Цели:
— расширять представления о пролетных птицах;
— развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Ход наблюдения
Стынут лапы на морозе У сосны и ели. Что за чудо — На березе яблоки поспели! Подойду поближе к ней, И глазам не верится — Стайка алых снегирей Облепила деревце!
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)
Что за птица
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде? (Снегирь.)
♦ Какого цвета грудка у снегиря? (Ярко-красного.)
♦ А у самочки? (Темно-серого.)
♦ Где живут снегири летом, весной, осенью? (В тени густых лесов.)
♦ Когда прилетают к нам снегири? (С наступлением первых заморозков.)
♦ Когда появляются птенцы у снегирей? (В мае.)
♦ На что похож свист снегиря? (На звук флейты — нежный, грустный.)
♦ Какие птицы не боятся зимы? (Клест, снегирь, синица, воробей, свиристель.)
♦ Чем отличается клест от снегиря? (Оперением: ярко-вишневый — у клеста, желто-зеленый — у самочки, у снегиря — ярко-красная грудка, у самочки — темно-серая. Клест питается семенами еловых и сосновых шишек; снегири — семенами растений, ягодами рябины, боярышника, шиповника.)
Исследовательская деятельность
Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны.
Ответить, чем отличаются птицы от зверей?
Трудовая деятельность
Уборка участка от снега, защита корней деревьев от мороза.
Цель: воспитывать трудолюбие.
Подвижная игра
«Не поется птицам без небес».
Цель: формировать знание о том, что нельзя лишать птиц вольной жизни.
Индивидуальная работа
«Донеси мешочек корма».
Цель: упражнять в соблюдении равновесия.
Прогулка 2
Наблюдение за метелью
Цель: дать представление о движении снега в ветреную погоду.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль снега пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель.)
♦ Как вы думаете, что такое метель? (Перемещение снега под воздействием сильного ветра с одного места на другое.)
♦ Посмотрите внимательно, что происходит со снегом? (Снег перемещается по направлению ветра.)
♦ Почему во время метели появляются сугробы? (Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие, поэтому образуются сугробы.)
♦ Как вы думаете, метель это хорошо или плохо? (Оголяются корни деревьев — могут замерзнуть, сдувается снег с полей и грядок, появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять.)
Кто это, воя, без крыльев летает И без метелки следы заметает? Лепит сугробы из снежного теста, Передвигая их с места на место. (Метель.)
Исследовательская деятельность
На следующий день после метели укрыть снегом почву на грядках, корни у деревьев, так как сильный ветер все изменил: сугробы перенес на другое место; там, где ненужно, оголил землю.
Трудовая деятельность
Изготовление вертушек для наблюдения за ветром.
Цель: воспитывать умение работать сообща, творчески.
Подвижные игры
«Метелица».
Цель: выполнять движения согласно содержанию игры.
«С кочки на кочку».
Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: улучшать технику прыжков (во всех видах).
Прогулка 3
Наблюдение «Следы птиц на снегу»
Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Кто прошелся по дорожке И оставил здесь свой след? Это птичка-невеличка, А зовут ее... (синичка).
Предложить детям рассмотреть следы на снегу возле кормушки.
♦ Как вы думаете, чьи это следы животных или птиц?
♦ Что такое след? (Отпечаток, оставшийся на снегу.)
♦ Почему на снегу остаются птичьи следы? (Под лапка-
ми, от тяжести тела птицы, ломаются лучики холодных снежинок.)
Раздать детям карточки с нарисованными следами птиц. Предложить определить, каким птицам принадлежат следы на рисунке, и найти подобные на снегу.
♦ Как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу? (Размер птицы; как она передвигалась, в каком направлении; делала ли остановки.)
Исследовательская деятельность
Предложить утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц. Трудовая деятельность
Сбор снега для постройки снежного городка. Цели:
— формировать умение трудиться в коллективе;
— планировать работу. Подвижные игры
«Найди по следу», «След в след».
Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения движения.
Индивидуальная работа
Отработка прыжков на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2—3 м.
Цель: улучшать координацию движений.
Прогулка 4
Наблюдение за легковым транспортом
Цель: закреплять знания об автомобилях, уметь различать их по назначению. Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Назовите автомобили, которые вы видите на проезжей части.
♦ На какие группы можно поделить весь транспорт? (Легковой, грузовой, общественный, специальный.)
♦ Почему по-разному называются те или иные группы автомобилей?
♦ Как автомобили влияют на окружающую среду? (Загрязняют выхлопными газами, пятнами бензина на асфальте.)
♦ Чем полезен транспорт? (Быстро доставят людей в любую часть города.)
♦ Чем вреден транспорт? (Сигналят по утру, мешают спать, выделяют выхлопные газы.)
♦ Какие машины больше шумят и больше загрязняют атмосферу? (Грузовые.)
♦ Каких автомашин больше в нашем городе? Почему? Трудовая деятельность
Коллективный труд на участке по уборке территории. Цели:
— закреплять умение концентрировать внимание на определенных объектах;
— учить сочетать силу и быстроту. Подвижные игры
«Извилистая тропинка», «Светофор». Цель: учить действовать по сигналу, перепрыгивать через препятствия, приземляться на обе ноги сразу. Индивидуальная работа Прыжки в длину. Цели:
— упражнять в прыжках в длину;
— учить отталкиваться двумя ногами.
Прогулка 5