Исследование характеристик электростартера
Цель работы
1. Изучение основ теории и характеристик автотракторных электростартеров.
2. Освоение методов испытаний электростартеров.
Задание
1. Изучить основы теории электростартеров.
2. Определить тип, назначение и основные технические данные электростартера, предназначенного для испытаний.
3. Снять на тормозном стенде рабочую характеристику электростартера.
Пояснения к работе
Электростартер предназначен для вращения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания при пуске. В стартерах применяются электродвигатели постоянного тока с последовательным или смешанным возбуждением. Электродвигатели с последовательным возбуждением при равенстве потребляемых токов развивают большие пусковые моменты. Применение смешанного возбуждения вызвано стремлением уменьшить частоту вращений якоря в режиме холостого хода и, тем самым, увеличить срок службы электростартера.
Мощность стартера не ограничивается нагревом, так как он работает в режиме кратковременных нагрузок (несколько десятков секунд).
|
|
Электромагнитный вращающий момент стартера:
(1)
где - постоянная машины, не зависящая от режима ее работы;
- число пар полюсов;
- число активных проводников обмотки якоря;
- число пар параллельных ветвей обмотки якоря;
- ток в обмотке якоря;
- основной магнитный поток, проходящий через воздушный зазор и якорь электродвигателя
При вращении якоря в его обмотках индуцируется ЭДС, направление встречного по отношению к току якоря и подводимому напряжению:
где - постоянная машины, не зависящая от режима ее работы;
- частота вращения якоря, мин-1.
Из уравнения (2) имеем:
(3)
Электромагнитная мощность, т.е. электрическая мощность, преобразуемая в полную механическую мощность,
(4)
Уравнение ЭДС для цепи питания стартерного электродвигателя:
(5)
где - номинальное напряжение аккумуляторной батареи;
- внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи;
- сопротивление стартерной сети (соединительных проводов и массы, служащей при однопроводной схеме обратным токопроводом);
- сопротивление обмотки якоря;
- сопротивление последовательной обмотки возбуждения;
- падение напряжения в щеточном контакте, принимаемое равным 1,0 – 1,3В для 12-вольтных стартеров и 2,0 – 2,5В для стартеров напряжением 24В.
С учетом (5) электромагнитная мощность:
(6)
Приравнивая первую производную функцию к нулю, находим силу тока, соответствующую максимуму электромагнитной мощности:
(7)
где - ток короткого замыкания стартера.
|
|
Максимальная электромагнитная мощность
(8)
Полезная мощность стартерного электродвигателя меньше электромагнитной на величину механических и магнитных потерь, которые возрастают с увеличением частоты вращения якоря:
(9)
где - механические потери на трение в подшипниках и щеток о коллектор;
- потери на перемагничивание и вихревые токи в стальном сердечнике якоря.
Полезный вращающий момент на валу электростартера:
(10)
Суммарное падение напряжения в обмотках стартера и под щетками называется тормозным напряжением:
(11)
Зависимости мощности , момента , частоты вращения якоря , напряжения стартера от силы тока якоря являются рабочими характеристиками электростартера (рисунок 1).
Рисунок 1- Рабочие характеристики стартерного электродвигателя
Мощностная характеристика представляет собой параболу с максимумом при силе тока несколько больше половины тока короткого замыкания.
Зависимость частоты вращения na от силы тока (скоростная характеристика) при малых тока близка по формуле к гиперболе. При высоких нагрузках стартера и больших токах наступает магнитное насыщение машины, частота вращения изменяется почти линейно и при полном торможении становится равной нулю.
Вращающий момент в зависимости oт тока якоря (моментная характеристика) при малых нагрузках, когда магнитный поток пропорционален силе тока, изменяется по параболе, а при больших нагрузках, когда можно считать магнитный поток постоянным, кривая момента близка к прямой.
На рабочих характеристиках можно выделить три основных режима:
· режим максимальной полезной мощности;
· режим полного торможения при токе короткого замыкания; когда частота вращения равна нулю, а вращающий момент максимален;
· режим холостого хода при токе I0, когда частота вращения якоря максимальна;
На мощность и пусковой момент М2к стартерного электродвигателя оказывают влияние:
· емкость аккумуляторной батареи: чем меньше емкость, тем больше внутреннее сопротивление батареи и, согласно уравнению (6), меньше мощность стартера;
· степень разряженности и температура электролита аккумуляторной батареи: при понижении температуры электролита и увеличении степени разряженности увеличивается внутреннее сопротивление батареи; кроме того, при разряде батареи уменьшается ее ЭДС, поэтому мощность пусковой системы и пусковой момент стартера уменьшаются;
· сопротивление стартерной сети: с увеличением длины стартерных проводов и ухудшением состояния переходных контактов между металлическими деталями массы повышается их сопротивление, а мощность и пусковой момент стартера уменьшается.
При пуске двигателя электростартер должен прокручивать коленчатый вал с частотой, при которой возможно нормальное протекание процессов подготовки к воспламенению и сгоранию топливовоздушной смеси. Наименьшая частота вращения коленчатого вала, при которой пуск двигателя осуществляется в пределах заданного промежутка времени, называется минимальной пусковой частотой вращения nmin
Режим работы стартера на двигателе определяется при совмещении характеристики момента сопротивления двигателя Мс=ƒ(n) и механической характеристики стартера М=ƒ(n). Механическая характеристика стартера приводится к коленчатому валу двигателя с учетом передаточного числа и КПД зубчатой передачи привода:
, (12)
(13)
где - передаточное число зубчатой передачи привода стартера;
- КПД зубчатой передачи привода.
Пересечение механических характеристик стартера и двигателя определяет частоту вращения коленчатого вала nп в заданных условиях пуска (рисунок 2). Система электростартерного пуска считается пригодной для данного двигателя, если при заданной минимальной температуре пуска соблюдается условие
|
|
Рисунок 2 – Механические характеристики стартерного электродвигателя