Вопросы к обсуждению:
1. Сущность понятия «метод обучения», метод как многомерное явление.
2. Функции методов обучения.
3. Классификации методов обучения
· Моноклассификации:
- по источнику знаний
- по логическому пути усвоения знаний
- по дидактическим целям (М.А. Данилов, Б.П. Есипов)
- по характеру познавательной деятельности, или по познавательной активности школьников (И.Я. Лернер, М.М.Скаткин)
· Биклассификация методов обучения по степени активности учителя и самостоятельности учащихся (М.И. Махмутов).
· Триклассификация методов обучения по дидактической цели и соответствующими ей видами деятельности учителя и учащихся (В.А. Онищук).
· Поликлассификация методов обучения на основе целостного подхода (Ю.К. Бабанский)
4. Классификация методов обучения по составу социального опыта.
5. Характеристика методов обучения
· словесных:
рассказ, объяснение, беседа, лекция, инструктаж, учебная дискуссия;
Конференция
Конспектирование
Составление плана
Аннотирование
Реферирование
Рецензирование
Цитирование
Составление тезисов
· наглядных:
демонстрация
иллюстрация
Видеометод
· практических:
метод упражнений,
лабораторных и практических работ.
6. Проиллюстрируйте на примерах соотношения между методами преподавания, методами учения, методами контроля.
7. В чем, на Ваш взгляд, наиболее существенные стимулы и, напротив, препятствия к широкому распространению инновационных методов в современном образовании?
Задание. Составление таблицы классификаций методов обучения
Содержание работы. Опираясь на учебники по педагогике (см. список рекомендуемой литературы), составьте сравнительную таблицу классификаций методов обучения по образцу.
Авторы классификации | Признаки классификации | Методы обучения | Способы их выражения | Содержательная характеристика | Достоинства и недостатки |
Задание 2. Презентация методов проблемно-развивающего обучения.
Содержание работы. Работа в группах.
Учащиеся разбиваются на микрогруппы (по 4-5 человек).
Каждая группа выбирает карточку с текстом-описанием какого-либо метода проблемно-развивающего обучения. Учащиеся внимательно изучают текст и готовят презентацию своего метода в какой-либо творческой форме.
Текст 1. Монологический метод обучения.
Признаки: наличие вербального изложения учителем учебного материала, описательное объяснение фактов и т. п., спорадическое возникновение проблемных ситуаций. Доминирует исполнительская деятельность учащихся: наблюдение, слушание и запоминание, выполнение действий по образцу; контроль и оценка по качеству воспроизведения знаний.
Определение: монологический метод - это обусловленная принципами обучения система правил подготовки и изложения обучающим учебного материала с целью объяснить учащимся готовые выводы науки в форме рассказа или школьной лекции с применением аудиовизуальных средств и формировать у учащихся знания и умения на уровне их восприятия и понимания.
Основные функции: а) передача учащимся готовых выводов науки в виде фактов, законов, принципов, правил и положений; б) организация повторения и закрепления пройденного материала, углубление знаний; в) совершенствование репродуктивного мышления.
Правила: 1) сообщить учащимся учебный материал, дать его описание или объяснение для запоминания или применения в упражнениях; 2) выбрать и применить приемы побуждающего воздействия; 3) показать образцы действий (показать на примерах, как выполнить то или иное действие); 4) контроль и оценку знаний и умений проводить по качеству воспроизведения усвоенного материала.
Применение: монологический метод применяется в форме рассказа, лекции с использованием таких приемов, как описание фактов, демонстрация явлений, напоминание, указание и др. Этот метод предполагает деятельность учащихся копирующего характера: наблюдать, слушать, запоминать, выполнять действия по образцу, работать с таблицами, приборами, решать типовые задачи и пр.
Текст 2. Показательный метод обучения.
Признаки: 1) показывается логика решения научной проблемы ученым или решение нравственных проблем писателем; 2) показывается образец доказательства, рассуждений, путь поиска истины; 3) показываются способы решения практической проблемы.
Определение: показательный метод — это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки и объяснения учебного материала путем постановки проблемы и показа способов ее решения или путем показа учащимся образца логики научного исследования, формирование у них способов поисковой деятельности.
Функции: формирование у учащихся понятия о логике и способах решения научной или практической проблемы, формирование представлений о способах творческой деятельности.
Правила: 1) создать проблемную ситуацию и объяснить сущность основных понятий путем показа решения проблемы; 2-4 правила те же, что и у монологического метода.
Способы применения: в форме рассказа (лекции) с показом логики открытия, решения научной или практической проблемы, показом конструирования способа действий, сопровождаемым демонстрацией опытов, диа- и видеофильмов.
Активизируют деятельность учащихся такие приемы: постановка проблемных вопросов, которые вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают эмоциональное отношение; демонстрации, подтверждающие или опровергающие выдвинутые предположения, что позволяет удерживать внимание учащихся на изучаемых понятиях; связь с производственным опытом; оценочные обращения учителя, его уверенность в доступности учебного материала; стимулирование уверенности учащихся в своих возможностях. Деятельность носит репродуктивный характер.