Логопед начинает фразу, ученики ее заканчивают: «На занятии наши глаза внимательно смотрят и все ...(видят), уши внимательно слушают и все... (слышат), голова хорошо... (думает)».
II. Повторение пройденного материала.
Логопед показывает ученикам карточку с графическим изображением слова-предмета и спрашивает их: что мы так изображаем? (Слова-предметы.)
Логопед дает задание ученикам: придумать по два слова, обозначающих живой и неживой предметы, изобразить их графически и к каждому слову поставить вопрос.
III. Слова, обозначающие действие предмета.
Логопед спрашивает учеников: «Что может делать человек?» И просит ответить одним словом (работать, читать, писать, варить, строить, говорить и т. д.). Логопед уточняет: человек может производить различные действия. Что делают ученики на логопедических занятиях, на уроке? (Отвечают, думают, говорят,сидят, слушают, рисуют и т. д.) Слова, которые вы называли, обозначают действия. Логопед выставляет на доску картинки, изображающие предметы в действии, например, мальчик идет, стоит, бежит и т. д., затем
|
|
задает вопросы: что мальчик делает? (Идет, стоит, бежит и т. д.).
Л о г о п е д. Какой я задала вопрос? (Что делает?) Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос ч т о д е л а е т? (Действия.) Какой вопрос мы будем ставить к словам, обозначающим действие?
(Что делает?) Можно предложить ученикам ряд вопросов: Какие действия может производить пчела? Корова? Собака? Что обозначают эти слова? На какой вопрос они отвечают? Затем ученики сами придумывают и называют слова, обозначающие действия предмета, и ставят к ним вопросы.
IV. Графическое изображение слов, обозначающих действие предмета. Логопед объясняет ученикам, что слова-действия обозначаются двумя прямыми чертами. Логопед на доске дает образец графического изображения слова-действия и предлагает изобразить слова (например, летает, жужжит, мычит, ходит, жует, рычит) графически. Вопросы учащимся: Как вы изображали слова-действия? Какие слова будем изображать двумя чертами?
Работа с карточками.
Логопед раздает ученикам по две карточки с графическим изображением слов, обозначающих предмет и действие, затем называет вперемешку слова-предметы и слова-действия и предлагает поднять соответствующую карточку.
П р и б л и з и т е л ь н ы й п е р е ч е н ь слов, н а з ываемых л о г о п е д о м: летает, пчела, жалит, строит, дерево, лестница, шьет, шумит, лист.
V. Упражнения для развития слухового внимания и памяти.
Логопед предлагает детям назвать только те слова, которые обозначают действия: танцует, куст, стакан, мост, растет, моет, стирает, сестра. Затем спрашивает: Что обозначают эти
|
|
слова? На какой вопрос они отвечают?
VI. Итог занятия.
Л о г о п е д. Что узнали нового на занятии? Чему научились?
Занятие 4
Тема. Слово.
Ц е л ь. Закрепление темы «Слова, обозначающие действия». Развитие слухового внимания и памяти.
О б о р у д о в а н и е. Картинки, изображающие предметы в действии.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам вспомнить и сказать, что они узнали на прошлом занятии.
II. Работа со словами, обозначающими действие предмета.
Логопед называет слова смотрят, слушают, работают, поют, шьют, предлагает поставить к ним вопрос и спрашивает: что обозначаютэти слова? Затем дети рассматривают поочередно картинки,выставленные на доске, и отвечают на вопрос ч т о д е л а е т? одним словом. Например, бежит, сидит и т. д.
Затем детям предлагается запомнить и повторить близкие по смыслу слова бежит, мчится, несется; беспокоится, волнуется, тревожится, переживает; вертится, кружится, крутится, вращается, вьется и сказать, что обозначают эти слова, на какие вопрос они отвечают. После чего логопед предлагает ученикам вспомнить и назвать слова-действия, близкие по смыслу словам: вращается —..., мчится
—..., беспокоится —....
Сказать, какие действия могут производить портниха... (шить, метать, подшивать); повар... (варить, солить, мешать, жарить, резать); столяр..." (сколачивать, строгать, прибивать, забивать,
фуговать); уборщица... (подметать, протирать, мыть, вытирать, убирать).
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. Чему научились на занятии?
Занятие 5
Тема. Слово.
Ц е л ь. Учить детей различать слова, обозначающие предметы и действия предметов. Развивать слуховое внимание и память.
О б о р у д о в а н и е. Картинки, изображающие предметы и предметы в действии, карточки с графическим изображением слов-предметов и слов-действий.
Х о д з а н я т и я.
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам вспомнить, что они делали на прошлом занятии.
II. Работа со словами, обозначающими предмет и действие.
Логопед выставляет на доске картинки, изображающие предметы в действии, просит детей поставить к картинкам вопросы к т о это? что д е л а е т? Например: Мальчик сидит. Кто это?
(Мальчик.) Ч т о д е л а е т? (Сидит.) Затем логопед спрашивает, что обозначают первое и второе слова. (Предмет и действие.)
Аналогично ведется работа с другими картинками.
Логопед дает задания ученикам:
1) Назовите предмет по его действию, скажите, на какой вопрос отвечают эти слова, что они обозначают:
мычит..., хрюкает..., мяукает..., лает..., ржет..., кудахчет шипит..., чирикает..., кукует..., квакает..., рычит..., курлыкает....
2) Скажите, как кто передвигается:
корова..., белка..., заяц..., змея..., человек..., лягушка.... |
3) Скажите, как кто подает голос:
лягушка..., воробей..., свинья..., коза..., собака..., кошка..., лошадь....
На какие вопросы отвечают названные вами слова? Что они обозначают?
III. Упражнения на развитие слухового внимания и памяти.
1) Из ряда слов назвать только те, которые обозначают предметы:
свистит, соловей, крутит, идет, ручка, сумка, несет, лодка.
2) Из того же ряда слов назвать только те, которые обозначают действия.
IV. Итог занятия.
Л о г о п е д. Какие слова вы учились сегодня различать? На
какие вопросы отвечают эти слова?
Занятие 6
Тема. Слово.
Цель. Закрепить у детей понятие о словах, обозначающих
предметы и действия. Учить детей выделять слова из простого нераспространенного предложения. Развивать слуховое внимание и память.
|
|
О б о р у д о в а н и е. Картинки, изображающие предметы, карточки с графическим изображением слов-предметов и слов-действиЙ.
Х о д з а н я т и я.