Вопросы к обсуждению:
1. Форма обучения, ее признаки.
2. Разновидности форм обучения, взаимосвязь между ними.
3. Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
4. Организационные формы обучения: основная и вспомогательные.
5. Вспомогательные организационные формы обучения в современной школе:
· семинарские занятия
· лабораторные, практические занятия, практикумы
· факультативные занятия в школе
· экскурсии
· домашняя учебная работа
·.внеурочная, внеклассная, внешкольная учебная работа.
6. Является ли случайным, что категория формы используется в педагогики с разным оценочным содержанием: нейтрально (формы процесса обучения, форма организации урока), позитивно (Диствервег требовал: «преследуй всегда формальную цель, или одновременно формальную и материальную») и негативно (педагогический формализм – как проявление бездушия, бессердечия и бессмысленности «педагогических мероприятий»)?
7. Установите соотношение между понятиями: «инспектирование образования», «внутришкольный контроль», «педагогическая диагностика». Являются ли они синонимами и, если нет, то почему?
|
|
8. Выделите те направления развития педагогической науки (направления исследований), которые представляются Вам наиболее существенными.
9. Основные факторы, влияющие на развитие форм организации обучения.
10. Достоинства и недостатки индивидуальной формы обучения.
11. Смысл индивидуально-групповой формы обучения.
Задание. Постройте модель форм обучения.
Примечание:
основной акцент на занятии следует сделать на раскрытии 5-го вопроса (он не рассматривался в лекции).
Задание. Вспомогательные формы обучения.
Для выполнения задания каждый студент должен подготовить короткое сообщение (до 10 минут) об одной из вспомогательных форм обучения и выступить с ним в роли учителя перед группой (т.е. донести его так, чтобы каждый студент понял материал, успел записать, задать уточняющие вопросы, получить компетентные ответы и т.п.)
При оценивании докладчиков (а это делает вся группа) обращается внимание не только знаниям педагогики, но и уровню преподавательских умений: выделять главное, соотносить диктовку с рассказом, держать оптимальный темп работы, умение уточнять, отвечать на вопросы, вести полемику, держать внимание слушателей, владеть речевыми интонациями и др.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16.