МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
По дисциплине «Экология»
для специальности 31.05.02 – «Педиатрия»
(очная форма обучения)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
ТЕМА:« Основные понятия экологии. Введение »
Утверждены на кафедральном заседании
протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.
Заведующий кафедрой
д.б.н., доц. _____________ Виноградов В.В.
Составитель:
к.б.н., доцент. ________ Власенко О.А.
Красноярск2016
Занятие № 1
Тема: « Основные понятия экологии. Введение »
План изучения темы:
1. Определение науки экология, взаимосвязь с другими науками
2. Разделы и направления экологии
2.1 Классическая (общая) экология
2.2 Геоэкология
2.3 Экология человека и социальная экология
2.4 Прикладная экология
Контроль исходного уровня знаний и умений
Вопросы:
1. Сформулируйте одно из определений науки экология.
2. Что является объектом изучения экологии?
3. Что является предметом изучения экологии?
4. С какими науками связана экология?
Входной тест
|
|
1. НАУКА ЭКОЛОГИЯ ИЗУЧАЕТ:
1) влияние окружающей среды на жизнедеятельность человека;
2) взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой;
3) влияние природопользования на окружающую среду;
4) взаимосвязи эволюционных процессов, происходящих в природе;
2. ТЕРМИН «ЭКОЛОГИЯ» ВПЕРВЫЕ ПРЕДЛОЖИЛ УЧЕНЫЙ:
1) В. Вернадский;
2) Р. Грассе;
3) Б. Коммонер;
4) Э. Геккель;
3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ – ЭТО:
1) совокупность необходимых для организма элементов среды;
2) часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует;
3) отдельные свойства или элементы среды, воздействующие на организмы;
4) социоприродная система, воздействующая на окружающую среду;
5) совокупность естественных и искусственных условий среды, в которых человек реализует себя как природное и общественное существо;
4. ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА – ЭТО:
1) резкое сокращение площади ненарушенных естественных экосистем;
2) изъятие и потребление человеком возобновимых минеральных и топливных природных ресурсов;
3) нарастающее противоречие между неограниченным ростом вторичных потребностей человеческого общества и ограниченностью ресурсов природной среды планеты;
4) изъятие и потребление человеком невозобновимых минеральных и топливных природных ресурсов;
5) загрязнение среды отходами человеческого хозяйства;
5. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПОДРАЗУМЕВАЕТ:
1) систему научных понятий по проблемам биологии и экологии;
2) изменение принципа отношения людей к природе;
3) способность специалиста анализировать состояние и тенденции развития сложных экологических систем;
|
|
4) возможности проведения экологического мониторинга природы;
5) рациональное использование материальных ресурсов;
Основные понятия и положения темы
1. Определение науки экология, взаимосвязь с другими науками
Эколо́гия(от др.-греч. οἶκος— обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος— понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («GenerelleMorphologiederOrganismen»).
Классическое определение экологии: наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы, дано на 5-м Международном экологическом конгрессе (1990) с целью противодействия размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время. Однако это определение полностью исключает из компетенции экологии как науки аутэкологию (экология отдельных организмов), что в корне неверно.
Сложности, возникающие при определении науки экологии
ü Неопределённость границ дисциплин и взаимоотношения со смежными дисциплинами.
ü Неустоявшиеся представления о структуре дисциплины.
ü Деление экологии на общую экологию и частную экологию.
ü Подразделение экологии на четыре отдела — экологию особей, популяций, биогеоценозов и экосистем.
ü Место экологии популяции при разделении на аутэкологию и синэкологию.
ü Различия в терминологии между экологами растений и экологами животных.
2. Разделы и направления экологии
В экологии в соответствии с уровнями организации живого объективно выделяются разделы, изучающие органический мир на уровне особи (организма), популяции, вида, биоценоза, экосистемы (биогеоценоза) и биосферы.
В экологии, отдавая дань ее возникновению как естественной науки, выделяют динамическую и аналитическую ветви.
Динамическая экология (эволюционно-динамическая) изучает динамику и эволюцию отношений организмов и их групп со средой обитания.
Аналитическая экология — раздел экологии, исследующий основные закономерности взаимоотношения организмов и их популяций с природной средой.
При всем многообразии в современной экологии можно выделить четыре основных направления: общая экология (классическая экология), геоэкология, экология человека и социальная экология, а также направление прикладной экологии.
2.1 Общая (классическая) экология изучает взаимодействие биологических систем с окружающей средой. Классическая (общая) экология изучает биологические системы, т. е. занимается исследованием органического мира на уровнях особей, популяций, видов, сообществ, экосистем и биосферы в целом.
2.2 Геоэкология (ландшафтная экология), исследующая экосистемы (геоэкосистемы) высоких уровней, до биосферного включительно; интересы геоэкологии сосредоточены на анализе структуры и функционирования ландшафтов (природных комплексов географического ранга), взаимоотношений их составных биотических и косных (абиотических, неживых) компонентов, воздействия общества на природные составляющие.
2.3 Экология человека и социальная экология. В экологии человека выделяют два важных направления. Одно связано с влиянием природной среды и ее компонентов на антропосистему (все структурные уровни человечества, все группы людей и индивидуумы), другое вытекает из необходимости изучать последствия антропогенной деятельности – социальная экология, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество – природа».
2.4 Прикладная экология изучает механизмы воздействия человека на биосферу, способы предотвращения негативного воздействия и его последствий и принципы рационального использования природных ресурсов.
|
|
3. Самостоятельная работа под контролем преподавателя
1. Дополнить таблицу:
Направление экологии | Разделы | Что изучает раздел |
Классическая | ||
Геоэкология | ||
Прикладная | ||
Экология человека | ||
Социальная экология |
2. Составьте таблицу-схему, характеризующую современные экологические проблемы разного масштаба
3. Заполните таблицу, в которой приведены формулировки законов известного американского эколога Барри Коммонера. Приведите собственные примеры действия этих законов в жизни.
Законы Б. Коммонера
Формулировка закона | Примеры действия закона |
1. Все связано со всем | |
2. Все должно куда-то деваться | |
3. Ничто не дается даром | |
4. Природа знает лучше |
4. Ситуационные задачи
Задача № 1. В демографических исследованиях часто используют половозрастные пирамиды. Какие процессы и явления, происходящие в обществе, они отражают?
Задача № 2. Назовите и охарактеризуйте основные факторы среды определяющие характер растительногопокрова конкретной территории.
Задача № 3. Назовитеи охарактеризуйте основные средообразующие факторы города.