Субъектов промышленного развития

Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

47nastyaa@gmail.ru

 

Интересы базовых субъектов развития промышленности носят, в основном, экономический характер. Основные экономические интересы хозяйствующих субъектов включают:

- максимизацию прибыли в кратко- и (или) долгосрочном периоде;

- увеличение объемов выпуска и реализации продукции, увеличение доли рынка;

- повышение рентабельности капитала; - повышение конкурентоспособности и др.

Экономические интересы хозяйствующих субъектов не имеют выраженной специфики, детерминируемой их территориальной локализацией, однако формируются под воздействием локальных условий производства. В частности, предприятия являются потребителями единых для данного региона ресурсов, единой производственной и социальной инфраструктуры; осуществляют тесное взаимодействие с другими предприятиями в структуре региональной промышленности по линии использования ресурсов, утилизации отходов производства, выпуску аналогичной и взаимозаменяемой продукции.

Иными словами, интересы хозяйствующих субъектов на региональном уровне во многом обусловлены сложной сетью прямых и обратных связей с различными элементами производства, социальной сферы, природной среды.

Государственные интересы в развитии промышленного хозяйства трудно переоценить, в силу чего промышленность является важным объектом государственного регулирования. Объектом госрегулирования выступает индустриальный комплекс как единая система. 

По вопросу содержания основных интересов госрегулирования индустриального хозяйства страны высказываются различные мнения: преодоление структурной разбалансированности, обеспечение высоких темпов роста, повышение эффективности, конкурентоспособности и т.д. 

Каждая точка зрения всесторонне аргументируется большей или меньшей "провальностью" того или иного направления развития и на фоне многочисленных проблем в промышленном хозяйстве не может не "попасть в цель". Однако эти же обстоятельства не позволяют выделить из всего массива обоснований интересов госрегулирования промышленности объективно консенсусный вариант, который не зависел бы от угла взгляда на существующие проблемы и, в силу этого, был способен увязать воедино различные взгляды на сложный комплекс этих проблем.

Как нам представляется, основой такой ситуации является формирование государственных интересов в качестве стратегической установки развития как функции от интересов различных групп общества, имеющих свой взгляд на образ будущего промышленного хозяйства. Таковой неизбежно формируется в условиях доминирующего влияния отдельных параметров промышленности, вычлененных из совокупности параметров отдельно взятой группой общества в соответствии с присущими ей предпочтениями и возможностями, и отражает проявления субъективного подхода к данному процессу.

Действуя в рамках общепринятого подхода к обоснованию содержания государственных интересов развития, можно отстаивать концепцию единственной "наилучшей" позиции исследования. Нами же предлагается подход к обоснованию содержания указанных интересов, образующий некоторое пространство (континуум) возможных вариантов, максимально "очищенных" от проявлений субъективизма, которые могут использоваться с учетом специфики поставленных теоретических и практических целей.

Объединяющей базой такого пространства вариантов развития промышленной системы являются ее системные свойства. Множество связанных между собой компонентов в составе системы объединено определенными свойствами [2, с. 355]. Само по себе понятие системы абстрактно, однако в нем отражаются объективно присущие явлениям системные свойства и качества.

 Суть предлагаемого подхода сводится к тому, что государственные интересы в отношении стратегического развития промышленной системы отражают интересы системы, которые, в свою очередь, определяются свойствами системы. Это утверждение базируется на констатации объективного стремления любой системы к самосохранению и самовоспроизводству, ее глобального интереса в улучшении по всем параметрам. Поняв и формализовав зависимость интересов от свойств системы, аналитик получает возможность разрабатывать обоснованные универсальные рекомендации стратегического характера для систем, различающихся по своим параметрам. 

Критический анализ существующих взглядов на свойства различных видов экономических систем позволяет детерминировать базовые свойства промышленной системы государства, которые объединены в три группы свойств: структурные, движения и управляемости.

Структурные свойства включают свойства целостности, сбалансированности (равновесия, гомеостазиса), гибкости (маневренности), устойчивости, экономичности (эффективности). Свойства движения включают свойства динамичности и устойчивости развития. 

На наш взгляд, являясь характеристиками способности промышленной системы к достижению целей развития, ее свойства не могут быть от них независимы. Свойства системы всегда соотносимы с целями ее развития. Полнота и достаточность рассматриваемых свойств определяется достаточностью оценок (их необходимым разнообразием) степени достижения поставленных целей.

Использование концепции системных свойств открывает новые возможности в изучении систем, поскольку понятийный аппарат и формализованное представление различных свойств, по сути, являются новым языком описания систем. Такой язык "…будет иметь принципиальные преимущества перед тремя используемыми ныне языками. В отличие от вербального он позволяет конкретизировать при описании систем существующие в них зависимости и вводить количественную меру. От численного описания он будет выгодно отличаться выявлением наиболее существенных факторов развития систем и установлением зависимостей между ними. Наконец, в отличие от математических моделей на языке свойств можно полноценно описывать концептуальные и понятийные особенности систем, что особенно необходимо для исследования их природы и сущности" [6, с. 5]. 

