Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

Базой для изучения данной темы являются знания по строению слуховой и вестибулярной сенсорных систем (кафедра анатомии человека, кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), а также ранее изученная тема нормальной физиологии: «Общая физиология сенсорных систем».

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Вопросы для самоподготовки

1. Слуховая система, ее основные отделы.

2. Звукоулавливающий, звукопроводящий и звуковоспринимающий отделы слуховой системы.

3. Биоэлектрические явления в улитке.

4. Основные теории восприятия звука (Гельмгольц, Резерфорд, Бекеши), восприятие звуков различной частоты.

5. Параметры слуховых ощущений: высота, громкость, тембр, длительность. Острота слуха. Абсолютный порог слышимости. Слуховая адаптация.

6. Пространственный слух. Речевой и неречевой слух.

7. Вестибулярная сенсорная система, ее отделы.

8. Виды вестибулярных рефлексов.

 

Задания для СРС во внеучебное время (домашнее задание)

1. Нарисовать блок-схемы слуховой и вестибулярной сенсорных систем.

2. Зарисовать схему поперечного разреза улитки.

 

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1. Как называется прибор для определения остроты слуха?

2. Дайте определение слуховой чувствительности.

3. В каком канале улитки находится Кортиев орган?

4. Чем заполнена барабанная лестница?

5. Чем отличается перилимфа от эндолимфы?

6. Что такое бинауральный слух?

7. В каких подкорковых структурах происходит переключение афферентных волокон слуховой сенсорной системы?

8. Где находятся вестибулярные ядра и какова их функция?

9. Для каких рецепторов адекватным раздражителем является угловое ускорение?

10. Перечислите известные Вам пути, идущие от вестибулярных ядер продолговатого мозга.

                  Этапы проведения практического занятия:

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
1 2 3 4

I. Вводная часть занятия

5-10 %
21. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 2 мин
22. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 3 мин

II. Основная часть занятия

80-92 %
1 2 3 4
23. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 30 мин
24. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 5 мин
25. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 3 мин
26. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 22 мин
27. Оценка результатов СРС Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 5 мин
28. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 15 мин

III. Заключительная часть занятия

5-10 %
29. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. 3 мин
30. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер   2 мин

Ориентировочная основа действия (ООД) по проведению практического занятия

При разборе темы занятия используются интерактивные методы обучения: дискуссия при ответах на контрольные вопросы с коррекцией исходного уровня знаний самими студентами с итоговым обобщением преподавателя. Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при оценке остроты слуха, воздушной и костной проводимости, анализе аудиограмм и решение ситуационных задач.

 

Задание 1. Определение остроты слуха

Программа действия: 1. Наружный слуховой проход одного уха испытуемого закрыть ватой. К другому уху приблизить часы. 2.Удалять часы от испытуемого до тех пор, пока он не перес­танет слышать звук. 3. Измерить расстояние.

Ориентировочные основы действий: Повторить то же для другого уха. Исследование провести на нескольких испы­туемых. Сравнить результаты.

 

Задание 2. Определение ост­роты слуха шёпо­тной речью.    

Программа действия: I. Наружный слуховой проход одного уха испытуемого закрыть ватой. 2.Исследователь, находящийся на расстоянии 6 метров, шёпо­том произносит слова. 3.Испытуемый должен повторить услышанное слово.

Ориентировочные основы действий: Острота слуха считается нормальной, если ис­пытуемый слышит шёпотную речь.

 

 

Задание 3. Опыт Вебера. Определение костной проводимости.     

Программа действия: I. Наружный слуховой проход закрыть ватным тампоном. 2.Приложить звучащий камертон к средней линии головы.     

Ориентировочные основы действий: Камертон следует держать за ножку, прикладывая основанием к средней линии головы.

 

Задание 4. Опыт Ринэ. Сравнение воздушной и костной проводимости.

Программа действия: I. Ножку звучащего камертона установить на сосцевидный отросток. 2.Когда звук перестаёт быть слышным, перенести камертон к слуховому проходу.

Ориентировочные основы действий: Сравнить силу звука, а также длительность звучания в первом и втором случае.

 

Задание 5. Тональная аудиометрия.

Программа действия: Испытуемый одевает наушники, в которые подаются звуки разной частоты. Определяют порог слышимости (минимальную силу звука) для разных частот звука.

Ориентировочные основы действий: По результатам исследования чертится аудиограмма.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: