопед заранее согласует с воспитателем фамилии детей, с ко­торыми он будет проводить индивидуальную работу).

После второго занятия воспитатель ведет большую часть детей на прогулку, остальные занимаются с логопедом.

Во второй половине дня воспитатель ежедневно (с 15 до 15 ч 30 мин) проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по заданию логопеда, а с 16 ч 30 мин до 17 ч одно из занятий (4—5 раз в неделю) согласно специально разработанной сетке.

____________

1 В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах
для детей с нарушениями речи» на каждую группу утверждена должность
логопеда (1 ставка).

2 Допускается проведение логопедических занятии и вечернее время одни
раз в неделю.





РЕЖИМ ДНЯ

специальной группы для детей с недостатками произношения

Подъем детей, утренний туалет, дежурства, утренняя гимнастика       7.30 — 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак                                                                     8.30 — 8.55

1-е занятие (проводит логопед или воспитатель)                                               9.00 — 9.30

2-е занятие (проводит воспитатель)                                                                     9.40—10.10

Индивидуальные и подгрупповые логопедические замятия                              9.30—12.30

Подготовка к прогулке, прогулка                                                                       10.10—12.30

Подготовка к обеду, обед                                                                                     12.45—13.15

Подготовка ко сну, сон                                                                                         13.15—15.00
Подъем, индивидуальные занятия по исправлению про­изношения по заданию - логопеда (проводит воспитатель), спокойные игры                                                                   15.00—16.00


Подготовка к полднику, полдник                                                                         16.00—16.15

Занятие (проводит воспитатель)                                                                         16.30—17.00

Подготовка к прогулке, прогулка                                                                                 17.00—18.45

Подготовка к ужину, ужни                                                                             18.45—19.10

Спокойные игры, подготовка ко сну                                                                    19.10—20.45

Ночной сон                                                                                                              20.45—7.30

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: