Семинар 16. Основные идеологии современности

  1. Понятие идеологии.
  2. Анархизм.
  3. Социализм (коммунизм).
  4. Либерализм.
  5. Консерватизм.
  6. Национализм.
  7. Фашизм.

При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание, чтотермин «идеология» ввел в научный оборот французский экономист и политический деятель Антуан Луи Клод Дестют де Траси, который возглавлял оппозиционную группу мыслителей по отношению к режиму Наполеона. Данное понятие имеет древнегреческое происхождение и буквально означает «учение об идеях» (idea – идея, образ; logos – слово, учение). Наиболее известные произведения де Траси, в которых излагаются его взгляды на идеологию, – «Этюд о способности мыслить», доклад «Проект идеологии» и объемный четырехтомный проект реорганизации системы образования «Элементы идеологии».

До сегодняшнего дня понятие «идеология» является одним из сложнейших и противоречивых. Идеологию определяют и как совокупность мифов, и как совокупность идей, и как философскую концепцию, и как программные документы политических организаций и т.д.

Оопределение. И деология есть социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений.

Структура идеологии

В структуру идеологии включаются такие компоненты как: интересы, знания, идеи, взгляды, ценности, идеалы, нормы, цели, убеждения, воля к действию, идеологическая деятельность, идеологические учреждения и организации, идеологические процессы. В рамках идеологии содержатся программы активной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений.

Ядром идеологиивыступает круг идей, связанных с вопросами захвата, удержания и использования политической власти субъектами политики.

Система идеологии функционирует на основе процесса идеологического воздействия, который охватывает и представляет собой деятельность субъектов по производству, воспроизводству и практической реализации представлений, идей и ценностей. А.Е. Калинин предлагает классифицировать идеологические процессы по следующим основаниям:

Идеология выполняет ряд социальных функций, таких как:

- интегративная функция, подчеркивающая, что ни одно социальное движение невозможно без объединяющего влияния идеологии на сознание и чувства людей и направляющего их действия на претворение в действительности их идеалов и целей;

- теоретическая функция, позволяющая создавать теоретическую модель социального мира;

- оценочная функция, которая дает оценку развивающимся в обществе социальным, экономическим, политическим, духовным процессам, выявляя и обосновывая ценность социальных явлений;

- образовательно-воспитательная функция, формирующая политические, нравственные, эстетические и иные убеждения и идеалы;

- мобилизующая, которая направляет мысли, чувства, интеллект, действия на достижение поставленных целей.

Принято    также выделять мотивационную, прогнозирующую,

защитную, коммуникативную, социально-преобразовательную и другие функции.

Указанные выше функции определяют место и роль идеологии в жизни общества. Она является важнейшим социальным инструментом, который помогает вырабатывать цели общественного развития, сплачивает различные социальные общности, придает определенный смысл социальной активности отдельных индивидов и целых социальных групп.

Следует подчеркнуть, что в демократических государствах, как правило, не существует единой, обязательной для всех идеологии, приоритет отдается принципу плюрализма (многоформности) мнений. В тоталитарных обществах идеология трансформируется в государственную религию с особыми догматами, священными книгами, апостолами, святыми, богочеловеками, литургией и т.д. Государство в этом случаевыступает идеократической системой, в границах которой верховный жрец, могущий толковать итрансформировать постулаты идеологии, выступает и высшим чиновником, и политическим лидером.

В последнее время практически все политики и политические партии

в прагматических целях всё чаще отказываются от целостной, устойчивой

идеологии, то есть берут на вооружение тактику антиидеологизма.

Типы идеологий

В XIX веке сложились 5 основных идеологий:

1. Анархическая

2. Социалистическая (коммунистическая)

3. Либеральная

4. Консервативная

5. Националистическая

6. В XX веке появилась фашистская идеология.

Анархизм

При подготовке ко второму в опросу необходимо уяснить следующее.

1. Анархи́зм (от ἀν — «без» и ἄρχή — «власть») — свободное мышление, заключающее в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком. Иными словами - безначалие, безвластие. Анархизм есть мелкобуржуазное общественно-политическое течение, для которого характерны: индивидуализм, субъективизм и волюнтаризм.

2. Анархизм как определенное психологическое состояние или умонастроение существовал практически всегда, однако целостная

Анархистская идеология сформировалась в Европе только в 1840—1860-х гг., когда Анархизм стал уже довольно заметным общественно-политическим движением. Основной вклад в теоретическую разработку этого учения внесли П.Ж. Прудон, М. Штирнер,М.А. Бакунин, П.А. Кропоткинидругие. Анархистскиеконцепции каждого из этих мыслителей построены на разных философских и нравственных основаниях и поразному представляют цели и смысл общественного развития, способы и средства достижения обществаанархии. Однако все они главную причину эксплуатации и несправедливости в обществе видят в государствевнезависимости от его формы.

3. Идейные постулаты анархизма.

· Анархия является высшей ступенью общественной эволюции –

создание идеального анархо-коммунистического строя, т.е.

такого безгосударственного общественногоустройства, в котором все люди будут чувствовать себя счастливыми и свободными (П.А. Кропоткин).

· Общество, организованное наначалах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин и наций, на основе свободы, равенства, справедливости, отсутствия эксплуатации.

· Государство это главное зло, но зло исторически оправданное, в

прошлом необходимое, ибо оно есть лишь временная общественная форма, которая должна полностью исчезнуть, став простой «канцелярией» общества, «центральной конторой» (М.А. Бакунин).

