Современная международно-правовая классификация морских пространств

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО

ТРАНСПОРТА

Московская государственная академия водного транспорта –

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного

Учреждения высшего образования

«Государственный университет морского и речного флота имени

Адмирала С.О. Макарова»

 

Кафедра «Управление судном»

 

ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

руководитель курсовой работы

профессор кафедры

______________И.И. Гордеев

«__» __________ 20 г.

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ВОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ, ПРИМЫКАЮЩИХ К

РЕСПУБЛИКЕ ИНДИЯ

 

Дисциплина: МОРСКОЕ И РЕЧНОЕ ПРАВО

 

Специальность  180403.65 – «Судовождение»

 

Работу выполнил студент группы СВ-2015

АЛЕШИН Иван Михайлович

Руководитель курсовой работы профессор кафедры

«Управление судном» кандидат технических наук, доцент

ГОРДЕЕВ И.И.

 

Москва 2018

Индивидуальное задание

для выполнения курсовой работы «Территория в морском праве.

Юрисдикция капитана судна» по дисциплине «Морское и речное право»

Вариант № 1

АЛЕШИН Иван Михайлович

Учебная группа СВ-2015

1. Дать современную международно-правовую классификацию морских пространств (не более 8 – 10 м.п. листов)

2. Исполнить схематическую карту побережья государства (согласно назначенного Вам личного варианта) со всеми категориями морских пространств (отсчет от базисной линии), прилегающих к его береговой черте (внутреннее море и остальные зоны под юрисдикцией данного государства)

3. Составить алгоритм действий капитана судна при проведении следственных действий при совершении преступления_____________________________ (согласно Вашего варианта) на борту судна.                                      Рекомендуется исполнить его в виде схемы на листе формата А4.

 

Курсовая работа выполняется в виде брошюры с обложкой, образец титульного листа и рекомендуемая форма доклада при защите курсовой работы прилагаются.

Содержание пояснительной записки: Введение (не более 3-4 абзацев), Содержание с указанием страниц, Текст по п.п. 1-3, Заключение (своими словами – что Вы изучили, что Вы лично приобрели в ходе работы), Список использованных источников с выходными данными.

 

Дата выдачи задания: «____»________ 2___г.

Дата сдачи курсового проекта на проверку –

Дата защиты курсовой работы –

Руководитель курсовой работы

    проф.кафедры «Управление судном»

к.т.н., доцент _________________________И.И. Гордеев

Задание получил____________________(Роспись, дата, фамилия)

 

Рекомендуемая форма доклада на защите курсовой работы:

На доклад отводится 4 минуты:

Тов. преподаватель, студент Алешин И.М. к докладу готов.

Тема курс. работы Правовой режим водных пространств, примыкающих к республике Индия.

В ходе выполнения к.р. я изучил __________, разработал схему ___________, составил алгоритм действий ____________________________. В результате работы я получил знания и навыки ________________.

Доклад окончен.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………..4

2. Современная международно-правовая классификация морских пространств……………………………………………………….5

3. Схематическая карта побережья Республике Индия со                     всеми категориями морских пространств, прилегающих к его   береговой черте………………………………………………….11

4. Алгоритм действий капитана судна при проведении следственных действий при совершении преступления на борту судна..……18

5. Заключение……………………………………………………….21

6. Список использованной литературы…………………………....22

 

 

Введение

В данной курсовой работе рассматривается очень важный аспект в подготовке судоводителя, как морское право. Конкретнее же: территория в морском праве и юрисдикция капитана судна. Без этих понятий работа на водном транспорте не представляется возможной, поскольку любой штурман сталкивается с ними практически каждый день. морской пространство капитан преступление.

 

Морское право – совокупность правовых норм, регулирующих отношений, которые складываются в области торгового и военного мореплавания, рыболовства и морского промысла, добычи биологических и минеральных ресурсов морей, проведения научных исследований и т.п. Морское право включает нормы международных конвенций и внутреннего законодательства.

 

Благодаря данной курсовой работе студент может досконально разобраться в таких важных разделах морского права, как территория в морском праве и юрисдикция капитана судна, и закрепить полученные знания.

 

Современная международно-правовая классификация морских пространств

 

В силу исторического характера международного морского права это представление развивалось, изменялось и в целом расширялось. Так, если в период зарождения и начального развития международного морского права все воды Мирового океана рассматривались как одна правовая категория - воды открытого моря, то в дальнейшем появились такие правовые категории, как территориальные воды и архипелажные воды, а затем и такие правовые категории, которые уже вряд ли можно обобщить под термином «воды», поскольку для их обозначения более приемлем термин «морские пространства». Имеются в виду континентальный шельф и международный район морского дна.

