Цели:
— на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;
— воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадки.
Серых перьев комок На морозе продрог. Скачет по дорожке, Собирает крошки. (Воробей.)
Непоседа, невеличка, Желтая почти вся птичка, Любит сало и пшеничку. Кто узнал ее? (Синичка.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.
♦ Что у них общего? (Остались зимовать, держатся поодиночке.)
♦ Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.)
♦ Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)
♦ Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не бо-
|
|
ь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, пвдбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые. Синица — всем интересуется, всюду] сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по: веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы — осторожные и пугливые.)
♦ Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)
♦ Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)
♦ Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить
гнездо.)
♦ Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)
Трудовая деятельность
Укрепление снегом корней молодых деревьев.
Цель: побуждать к природоохранной деятельности.
|
|
Подвижные игры
«Птицы и кукушка».
Цели:
— развивать ловкость, быстроту;
— выполнять характерные движения по содержанию игры. «Лягушки и цапля».
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: упражнять в прыжках в длину с места.
Прогулка 7
Наблюдение за трудом дворника
Цели:
— продолжать наблюдения за работой дворника;
— способствовать обогащению словаря;
— воспитывать любовь и уважение к работе дворника;
— прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Что делает дворник зимой на территории детского сада?
♦ Какие орудия труда он использует для работы?
♦ Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?
♦ Нужна ли работа дворника людям и природе? Трудовая деятельность
Строительство горки из снега для кукол. Цели:
— учить трудиться сообща;
— воспитывать трудолюбие. Подвижные игры
«Два мороза», «Горелки». Цели:
— упражнять в беге;
— закреплять умение соблюдать правила игры. Индивидуальная работа
Ходьба на лыжах. Цели:
— упражнять в ходьбе по лыжне;
— развивать ловкость, выносливость.
Прогулка 8
Наблюдение за оврагом
Цели:
— закреплять знания о ландшафте;
— воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Как изменился овраг с приходом зимы? (Покрылся снегом, стал не очень крутой.)
♦ Где больше снега — вверху или внизу оврага? (Нужно мерить снегометром.)
♦ Почему снега внизу больше? (Порывы ветра сдувают с^ег, снося его вниз в овраг.)
♦ Где весной будет почва суше — вверху или на дне оврага? (Больше снега — больше воды; вверху песок быстро пропускает воду, а внизу — нет, потому что там глина.)
♦ Чем служит снег для трав? (Одеялом, которое укрывает от мороза и ветра.)
Исследовательская деятельность
Делать срез лопатой. Почему мы не можем сделать срез почвы? (Почва промерзла от сильных морозов.)
Трудовая деятельность
Подметание дорожек на участке младших групп.
Цель: воспитывать желание трудиться.
Подвижные игры
«Бездомный заяц».
Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, соблюдая правила игры.
«Следопыт».
Цель: развивать внимание и наблюдательность.