Формирование государственных интересов развития промышленности

как функции от интересов промышленной системы позволяет свести к минимуму субъективизм в этом процессе. При этом если учитывать, что госрегулирование развития промышленных систем это непрерывный процесс, очевидно, что регулирование на каждом отдельно взятом его этапе должно рассматриваться в контексте его перспективных задач. Концентрация усилий в рамках стратегии на наиболее проблемных направлениях в расчете на последующее решение другого комплекса проблем в рамках новой стратегии, поэтапная оптимизация системы по отдельно взятому параметру чреваты нанесением ущерба ее оптимальности по другим параметрам в меру их взаимной сопряженности с данным. Оптимальная цель регулирования системы в рамках отдельно взятой стратегии должна отражать компромиссный вариант между противоречивыми требованиями оптимизации различных ее параметров, а само регулирование – обеспечивать постоянное и последовательное улучшение значения глобального оптимума промышленной системы, достигнутого ею на предшествующих этапах.

Использование концепции системных свойств на практике обеспечивает подведение объективной основы под процесс госуправления, "подхода с позиций качества экономического пространства, его неравномерного развития, сохранения целостности… экономики в условиях исключительной пространственной неоднородности" [3, с. 4], чрезвычайную важность которого подчеркивает А.Г. Гранберг. 

Объективное, предсказуемое, однозначное трактуемое детерминирование содержания государственных интересов имеет особое значение в свете отмечаемого отечественными и зарубежными аналитиками в качестве специфической черты современной экономической политики в России формирования "капитализма для узкого круга" [4, с. 33], когда государство, создавая видимость обусловленности своей деятельности потребностями общества, на практике реализует интересы его отдельных групп (крупных корпоративных структур, бизнес-групп). Общегосударственные интересы, заключающиеся в усилении системных свойств национальной промышленности, задают определенные рамки мероприятиям в системе госрегулирования, сужая простор для действий под влиянием отдельных субъектов или их групп, повышая не только его эффективность, но прозрачность, а следовательно, и степень доверия к нему общества, важность которого для реализации стратегии была отмечена выше.

Вектор действий, осуществляемых федеральными органами власти в соответствии с интересами, заключающимися в усилении системных свойств, объективно детерминирован обеспечением пространственного развития производительных сил, формированием территориальных пропорций промышленного развития всей страны, реализацией стратегии промышленного развития с учетом особенностей, порождаемых территориальными различиями. 

Формирование промышленных хозяйств на уровне регионов имеет выраженную региональную специфику. Этот процесс характеризует многообразие лежащих в его основе интересов, которые меняются во времени в разрезе регионов. В числе приоритетных интересов могут выступать: сочетание региональной специализации с относительно автономным жизнеобеспечением; самодостаточное развитие; устойчивое развитие; преодоление диспропорций; увеличение объемов выпуска продукции; увеличение собираемости налогов; повышение конкурентоспособности промышленных предприятий региона и др.

Вместе с тем в основе процесса формирования промышленных хозяйств на уровне регионов прослеживается единая логика, придающая ему общие черты. 

Управление развитием промышленности регионов осуществляется региональными органами власти, исходя из рассмотрения таковой в качестве относительно самостоятельно функционирующей системы. Соответственно, обеспечение развития подразумевает в числе прочего максимальную автономность региональной индустрии и территориально локализованную диверсификацию ее промышленных производств, обеспечивающую устойчивость развития промышленности региона при неблагоприятном изменении конъюнктуры. Выбор отраслевых приоритетов развития осуществляется в каждом конкретном регионе с учетом того, в какой мере реализация данных приоритетов способна решать задачи позитивной динамики промышленности данного региона и ее территориальных структурных составляющих.

Вместе с тем нельзя говорить о том, что региональный интерес замыкается на усилении свойств региона как самостоятельно функционирующей системы и не включает поддержание его подсистемных свойств. Экономическому обоснованию этого утверждения посвящено множество научных трудов, исследовавших выгоды разделения труда и специализации в масштабах национального хозяйства в рамках основных подходов к эффективной организации региональной экономики [1; 6]. Однако региональный интерес будет включать поддержание и усиление подсистемных свойств лишь до тех пор, пока выгоды от него будут превалировать над негативным эффектом.

Подводя итог рассуждений о взаимообусловленности свойств и целей развития промышленной системы, подчеркнем, что стратегия национального промышленного развития должна:

- поддерживать открытый характер промышленных хозяйств регионов, используя межрегиональные связи как дополнительный фактор развития;

- учитывать специфику включения регионов в макроэкономические процессы, в том числе для достижения ими максимальных выгод и преимуществ;

- способствовать обеспечению максимизации степени воспроизводства и саморазвития промышленных структур;

- способствовать развитию конкурентных преимуществ регионов;

- максимально эффективно использовать конкурентный потенциал регионов;

- обеспечивать комплексный характер функционирования региональных промышленных хозяйств;

- способствовать повышению устойчивости региональных промышленных комплексов к влиянию негативных факторов.

Формирование регионального промышленного хозяйства осуществляет-

ся под влиянием организационно-системных действий разных экономических субъектов в соответствии с разными требованиями и с различными векторами направленности, если рассматривать его с позиций интересов государства в лице федерального центра (федеральных органов власти) и регионов (региональных органов власти). Констатируя этот факт, мы подразумеваем, что для интересов федерального центра первично усиление системных свойств национальной промышленности, вторично усиление системных свойств региональных промышленных хозяйств; а для интересов региональных органов власти первично усиление системных свойств региональной промышленности, вторично усиление ее подсистемных свойств. О региональном интересе в усилении подсистемных свойств региональной промышленности было сказано выше. Остановимся подробнее на интересе федерального центра в усилении системных свойств региональных промышленных хозяйств.

Государство в лице федерального центра заинтересовано в развитии структурных составляющих в соответствии с их основными интересами, а значит - в усилении системных свойств региональных промышленных хозяйств – до тех пор, пока эти интересы и такое развитие не вступают в противоречие с системными интересами самого государства. Предполагая отсутствие таких противоречий, сравним преимущества и недостатки вариантов первичного обеспечения государством свойств системности ее подсистем, за которым следует их адаптация к параметрам системы (первый вариант); и первичного поддержания государством обретения подсистемой свойств, необходимых для ее органичного включения в систему, и последующего обеспечения ее системных свойств (второй вариант).

Вариант первый. Первичное обеспечение свойств системности подсистемы означает обретение (усиление) ею характеристик, оптимальных с точки зрения подсистемы, которые могут быть неэффективными с позиций "надсистемы" (например, подобные характеристики более эффективно встроены в другие элементы "надсистемы"), вследствие чего они (эти характеристики) будут корректироваться, устраняться со стороны "надсистемы". Сведение элементов, обладающих свойствами систем, в систему более высокого порядка, осуществить проще, если:

- количество таких элементов незначительно и (или)

- элементы обладают значительным потенциалом характеристик, значимых для обеспечения системности как "надсистемы", так и самого элемента - в случае изменения первоначального сочетания характеристик, обеспечивающих его системность.

Вариант второй. Первичное обеспечение свойств подсистемы ведет к обретению (усилению) ею характеристик, которые эффективны с точки зрения "надсистемы", а значит, не противоречат внутренним потребностям подсистемы. Впоследствии они (эти характеристики) могут использоваться для обеспечения свойств системности подсистемой.

Приоритетное обеспечение относительной воспроизводственной целостности экономики регионов в составе государства было выбрано в качестве стратегии развития некоторыми развитыми странами на отдельных этапах развития. Основной предпосылкой выбора данного варианта развития выступает стремление государства снизить социальную напряженность в отсталых по уровню экономического развития регионов. Однако представляется очевидным, что на практике такой подход ведет к падению эффективности экономики в масштабах государства. Его реализация требует гораздо более значительных средств, чем при любых других подходах. Его применение не соответствует требованиям теории оптимального планирования, согласно которой сумма частных (локальных) оптимумов не дает общего (глобального) оптимума, т.е. от объединения отдельных "оптимальных" регионов не получится оптимального хозяйства страны.

Учитывая этот аспект, а также значительное количество регионов с огромным разнообразием нерешенных проблем, связанных с поддержанием и усилением свойств промышленности как подсистемного, так и системного характера, очевидно, что выбор первичности обеспечения системности региональных промышленных хозяйств, за которой следует их адаптация к системных свойств промышленности;, не отвечает интересам государства в лице федерального центра.

Исходя из того, что территория РФ и региона соотносятся как целое и его часть, федеральный уровень принятия решений в сфере экономики должен иметь прерогативу, когда речь идет о пространственном размещении производительных сил, о территориальных пропорциях развития всей страны, о реализации стратегии общественного воспроизводства с учетом особенностей, порождаемых территориальными условиями и факторами. Региональный уровень регулирования должен концентрироваться на решениях, касающихся воспроизводственных процессов, локализованных на отдельно взятых территориях. Между тем, являясь выразителем общегосударственных системных интересов и приоритетов развития и, в то же время, самостоятельным субъектом, выразителем региональных подсистемных интересов, регион выполняет двуединую роль в регулировании промышленного развития. Это единство обеспечивает не "суммарность", а системность государственного регулирования, позволяющую гармонично сочетать интересы каждого региона и интересы центра. Изменение двойственного характера сочетания интересов региона с интересами центра в действующей практике госуправления на двуединый характер, обусловленный рассмотрением интересов региона с позиции обеспечения системных свойств, создает основу заинтересованного взаимодействия субъектов госуправления промышленным развитием.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: