Структура и принципы разработки учетной политики

В Российской Федерации термин "учетная политика предприятия" впервые был закреплен в 1992 году в Положениио бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, а широкое применение получил после выхода первого стандарта по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" ПБУ 1/2008.

Учетная политика организации - принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета, включающих первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.Учетная политика должна обеспечивать:

- полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);

- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности (требование своевременности);

- большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

- отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

- рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

Учетная политика строится на базовых экономических принципах, к которым относятся:

1) принцип целостности, согласно которому учетные данные составляют единую систему, обеспечивающую управление хозяйственными процессами;

2) принцип имущественной обособленности, подразумевающий, что имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации;

3) принцип непрерывности бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ;

4) принцип сплошной регистрации (требование полноты) все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;

5) принцип документирования, согласно которому факты отражаются в учете на основании соответствующих первичных документов;

6) принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления) факты хозяйственной деятельности отражаются в учете в том отчетном периоде, когда они имели место, независимо от времени движения денежных средств, связанных с этими фактами;

7) принцип количественного измерения и исчисления фактов хозяйственной деятельности;

8) принцип верифицируемости контроля информации;

9) принцип непротиворечивости, предполагающий тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

10) принцип разделения текущих и капитальных затрат в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно;

11) принцип интерпретируемости учетная информация должна быть ясна, и подвергаться истолкованию и анализу;

12) принцип осмотрительности большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

13) принцип приоритетности содержания перед формой, что представляет собой отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

14) принцип рациональности рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Учётная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

1. Рабочий план счетов бухгалтерского учёта;

2. Формы первичных учётных документов.

3. Методы оценки активов и обязательств. Эти методы определены в положениях по учёту имущества и обязательств организации: ПБУ 3/00, ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 14/07, Положении по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности (приказ Минфина РФ № 34н). В случае многовариантности методов оценки в учётной политике необходимо указать тот, который будет использоваться.

4. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств. В соответствии со статьей 12 Закона РФ «О бухгалтерском учёте» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

5. Правила документооборота и технология обработки учётной информации. Под документооборотом понимают движение первичных документов в бухгалтерском учёте, а именно создание или получение документов от других организаций, принятие к учёту, обработку, передачу в архив. Движение любого документа регламентируется графиком.

Порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учёта. Среди элементов учётной политики необходимо также указать установленные в организации методы контроля за совершением хозяйственных операций, их оформлением сотрудниками организации, установленные формы и способы контроля за их действиями. К таковым можно отнести разделение функций сотрудников, составление форм внутренней отчётности отдельными подразделениями, проведение периодических проверок профессиональных качеств сотрудников, создание службы внутреннего аудита или привлечение аудиторских фирм не только для подтверждения годовой отчётности, но и для проведения проверки правильности совершаемых операций как с юридической, так и финансовой точки зрения независимым аудитором по инициативе организации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: