Задание 6. Исследование вестибулярного аппарата

Программа действия: 1.На полу проводят длинную черту мелом, испытуемый быстро бежит вдоль неё, затем 10-20 раз вращается вокруг оси и снова бежит вдоль черты. 2.Испытуемый кружится с закрытыми глазами.     

Ориентировочные основы действий: Убедиться в наличии нистагма глаз. Отметить направление отклонения тела при беге вдоль линии после вращения.  

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время

Тестовый контроль

Какова функция наружного уха?

1) улавливает звуковые колебания; 2) воспринимает звуковые колебания;

3) трансформирует звуковые колебания в электрические;

4) усиливает звуковые колебания; 5) уравнивает давление.

  1. Чем обусловлен заряд среднего канала улитки?

1) увеличенным содержанием ионов К; 2) увеличенным содержанием ионов Na;

3) меньшим содержанием ионов К;      4) меньшим содержанием ионов Na.

  1. Какова роль текториальной мембраны улитки?

1) отделяет вестибулярную лестницу от перепончатого канала; 2) содержит рецепторные клетки; 3) контактирует с волосками рецепторных клеток; 4) отделяет перепончатый канал от барабанной лестницы.

  1. Какова функция кортиева органа?

1) улавливает звуковые колебания; 2) воспринимает звуковые колебания;

3) трансформирует звуковые колебания в электрические; 4) усиливает звуковые колебания; 5) уравнивает давление.

  1. Какие потенциалы в улитке считают как рецепторные?

1) мембранный потенциал слуховой рецепторной клетки; 2) микрофонный потенциал;

3) эндокохлеарный потенциал; 4) суммационный потенциал;

5) потенциал слухового нерва.

  1. Нарушение речевого слуха связано с поражением преимущественно:

1) левой височной области коры; 2) правой височной области коры; 3) лобной доли.

  1. Благодаря каким элементам внутреннего уха обеспечивается чувство равновесия?   1) отолитовый орган; 2) полукружные каналы; 3) улитка.
  2. Чем заполнены полукружные каналы?

1) жидкость; 2) воздушная среда;    3) эндолимфа; 4) перилимфа.

  1. Рецепторы отолитового аппарата являются:

1) первичночувствующими      2) вторичночувствующими

3) хеморецепторами                   4) механорецепторами.

  1. В волосковых клетках вестибулярного аппарата формируется:

1) рецепторный потенциал; 2) генераторный потенциал; 3) потенциал действия.

Ситуационные задачи

1. Человек страдает тугоухостью. Если при нем играют на скрипке или 

      заставляют звучать камертон, он этого не слышит. Что сделать, чтобы он 

      услышал хотя бы один из этих звуков?

2. И овальное, и круглое окно в костной капсуле улитки затянуты эластичной мембраной. Если бы эта мембрана стала жесткой, восприятие звуков резко нарушилось бы. Почему?

3. Если крыс приучают находить дорогу в лабиринте с многочисленными поворотами, то даже после выключения зрения животные продолжают правильно проходить все повороты. Какую дополнительную операцию (одну из двух возможных) нужно сделать, чтобы крыса перестала ориентироваться в лабиринте?

4. Работа в сталеплавильном цехе характеризуется рядом неблагоприятных факторов производственной среды, одним из которых является шум с наиболее выраженным низкочастотным диапазоном. Какие изменения и в каких отделах улитки можно ожидать у работников данного цеха?

5. Во время шторма некоторые моряки плохо переносят качку, у них возникают вегетативные расстройства. Объясните механизм их возникновения. Что можно рекомендовать для профилактики этих явлений?

Оснащение практического занятия

Наглядные пособия: Таблицы

Технические средства обучения: (Телевизоры, DVD - плейер)

Учебный видеофильм «Физиология слухового анализатора»

Литература:

А) основная

1. Нормальная физиология: учебник [под ред. К.В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. В.М. Смирнова]. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 480 с.

Б) дополнительная

1.  Камкин А.Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с.

3. Судаков К.В., Андрианов В.В., Вагин Ю.Е., Киселев И.И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с.

4.   Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л.Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005.

5. Маркина Л.Д. Физиология сенсорных систем: учеб. пособие. Владивосток: Медицина ДВ, 2009. 60с.

6. Избранные лекции по современной физиологии [под ред. М.А. Островского, А.Л. Зефирова]. Казань: Арт-Кафе, 2010. 332 с.

 

 

Интернет ресурсы: электронная библиотека ТГМУ, «Консультант студента».

 

Тема 4 (39). Физиология соматосенсорной, вкусовой и обонятельной сенсорных систем

Мотивация изучения темы. Соматосенсорная система, представленная комплексом кожной и проприоцептивной чувствительности обеспечивает самосохранение индивида; боль является сигнальным раздражителем при нарушениях гомеостаза; вкусовая и обонятельная системы дополняют многообразие получаемых ощущений из внешнего мира. Качественный и количественный анализ раздражителей, воспринимаемых рецепторами кожи, слизистых оболочек носовой и ротовой полостей и проприорецепторами, обеспечивает формирование тактильных, температурных, болевых, обонятельных, вкусовых ощущений и представлений об окружающем мире и себе. Понимание принципов строения и функционирования данных сенсорных систем необходимо для дальнейшего изучения данной дисциплины и дисциплин профессионального цикла.

Цели занятия

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело

Конкретные цели и задачи:

В результате изучения темы студенты должны:

 

  - «знать» физиологические процессы и механизмы возбуждения экстерорецепторов кожи и проприорецепторов мышц и сухожилий, вкусовых и обонятельных хеморецепторов; структурно - функциональную характеристику проводящих путей и корковых центров тактильной, болевой, вкусовой и обонятельной систем.

  - «уметь» оценивать функциональное состояние организма при возникновении различных видов боли в ходе решения ситуационных задач; самостоятельно работать с научной, справочной и учебно-методической литературой; решать тестовые задания, готовить научные сообщения. 

  - «владеть» методами определения порогов тактильной и болевой чувствительности, густометрии и вкусовой адаптации; базовыми технологиями преобразования информации, поиском информации в сети интернет и физиологическим понятийным аппаратом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: