Место учебной дисциплины в подготовке выпускника
Учебная дисциплина "Комплексная организация земле- и природопользования" относится к дисциплинам ОП университета, состав которых определяется вузом и требованиями ФГОС ВО.
Цель дисциплины: направлена на формирование готовности выполнения анализа сложившихся систем земле- и природопользования, разработки проектных решений по совершенствованию использования земель и ресурсов.
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в результате освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:
Компетенции, в формировании которых задействована учебная дисциплина | Компоненты компетенций, формируемые в рамках данной учебной дисциплины (как ожидаемый результат её освоения) | Этапы формирования компетенции, в рамках ОП* | |||||
код | наименование | знать и понимать | уметь делать (действовать) | владеть навыками (иметь навыки) | |||
ОК-1 | способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | Знать понятийный аппарат в области комплексной организации земле- и природопользования | Уметь логически выстроить аналитическую и проектную части исследования, использовать мультимедиа | Владеть технологией систематизации и обработки информации, текстовых и графических материалов; изложения материала | НФ | ||
ПК-13 | способностью ставить задачи и выбирать методы исследования, интерпретировать и представлять результаты научных исследований в форме отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений | Знать методы исследования, формы предоставления результатов исследования в области организации земле- и природопользования | Уметь сформулировать цель и задачи исследования, выбрать метод исследования, объяснить результаты исследования, составить отчет по результатам исследования, подготовить презентацию | владеет навыками проведения научного исследования в области земле- и природопользования, публичного выступления, защиты выполненного исследования | НФ | ||
* НФ - формирование компетенции начинается в рамках данной дисциплины
ПФ - формирование компетенции продолжается в рамках данной дисциплины ЗФ - формирование компетенции завершается в рамках данной дисциплины |
Общие организационные требования к учебной работе обучающегося
Организация занятий по дисциплине носит циклический характер. Предусмотрена взаимоувязанная цепочка учебных работ: лекция – практические занятия - самостоятельная работа обучающихся. На занятиях студенческая группа получает задания и рекомендации.
|
|
Учитывая статус дисциплины к её изучению предъявляются следующие организационные требования;:
– посещение магистрантами аудиторных занятий; ведение конспекта в ходе лекционных занятий; качественная самостоятельная подготовка к практическим занятиям, своевременное выполнение и сдача практических заданий, защита отчета, активная работа на аудиторных занятиях,
– активная внеаудиторная работа; своевременная сдача преподавателю отчетных материалов по аудиторным и внеаудиторным видам работ.
Для успешного освоения дисциплины, обучающемуся предлагаются учебно-информационные источники в виде учебной, учебно-методической литературы по всем разделам.
По итогам изучения дисциплины осуществляется аттестация магистранта в форме зачета.
Теоретические разделы дисциплины
Тема 1. Организация использования земель для целей лесопользования
В рамках данной темы изучаются особенности организации территории и использования земель лесного фонда: рассматриваются функции леса, принципы лесопользования, принципы лесных отношений; изучаются особенности правового режима использования земель лесного фонда. Особенности образования лесничеств как основной территориальной единицы на землях лесного фонда; образование лесных участков для разных видов использования лесов. Особенности внутренней организации территории лесничества: участковое лесничество, урочище, квартал; усадьбы лесничества и участковых лесничеств; объекты инженерного оборудования территории; распределение лесов по целевому назначению, по угодьям, породам, группам возраста, запасу древесины; ограничения в использовании земель лесного фонда. Рассматривается содержание лесоустройства в соответствии с действующим лесным законодательством.
После изучения темы студент должен знать:
1. Правовой режим земель лесного фонда.
2. Особенности образования лесничеств на территории Омской области.
3. Внутреннюю организацию территории и использование земель лесничества.
Тема 2. Организация использования земель для целей охраны природы
Рассматривается назначение природоохранной деятельности, способы охраны земель и ресурсов; понятие и категории особо охраняемых природных территорий; изучаются особенности правового режима использования земель и ресурсов в зависимости от категории особо охраняемой природной территории. Особенности образования особо охраняемой природной территории связаны с определением площади, размещением на территории особо охраняемой природной территории, установлением её границ. Особенности внутренней организации особо охраняемой природной территории связаны с зонированием её внутренней территории и установлением режима использования земель и ресурсов в пределах каждой зоны.
После изучения темы студент должен знать:
1. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий.
2. Особенности образования земельных участков особо охраняемых природных территорий.
3. Внутреннюю организацию территории и использование земель особо охраняемой природной территории.
Тема 3. Организация использования земель для целей недропользования
Рассматриваются особенности организации территории и использования земель для целей недропользования: дается понятие недропользования, полезных ископаемых, месторождения; рассматриваются виды пользования недрами. Изучаются вопросы предоставления недр в пользование – срок пользования; лицензия на недропользование; горный отвод. Особенности образования земельных участков для нефтегазового комплекса; особенности использования земель при добыче полезных ископаемых.
|
|
После изучения темы студент должен знать:
1. Особенности предоставления недр в пользование для разных видов пользования.
2. Понятие лицензии на недропользование, горного отвода.
3. Особенность образования земельных участков в границе лицензионного участка.