Вопросы к обсуждению:
1. Урок как основная организационная форма обучения.
2. Классификация типов уроков и их структура.
3. Нестандартные уроки.
4. Взаимосвязь урока с другими формами организации обучения.
5. Основные функции современного урока.
6. Дидактические требования к современному уроку.
7. Психологические требования к уроку.
8. Гигиенические требования к уроку.
9. Требования к технике проведения урока.
Задание. Разработка плана-конспекта урока.
Содержание работы. Разработайте план-конспект нестандартного урока (на выбор): урок-КВН, урок ролевых игр, урок «Поле Чудес», урок-заочное путешествие и других по своему предмету.
При разработке плана-конспекта урока учтите дидактические, психологические, гигиенические требования к современному уроку, а также требования к технике проведения урока.
Задание. Анализируем текст
* Выделите основные идеи.
* Выразите свое мнение о прочитанном.
* Ответьте, если необходимо, на вопросы.
Каким становится сегодня урок? Он приближается к природе ребенка. В систему школьного обучения не так давно вошла игра, имитация. Заметим, что педагогика очень была увлечена дидактикой в ущерб развитию эмоциональной сферы учеников. Вспомним учителей-новаторов, которые так много внимания уделяли режиссуре урока. Урок, выстроенный по законам режиссерского искусства, содержит в себе определенным образом заданную логику поведения учеников в предлагаемых обстоятельствах. Что значит Пережить ребенку в день три урока иностранного языка (в вариативных школах вводится билингвизм)? Здесь и утомляемость, и возможность смещения языковых систем, и большое интеллектуальное напряжение, а в итоге – падение учебной мотивации. Учителя переводят поле урока в поле игры. И вот уже второклассники играют в Незнайку, в Петрушку, в Чебурашку и др. Предлагаемые учителемправила аналогичны правилам играющих детей. Снимается страх перед иноязычной лексикой: есть азарт игры в слова, желание многое узнать, а для того надо многое и выучить. Происходит целеполагание в учебном процессе: цели деятельности учителя совпадают с целями ученика.
|
|
Контакт в игре, как отмечает исследователь этой проблемы, держится с помощью моделирования экстремальной ситуации на протяжении всего урока, что и провоцирует ученика на ответную реакцию, может быть даже не словесную, а внутреннюю. Игровым Ярилам на равных подчиняются учитель и ученики. На таких уроках: с одной стороны, выполняются реальные учебные задания, с другой – ряд моментов урока носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее нормативными обстоятельствами. Провоцируя воображение детей, учитель разжигает их к интеллектуальному поединку открытиями. В обычных уроках ученик ищет кратчайший путь к результату, устраняя все препятствия, но если в уроке есть экстремальные ситуации, он добровольно вступает в игру, принимая правила, которые усложняют путь к цели. В данной модели урока ученик испытывает себя на самостоятельность, что и называет Л. С. Выготский зоной ближайшего развития ребенка. Разумные рамки правил в сочетании со свободой творческой реализации развивают интуицию учеников. Назовем эти правила.
|
|
1. Священны смысловые акценты урока.
2. Исключается критика, можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают неточной.
3. Поощряется самое необузданное ассоциирование: чем более дикой кажется идея, тем лучше.
4. Количество предложенных идей должно быть как можно больше.
5. Разрешается как угодно комбинировать высказанные идеи, а также видоизменять, «улучшать» идеи, выдвинутые другими (Т. И. Руднева ).
• А какие требования, по вашему мнению, предъявляют подобные правила игры к учителю?
• В контексте данных рекомендаций попытайтесь сконструировать отдельные фрагменты урока по «своему» предмету.
Обсуждаем высказывания о значении урока в жизни детей и общества
Хороший урок должен иметь четыре свойства: ясность, ассоциацию, систему и метод.
И. Гербарт
Урок есть важнейшее открытие классической педагогики и творческой практики. Еще долгое время он будет служить воспитанию подрастающего поколения.
Ш. А. Амонашвили
Урок предан не детям, а законам формальной дидактики, – он – основная форма организации процесса обучения, а не основная форма организации жизни самих детей. Урок нуждается в обновлени и, очеловечивании.
Ш. А. Амонашвили
Урок в современной школе нечто большее, чем форма организации обучения. Это очень ответственная, важная часть всего педагогического процесса, в котором ученик получает образование, воспитывается, развивается, социально взрослеет и постепенно приобретает готовность к созданию общественных ценностей.
Г. И. Щукина
Современный урок призван дать навыки самообразования и заложить прочную основу единой системы непрерывного образования.
В. Д. Хадаев
Урок, как в фокусе, собрал в себе все проблемы школьного воспитания, отразил общий облик школы и состояние дела воспитания детей и несет на себе как проклятие времени, так и благодать переломного периода общественного развития.
Н. Е. Щуркова
Три постулата заложены в основании новой технологии урока,
Первый: «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в современной деятельности детей и учителя».
Второй: «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой Жилій должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой Цультуры».
Третий: «Человек в качестве осмысления истины и субъекта учения на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства».
Н. Е. Щуркова
Общение – это урок сотворчества, совместного мышления, партнерства, урок свободы, где всякий может и должен высказаться», не подстраиваясь под кого-то. Это, наконец, урок приобщения к своему духовному «я» другого и приобщения себя самого к Духовному «я» других; шаги навстречу, союз равных и разных.
Е. Н. Ильин