К настоящему времени пространства морей и океанов на нашей планете с международно-правовой точки зрения следует классифицировать на три группы:

- пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и составляющие территорию каждого из них (внутренние морские воды, территориальное море (воды), архипелажные воды);

- пространства, не входящие в состав территории прибрежного государства, но подчиненные его юрисдикции (прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный шельф);

- пространства, на которые не распространяются ни суверенитет, ни юрисдикция какого бы то ни было государства (открытое море, международный район морского дна («Район»)).

 

Правовой режим пространств, относящихся к первой группе, устанавливается прибрежным государством с учетом его соответствующих международных обязательств.

На морские пространства, входящие во вторую группу, не распространяется суверенитет какого-либо государства. Вместе с тем прибрежные государства осуществляют в их пределах необходимый контроль (прилежащая зона), а также имеют суверенные права в целях разведки и разработки природных ресурсов и определенную юрисдикцию (исключительная экономическая зона и континентальный шельф).

Морские пространства, относящиеся к третьей группе, имеют статус негосударственной (международной) территории, правовой режим которой устанавливается исключительно международным правом, в частности и в особенности международным морским правом, о котором идет речь.

В состав территории страны, имеющей морское побережье, входят части моря, расположенные вдоль его берегов и именуемые внутренними морскими водами и территориальным морем (или территориальными водами - оба термина равнозначны). В состав территории государств, состоящих полностью из одного и более архипелагов, входят архипелажные воды, расположенные между островами внутри архипелага.

Внутренние морские воды, территориальное море и архипелажные воды - лишь небольшая часть Мирового океана.

Огромные пространства морей и океанов за их пределами не входят в состав территории и не подчинены суверенитету ни одного из государств, то есть имеют иной правовой статус. Однако классификация морских пространств только на основании их правового статуса не носит исчерпывающего характера. Как показывает практика, два, а иногда и более, морских пространства, имеющих одинаковый правовой статус, тем не менее, имеют различные правовые режимы, которые регулируют в каждом из них соответствующую деятельность. Правовой режим внутренних морских вод в некоторых важных аспектах отличается от правового режима территориального моря, а правовой режим архипелажных вод не совпадает с правовым режимом ни внутренних вод, ни территориального моря, хотя все эти три части морских вод считаются соответственно водами прибрежного государства, то есть имеют единообразный правовой статус. Еще более пеструю картину можно наблюдать в рамках морских пространств, не подпадающих под суверенитет ни одного из государств и находящихся за пределами территориальных вод.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что понятия правового статуса и правового режима морских пространств - это разные категории. Если статус пространств отвечает на вопрос о принадлежности последнего к государству (например, территориальное море) или, наоборот, неподчинения ни суверенитету, ни юрисдикции какого-либо государства (например, открытое море), то понятие «правовой режим» непосредственно связано с совокупностью прав и обязанностей государств по использованию данного морского пространства. Принадлежность части Мирового океана к одному из указанных видов морских пространств определяет, таким образом, правовое положение, или правовой статус, этой части моря.

Отдельный вид морских пространств составляют проливы, используемые для международного судоходства. В их пределах находятся воды, имеющие не только различные правовые режимы, но и различный правовой статус. Поэтому сами эти проливы делятся на ряд категорий.

Своеобразна ситуация с некоторыми важнейшими морскими каналами. Они, будучи искусственными сооружениями прибрежного государства и его внутренними водами, ввиду большого значения для международного судоходства подчинены специфическому международно-правовому режиму.

Особое место в принятой классификации морских пространств занимают также Арктика и Антарктика.

Таким образом, правовая классификация морских пространств должна осуществляться с учетом правового статуса и особенностей правового режима конкретного морского пространства. Этот подход соответствует исторически сложившейся традиции и в своей основе опирается также на Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г.

 

 

Внутренние морские воды

 

В состав территории каждого государства, имеющего морское побережье, входят внутренние морские воды. Международные соглашения и национальные законы различных государств относят к ним воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря.

Внутренними морскими водами прибрежного государства считаются также: 1) акватории портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов; 2) море, полностью окруженное сушей одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству (например, Белое море); 3) морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль.

 

Территориальное море

 

Морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних морских вод (у государства-архипелага -- за архипелажными водами), называется территориальным морем, или территориальными водами. На этот морской пояс определенной ширины распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской государственной границей прибрежного государства. Основанием для признания за прибрежным государством права на включение территориального моря в состав его государственной территории послужили очевидные интересы этого государства в отношении как защиты своих береговых владений от нападений со стороны моря, так и обеспечения существования и благополучия своего населения за счет эксплуатации морских ресурсов прилегающих районов.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на поверхность и недра дна территориального моря, а также на воздушное пространство над ним. Естественно, что в территориальном море действуют законы и правила, установленные прибрежным государством.

В территориальном море суверенитет прибрежного государства осуществляется, однако, с соблюдением права иностранных морских судов пользоваться мирным проходом через территориальное море других стран.

Признание права мирного прохода иностранных судов через территориальное море отличает последнее от внутренних морских вод.

 

Ширина территориального моря

 

Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. Ширина территориального моря для большинства государств на данный момент составляет 12 морских миль.

При проведении исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега. Кроме того, система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.

 

Прилежащая зона

 

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года тоже признает право прибрежного государства на прилежащую зону, в которой оно может осуществлять контроль, необходимый для: а) предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря; б) наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Однако Конвенция ООН по морскому праву, в отличие от Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне, указывает, что прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от исходных линий для измерения ширины территориального моря. Это означает, что прилежащую зону могут устанавливать также и те государства, у которых ширина территориального моря достигает 12 морских миль.

 

Исключительная экономическая зона

 

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В этом районе установлен специфический правовой режим. Конвенция предоставила прибрежному государству в исключительной экономической зоне суверенные права в целях разведки и разработки естественных ресурсов, как живых, так и неживых, а также права в отношении других видов деятельности в целях экономической разведки и разработки указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра.

Конвенция предусматривает право других государств при определенных условиях участвовать в промысле живых ресурсов исключительной экономической зоны. Однако это право может быть осуществлено только по соглашению с прибрежным государством.

За прибрежным государством признана также юрисдикция в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований и сохранения морской среды. Морские научные исследования, создание искусственных островов, установок и сооружений для экономических целей могут осуществляться в исключительной экономической зоне другими странами с согласия прибрежного государства.

В то же время другие государства, как морские, так и не имеющие выхода к морю, пользуются в исключительной экономической зоне свободами судоходства, полетов над ней, прокладки кабелей и трубопроводов и другими узаконенными видами использования моря, относящимися к этим свободам. Указанные свободы осуществляются в зоне как в открытом море. На зону распространяются также другие правила и нормы, регулирующие правопорядок в открытом море (исключительная юрисдикция государства флага над своим судном, допустимые изъятия из нее, право преследования, положения о безопасности мореплавания и т. д.). Никакое государство не вправе претендовать на подчинение экономической зоны своему суверенитету. Это важное положение применяется без ущерба для соблюдения других положений правового режима исключительной экономической зоны.

 

Континентальный шельф

 

На III Конференции по морскому праву были приняты цифровые пределы для установления внешней границы континентального шельфа. Конвенция ООН по морскому праву определила континентальный шельф прибрежного государства как «морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние».

В тех случаях, когда подводная окраина материка шельфа прибрежного государства простирается более чем на 200 морских миль, прибрежное государство может относить внешнюю границу своего шельфа за пределы 200 морских миль с учетом местонахождения и реальной протяженности шельфа, но при всех обстоятельствах внешняя граница континентального шельфа должна находиться не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины 2500 м. В соответствии с Конвенцией создается Комиссия по границам континентального шельфа. Границы, установленные прибрежным государством на основе рекомендаций указанной Комиссии, являются окончательными и для всех обязательны.

Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними. Следовательно, осуществление этих прав не должно вести к ущемлению свободы судоходства и свободы полетов над континентальным шельфом. Кроме того, все государства вправе прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе. При этом определение трассы для их прокладки осуществляется с согласия прибрежного государства.

 

Части открытого моря за пределами исключительной экономической зоны

 

На части моря, расположенные за пределами исключительной экономической зоны в сторону моря от берега, Конвенция ООН по морскому праву распространяет действие правового режима, который традиционно применялся к открытому морю. В этих морских пространствах все государства на основе равенства пользуются с учетом других положений Конвенции такими свободами открытого моря, как свобода судоходства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, рыболовства, научных исследований.

В отношении свободы научных исследований и прокладки кабелей и трубопроводов предусмотрены небольшие исключения, относящиеся только к районам континентального шельфа прибрежных государств, выходящим за пределы 200 морских миль. Эти исключения предусматривают, что определение трасс для прокладки подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе прибрежного государства, равно как и проведение научных исследований в тех районах шельфа, где ведутся или будут проводиться прибрежным государством операции по разработке или детальной разведке природных ресурсов, могут иметь место с согласия прибрежного государства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: