Второй период обучения

Произношение. Если в течение первого периода обучения большое внимание обращалось на закрепление и осознание наи­более простых по артикуляции звуков и на постановку звуков, то в течение второго периода обучения наряду с продолжаю­щейся постановкой звуков максимальное количество времени отводится на закрепление поставленных звуков и дифференциа­цию звуков по следующим признакам: глухие и звонкие (ф — в, с – з, п – б, т – д, к – г, ш – ж); свистящие и шипящие (с — ш, з – ж); фрикативные и аффрикаты (с – ц); плавные и вибранты (р – л, р' – л'); мягкие и твердые (с — с', з — з' и др.). По мере включения в материал занятий все новых звуков дети не только овладевают большим количеством правильно произносимых слов, но и знакомятся с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Так, например, при закреплении правильного произношения звуков с, с', з, з' дети подбирают существительные к прилагательным — синий, синяя, синие, зеленый, зеленая, зеленые (синий автобус, синяя ваза, синие ленты и т. п.). При дифференциации звуков р и л логопед подбирает предложения, заканчивая или самостоятельно строя которые дети должны употребить существительные в определен­ных падежах (Дрова рубят... (топором). Дрова пилят... (пи­лой) и т. п.).

В то же время включаются всевозможные упражнения на составление и распространение предложений по вопросам, по опорным словам, по демонстрации действия.

Постепенно в предложения включаются предлоги, особенно те, которые не всегда правильно употребляются детьми: над, под, из-за, из-под, между, через.

В конце второго периода обучения, когда все звуки речи дети уже правильно произносят, появляется возможность вклю­чить в логопедическую работу упражнения в пересказе более сложных текстов.

Анализ и синтез звукового состава слова пронизывает все занятия. Сочетание тренировочных упражнений на закрепление поставленных звуков с осознанным анализом и синтезом звуко­вого состава способствует быстрейшему введению в речь по­ставленных звуков.

 

Подготовка к обучению грамоте. Детей подготавливают к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым мето­дом. Основной единицей изучения становится теперь не отдель­ный звук в составе слова, а целое слово. В начале второго периода обучения дети учатся делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется при этом схема, в которой длин­ной чертой или полоской бумаги обозначены слова, короткими — слоги. Из полосок составляют (или записывают мелом на доске) схемы односложных, двусложных и трехсложных слов , проводят разнообразные упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги.

Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трехзвуковых (типа мак) и двусложных (типа зубы) слов, составляют соответствующие схемы. Теперь в схе­мах обозначаются не только слова и слоги, но и звуки  . Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Постепенно осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы.

Дальнейшее усложнение материала заключается в том, что анализ включают слова - со стечением согласных в составе слога (стол, шкаф); двусложные с одним закрытым слогом (кошка, гамак, клубок), некоторые трехсложные (канава), про­изношение которых не расходится с написанием. Кроме того, вводятся упражнения в преобразовании слов путем замены от­дельных звуков (лук —сук; мак —рак).

На любом этапе обучения анализу подвергаются слова, со­стоящие из отрабатываемых в данное время или отработанных ранее звуков.

Мягкие согласные звуки вводятся в упражнения, направлен­ные на анализ, исключительно в сочетании с гласным и, т. е. типа ми и т. п.

К концу второго периода обучения дети овладевают правиль­ным произношением всех звуков речи, а также анализом и син­тезом слов указанной сложности. За это же время практически усваиваются термины: слог, слово, предложение, гласные звуки, звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки.

Одновременно в часы, отведенные для подготовки к письму, развивается зрительное восприятие детей, воспитываются двига­тельные навыки (занятия по подготовке к письму проводит воспитатель).

 

Фронтальные занятия

В начале второго периода изучается группа свистящих зву­ков — продолжается закрепление правильного произношения звука с, вслед за ним — с' Затем последовательно изучаются звуки з, з', ц. Закрепление произношения отдельных звуков чередуется с их дифференциацией. Дети учатся различать на слух звуки и правильно использовать их в собственной речи. После длительной, тщательной отработки правильного произно­шения звуков с и с' (не менее 6—8 фронтальных занятий, не считая групповых и занятий с воспитателями) логопед, как пра­вило, добивается правильного произношения звуков з, з', ц без особого труда. В то же время необходимо предусмотреть воз­можно большее количество занятий, посвященных дифферен­циации звуков с и з. Это первая пара звуков, отличающихся по звонкости-глухости.

В процессе овладения правильным произношением звуков с и з (в мягком и твердом звучании) дети учатся различать звуки, отличающиеся наличием или отсутствием работы голо­совых связок. Достаточное количество времени следует выде­лить и на дифференциацию звуков с и ц. Отметим, что звуки с и ц дети обычно плохо различают на слух, так как с входит в качестве одного из компонентов в состав аффрикаты ц (вто­рым компонентом является звук т).

Вслед за свистящими исправляется произношение звуков т' и д'. Эти два звука близки по артикуляции звукам с' и з', их постановка, после закрепления правильного произношения с' и з' не вызывает затруднении. На фронтальные занятия звуки т' и д' выносят несколько позднее.

Дальнейшее усвоение гласных звуков связано со звуко-слоговым анализом слов.

 

Тема. Звук с (примерный план 1-го занятия)

Цель: закрепление правильного произношения звука с; деле­ние слов на слоги.

Оборудование. Предметные картинки.

Примерный ход занятия

1. Повторение слов со звуком с. Логопед предлагает детям назвать ряд картинок (выставлены на наборном полотне), в названия которых входит звук с.

2. На наборном полотне выставлены две картинки с изобра­жением, например, самолета, косы (трехсложные и двусложные слова). По просьбе логопеда дети хором называют первую кар­тинку.

Логопед. Теперь послушайте, как я произнесу это слово.

Произносит слово по слогам, сопровождая проговаривание хлопками.

Внимание детей обращается па то, что слово можно произ­нести по частям. Части слова называются слогами. В слове самолет три части, или три слога. Слово по слогам произ­носится отдельными детьми или хором с отхлопыванием ко­личества слогов. Так же произносится и отхлопывается слово косы. Внимание детей обращается на то, что в этом слове две части.

На наборном полотне выставлены две новые картинки, на которых изображены, например, самокат и лиса. На этот раз логопед предлагает детям догадаться, какое слово задумано, подсчитав количество сделанных хлопков.

Логопед отхлопывает одно из слов, например: ли-са.

После того как дети скажут, какое слово было задумано, логопед обращается к ним с вопросом: «Как вы догадались, что было задумано слово лиса?» Дети отвечают: «Вы хлопнули два раза, и слове ли-са две части».

Картинки меняются. На этот раз, если у детей не было ка­ких-либо затруднений, выставляются три картинки, например: с изображением сома, маски и посуды. Упражнение на отгады­вание задуманного слова повторяется.

Детей подводят к выводу о том, что слова делятся па части. В слове может быть одна, две, три части.

3. Игра в мяч с одновременным договариванием последнего слога, например: ли-са, ве-сы, ко-сы и т. п.

4. Распространение предложений по вопросам кто? (или что?), чтоделает? какой? где?

Один ребенок садится на стульчик. «Кто это?» — спрашивает логопед, поясняет, что отвечать надо одним словом (Вася). Затем задается вопрос: «Что делает Вася?» Дети отвечают: «Сидит». Логопед: «Скажем все вместе: «Вася сидит» — и про­должает: «На чем сидит Вася?» (На стуле.) Предложение по­вторяется детьми вслед за логопедом: «Вася сидит на стуле». Аналогично сопоставляют, дополняют и четко произносят еще несколько предложении.

5. Подведение итогов.

Лого пел. Что вы сегодня узнали?(Слова делятся па ча­сти.)

Он предлагает детям придумать слова со звуком с, которые делятся на два слога.

Начатые на первом занятии второго периода обучения упражнения и делении слов на слоги продолжаются на группо­вых, вечерних и фронтальных занятиях. За это время дети дол­жны усвоить, что слова делятся па части, которые называются слогами. В словах может быть разное количество слогов. На одном из занятий логопед показывает детям, что в словах бы­вает четыре, пять и больше слогов.

Перечислим примерную последовательность упражнении. Вначале на ряде упражнений дети практикуются в делении слов па слоги. Сюда относятся, кроме описанных в первом занятии (второй период), следующие упражнения.

Расстановка картинок на наборном полотне одновременно с их называнием и определением количества слогов.

Выбор картинок, в названия которых входит определенное количество слогов.

Упражнения в форме игры в «Магазин». На столе расстав­ляют различные предметы, названия которых дети смогут произ­нести (по возможности подбирать слова, содержащие звуки с и с'). Один из детей («покупатель») подходит к столу, «прода­вец» (логопед) предлагает ему на выбор три игрушки, названия которых состоят из одного, двух или трех слогов. Ребенок выбирает себе игрушку и отхлопывает ритм обозначающего ее слова. «Продавец» должен догадаться, какую игрушку хочет купить «покупатель».

Проведение игры в «Раз, два, три». Дети подбирают кар­тинки, в названияхкоторых содержится определенное количе­ство слогов (один, два, три).

Одно из упражненийпроводят как соревнование. Дети строятся в две шеренги. Логопед ударяет в бубен один, два или три раза. Очередная пара соревнующихся должна быстро придумать слово (из числа правильно произносимых) с соответ­ствующим количеством слогов. Слово должно содержать изу­чаемый звук.  

После ряда практических упражнений логопед знакомит детей сослоговой схемой слова (см. занятие, описанное ниже).

На последующих занятиях дети упражняются в составлении слоговой схемы. Проводятся также упражнения в подборе слов к данным логопедом схемам. Логопед зарисовывает схему, а дети должны самостоятельно подобрать к ней слова. Работая со схемой, необходимо ясно представлять не только количество слогов, но и их последовательность. В начале логопед просит назвать слоги только последовательно, а позднее вразбивку.

Для того чтобы дети хорошо усвоили разницу между словом и слогом, кроме описанных, предлагаются такие упражнения. Обращаясь к отдельным детям или ко всей группе, логопед про­сит назвать то слог, то слово.

Детям надо хлопнуть в ладоши и поднять руку, если они услышат произнесение слога. Логопед произносит ряд слов и слогов, например: сани, су, ас, собака, са и т. п.

После того как дети усвоят слоговой состав слов, переходят к их полному звуко-слоговому анализу. Вначале уже знакомая схема односложного слова (в которой обозначено слово и слог) дополняется звуками, обозначенными точками пли бумажными квадратиками. Внимание детей обращено на то, что в однослож­ных словах один гласный звук. Одновременно продолжаются начатые в конце первого периода упражнения в звуковом ана­лизе слов и игры с «живыми звуками».

Следует отметить, что: слова с мягким звуком с' (и с другими мягкими звуками) могут быть включены в упражнения по зву­ко-слоговому анализу слов лишь в том случае, если после мяг­кого согласного следует гласный и. Анализ слов с остальными гласными после мягких согласных (сено, Вася, Сема, Люда) дается лишь при знакомстве с буквами е, я, ё, ю,т. е. в 1 классе.

Приведем примерный план одного из последних занятий, во время которого отрабатываются звуки с и с'.

Цель: закрепление правильного произношения и различение звуков с и с'; составление схемы слов, состоящих из одного, двух или трех слогов.

Оборудование. Доска, мел, полоски для выкладывания схемы слов, предметные картинки (перечислены при описании хода занятия). Сюжетная картина: сад, под сосной скамейка, на ска­мейке сидит девочка, около скамейки собака. Девочка кормит собаку.

Примерный ход занятия

1. Произнесение слов со звуками с и с', различение этих звуков.

Логопед. Чем отличается слог ас от ас'? (В слоге ас звук с твердый, в слоге ас' — мягкий.)

Логопед предлагает детям из ряда предметных картинок выбрать такие, в названии которых есть мягкий звук с'. При­мерные картинки: сито, собака, сено, спутник, письмо, стакан, апельсин, такси. Проговариваются названия оставшихся карти­нок. Устанавливается, что в их названиях есть твердый звук с.

2. Деление слов на слоги, составление слоговой схемы слова.

Логопед предлагает детям вспомнить слова со звуками с и с', состоящие из двух слогов (лиса, косы, весы, сито, бусы и др.).

Выбрав слово, произношение которого не расходится с напи­санием, например бусы, логопед объясняет детям, что слово можно зарисовать, выложить из полосок бумаги. На доске про­водится длинная черта — это слово, под ней две короткие чер­точки — это слоги. Детям поясняется, что первая короткая черта — это слог бу, а вторая — слог сы. Дети выкладывают схему из полосок.

Аналогично дети записывают и выкладывают схему одно­сложного (например, нос) и трехсложного (например, самокат) слова. Затем двое или трое по заданию логопеда самостоя­тельно зарисовывают схемы слов и называют последовательно слоги.

3. Составление предложении по опорным словам (с помощью сюжетной картины). Детям дают отдельные слова, из которых они должны составить предложение.

1) В, сад, сосна (логопед объясняет, что в — это маленькое слово). Дети составляют предложение В саду сосна.

2) Под, скамейка, сосна, стоять (поясняется, что под — маленькое слово). Составляется предложение Под сосной стоит скамейка.

3) Соня, скамейка, сидеть, на. Составляется предложение На скамейке сидит Соня.

4) Скамейка, у, сидеть, собака. Дети составляют предложе­ние У скамейки сидит собака.

5) Соня, давать, хлеб, кусок, собака. Составляется предло­жение Соня дает собаке кусок хлеба.

4. Заучивание рассказа. Логопед предлагает детям вспом­нить все составленные предложения. Получается рассказ.

В саду стоит сосна. Под сосной стоит скамейка. На скамейке сидит Сопя. У скамейки сидит собака. Соня дает собаке кусок хлеба.

5. Задание на вечер. Детям предлагают упражняться в со­ставлении схем слов и выучить рассказ наизусть.

Как видно, последнее занятие (звуки с и с') значительно сложнее первого. К этому времени детям уже доступна работа со слоговой схемой слова, и они относительно легко различают мягкое и твердое звучание.

Закрепляют правильное произношение на значительно более сложном материале. Если на первых занятиях большое внима­ние уделяли отработке произношения звука с, слогов и отдель­ных слов, то теперь акцент перемещается на составление пред­ложений, составление и заучивание текстов.

Тема. Звук т

Звук т' нередко произносится неправильно: его смешивают с другими звуками или замещают. Например, дети произносят «тяй» вместо чай или «титок» вместо цветок.

Многим детям звук т' и д' приходится ставить и отрабаты­вать на групповых занятиях. При этом особенно много времени следует отвести звуку т', после тщательной отработки которого звук д' ставится легко.

Цель занятия: закрепление правильного произношения звука т'; анализ слов (закрепление пройденного).

Оборудование. Доска, наборное полотно, мел, предметные и сюжетные картины.

Примерный ход занятия

1. Произнесение звука т'. Детям предлагают произнести звук т', обращая внимание на мягкость.

Логопед просит детей произнести прямые или обратные слова со звуком т', т.е. тя, тё, ат', ут' и т. п.

2. Сравнение т' с другими звуками (т, с', д', ч, ц). Детям предлагают хлопать в ладоши, если они услышат в слове (или слоге) звук т'.

Примерные слова: тетя, диван, туфли, терка, печка, гусята, Катя, котенок, Дима, цыпленок, телята, чайник.

Примерные слоги: тя, дя, сю, ос', ат', ач, ат, ди, тё и т. и.

С помощью предметных картинок дети самостоятельно вы­бирают слова со звуком т'.

Для сравнения подбирают слова с пройденными звуками: т, с, с', ц, например: туфли, телефон, санки, сито, паутина, ва­силек, сети и т. п.

3. Произнесение слов со звуком т'. Образование множест­венного числа от слов: котенок, утенок, теленок.

Детям показывают картинку с изображением котенка. Затем их спрашивают: «Кто это?» (Котенок.) Слово котенок произно­сится хором и отдельными детьми. Выясняется, что мягкий звук т' находится в середине слова.

Затем логопед показывает картинку с изображением котят и задает вопрос: «А это кто?» (Котята.)

Хором и отдельными детьми повторяется слово котята. Вы­деляется звук т'. Слова котенок и котята произносятся еще раз. Так же называются картинки с изображением утенка и утят, теленка и телят. Внимание детей привлекается к окончанию а во множественном числе.

Затем дети упражняются в договаривании недостающего слова.

Логопед произноситпримерно такие предложения:

На картинке нарисованы... (котята).

Около кошки три... (котенка).

Здесь нарисован один... (утенок).

У утки пять... (утят).

В воде плавают три... (утенка).

Около коровы стоит... (теленок).

4. Заучивание рассказа. Дети заучивают такой рассказ.

У тети Кати два котенка. Одного котенка она даст Пете. У Пети будет свой котенок, Петя будет любить котенка. Он назовет котенка Тяпа.

 

Дифференциация звонких и глухих звуков — большая тема второго периода обучения. Первая пара звуков, на которых дети знакомятся с глухостью-звонкостью, — это звуки с, з. Разницу между глухим звуком и парным звонким целесообразно пока­зать именно на этой паре, так как, во-первых, оба эти звука хорошо знакомы детям и, во-вторых, эти звуки фрикативные, следовательно, их можно произносить длительно, что облегчает сравнение.

Навык различения звуков по звонкости-глухости закреп­ляется в связи с изучением звонких звуков б, д, г (мягкие и твердые) и дифференциацией их от парных звуков п, т, к. Осо­бенно тщательно надо подготовить к этим занятиям тех детей, которые вовсе не произносили взрывных звонких звуков (часто дети произносят звуки в, з, ж, но взрывные замещают соответ­ствующими глухими). Применительно к этим детям постановка звука б, а затем д и г происходит уже в начале обучения в часы индивидуальных занятий. Закреплению правильного произноше­ния и особенно дифференциации по звонкости-глухости очень много времени уделяется на групповых занятиях, которые не­редко продолжаются в течение всего времени обучения.

Приведем примерный план фронтального занятия, на кото­ром дети упражняются в дифференциации звуков п и б.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: