Базой для изучения данной темы являются знания по строению слуховой и вестибулярной сенсорных систем (кафедра анатомии человека, кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), а также ранее изученная тема нормальной физиологии: «Общая физиология сенсорных систем».
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Вопросы для самоподготовки
1. Слуховая система, ее основные отделы.
2. Звукоулавливающий, звукопроводящий и звуковоспринимающий отделы слуховой системы.
3. Биоэлектрические явления в улитке.
4. Основные теории восприятия звука (Гельмгольц, Резерфорд, Бекеши), восприятие звуков различной частоты.
5. Параметры слуховых ощущений: высота, громкость, тембр, длительность. Острота слуха. Абсолютный порог слышимости. Слуховая адаптация.
6. Пространственный слух. Речевой и неречевой слух.
7. Вестибулярная сенсорная система, ее отделы.
8. Виды вестибулярных рефлексов.
Задания для СРС во внеучебное время (домашнее задание)
1. Нарисовать блок-схемы слуховой и вестибулярной сенсорных систем.
|
|
2. Зарисовать схему поперечного разреза улитки.
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию
1. Как называется прибор для определения остроты слуха?
2. Дайте определение слуховой чувствительности.
3. В каком канале улитки находится Кортиев орган?
4. Чем заполнена барабанная лестница?
5. Чем отличается перилимфа от эндолимфы?
6. Что такое бинауральный слух?
7. В каких подкорковых структурах происходит переключение афферентных волокон слуховой сенсорной системы?
8. Где находятся вестибулярные ядра и какова их функция?
9. Для каких рецепторов адекватным раздражителем является угловое ускорение?
10. Перечислите известные Вам пути, идущие от вестибулярных ядер продолговатого мозга.
Этапы проведения практического занятия:
№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
I. Вводная часть занятия | 5-10 % | ||||
21. | Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | 2 мин | ||
22. | Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | 3 мин | ||
II. Основная часть занятия | 80-92 % | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
23. | Контроль исходных знаний, умений и навыков | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков | 30 мин | ||
24. | Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе | 5 мин | ||
25. | Демонстрация методики | Показать ориентировочную основу действия (ООД) | 3 мин | ||
26. | Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия | 22 мин | ||
27. | Оценка результатов СРС | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов | 5 мин | ||
28. | Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка | 15 мин | ||
III. Заключительная часть занятия
| 5-10 % | ||||
29. | Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. | 3 мин | ||
30. | Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер | 2 мин |
Ориентировочная основа действия (ООД) по проведению практического занятия
При разборе темы занятия используются интерактивные методы обучения: дискуссия при ответах на контрольные вопросы с коррекцией исходного уровня знаний самими студентами с итоговым обобщением преподавателя. Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при оценке остроты слуха, воздушной и костной проводимости, анализе аудиограмм и решение ситуационных задач.
Задание 1. Определение остроты слуха
Программа действия: 1. Наружный слуховой проход одного уха испытуемого закрыть ватой. К другому уху приблизить часы. 2.Удалять часы от испытуемого до тех пор, пока он не перестанет слышать звук. 3. Измерить расстояние.
Ориентировочные основы действий: Повторить то же для другого уха. Исследование провести на нескольких испытуемых. Сравнить результаты.
Задание 2. Определение остроты слуха шёпотной речью.
Программа действия: I. Наружный слуховой проход одного уха испытуемого закрыть ватой. 2.Исследователь, находящийся на расстоянии 6 метров, шёпотом произносит слова. 3.Испытуемый должен повторить услышанное слово.
Ориентировочные основы действий: Острота слуха считается нормальной, если испытуемый слышит шёпотную речь.
Задание 3. Опыт Вебера. Определение костной проводимости.
Программа действия: I. Наружный слуховой проход закрыть ватным тампоном. 2.Приложить звучащий камертон к средней линии головы.
Ориентировочные основы действий: Камертон следует держать за ножку, прикладывая основанием к средней линии головы.
Задание 4. Опыт Ринэ. Сравнение воздушной и костной проводимости.
Программа действия: I. Ножку звучащего камертона установить на сосцевидный отросток. 2.Когда звук перестаёт быть слышным, перенести камертон к слуховому проходу.
Ориентировочные основы действий: Сравнить силу звука, а также длительность звучания в первом и втором случае.
Задание 5. Тональная аудиометрия.
Программа действия: Испытуемый одевает наушники, в которые подаются звуки разной частоты. Определяют порог слышимости (минимальную силу звука) для разных частот звука.
Ориентировочные основы действий: По результатам исследования чертится аудиограмма.