· Основная, неразрешимая проблема - огосударствление всех сторон общественной жизни, государственно-бюрократический централизм, отчуждение административного аппарата от гражданского общества.

· Базовые принципы

1) Отсутствие принудительной власти подразумевает, что в анархистском обществе один человек либо группа лиц не будут навязывать своё мнение, желание и волю другим лицам.

2) Свобода от принуждения предполагает отказ от принуждения одних людей другими к участию в какой бы то ни было деятельности, будь то в интересах отдельного человека или даже всего общества, против его воли.

3) Свобода ассоциаций предполагает, что в обществе, организованном на анархистских принципах, возможны любого рода ассоциации для удовлетворения всех общественных потребностей, любые общественные структуры должны создаваться свободно объединившимися людьми, обладающими равным правом определять будущее общества.

4) Взаимопомощь — это синоним сотрудничества. Когда люди работают сообща, их деятельность заметно эффективнее, нежели когда каждый работает поодиночке. Коллективное взаимодействие — это укороченный путь к достижению необходимого результата при возможно меньшей затрате усилий.

5) Разнообразие — залог наиболее полноценнойжизщни каждого отдельного человека, из которых состоит общество.

6) Равенство означает отсутствие иерархии, одинаковые для всех возможности удовлетворения своих личных потребностей.

7) Братство подразумевает, что все люди являются равными, что интересы и потребности одних не могут быть важнее и/или ценнее интересов и потребностей других людей.

 

3. Социализм

При подготовке к третьему вопросу следует обратить внимание.

      Социализм - это идеология, имеющая корни в древней общечеловеческой мечте об обществе, где могут быть реализованы на практике принципы социальной справедливости и равенства людей.

      В отличие от либерализма здесь равенство понимается не как формальная одинаковость исходных позиций в соревновании, а как реальное и охраняемое государством равенство экономических и социальных возможностей всех членов общества. Этот принцип тесно связан с другой базисной идеей — идеей приоритета коллективизма по отношению к индивидуализму. Для социалистической идеологии высшая ценность — коллективное благо, во имя которого могут быть принесены в жертву любые индивидуальные интересы. Именно поэтому в идеологии социализма считается возможным и правильным ограничение индивидуальной свободы: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Свобода рассматривается всего лишь как осознанная индивидом необходимость подчиняться обществу.

      Социалистическая идеология абсолютизирует пролетарский тип общественного сознания, рассматривая пролетариат как особый класс, наделенный исторической миссией свержения капитализма и гегемонии в социалистической революции. Революция должна быть последним насилием в истории человечества. За ней последует краткий этап диктатуры пролетариата, затем отмирание государства и наступит эпоха свободного самоуправления трудящихся масс. Государство понимается социализмом как классовый по своей природе социальный институт, сущность которого состоит в том, что это орудие насильственного удержания власти правящим классом. Социализм опирается на гуманистические представления о гармонично развитой личности, необходимости удовлетворения материальных и духовных потребностей индивида, однако все эти идеологемы сводятся на нет возведенным в принцип ограничением индивидуальной свободы.

 

4. Консерватизм

При подготовке к 4-му вопросу небходимо уяснить следующее.

Консерватизм — это идеология, основывающаяся на принципе безукоснительного следования сложившимся в обществе традициям и обычаям. Консерваторы полагают, что любое изменение представляет собой социальное зло и чревато неприятностями и катастрофами. Главная задача правителей и идеологов консервативного толка — во что бы то ни стало сохранить сложившийся исторически вариант общественного устройства.

       Консервативная идеология базируется на представлениях о сакральности прошлого и ставит во главу угла ценности, испытанные веками, поэтому сопротивляется любым инновациям, даже тем, которые несут в себе какие-то позитивные элементы. В сфере экономики консерватизм предполагает абсолютизацию традиционных для данного общества, обычно аграрно-патриархальных, отношений и противостоит идее свободного рынка и индустриальной модернизации. Будучи почвеннической идеологией, консерватизм тяготеет к принципам национальной обособленности, сильной государственности в традиционных для данного общества формах.

 

5. Либерализм

При подготовке к 5-му вопросу небходимо уяснить следующее.

       Либерализм - это идеология, утверждающая приоритет индивидуальной свободы по отношению к существующему обществу с его традициями. Свобода индивида является базисной ценностью либерализма. Индивидуальную свободу ограничивает только свободная воля других индивидов. Либерализм требует освобождения общества и индивидуального сознания от предрассудков и предубеждений, требует открытости всему новому и прогрессивному, базируется на идеях гуманизма, прогресса, демократического правления, общечеловеческого единства независимо от национальности.

       Экономическая концепция либерализма основывается на принципе исходного формального равенства возможностей всех индивидов. Экономическое неравенство рассматривается как результат неравенства природных способностей и усилий, проигрыш в соревновании свободных участников. Экономическим воплощением принципов либерализма является свободный рынок. Если консерватизм ставит во главу угла государственность, то либеральная идеология сводит роль государства к положению слуги своих граждан, охраняющего их права. Большую роль здесь играет принцип правового государства и вообще правовой характер социальных отношений. Либерализм проповедует гласность, открытость общества, отчетность исполнительной власти перед народом как законодателем.

6. Национализм

При подготовке к шестому вопросу необходимо уяснить следующее.

       Национализм - это апология исключительности и превосходства собственной нации, сопряженная с враждебно-недоверчивым отношением к другим нациям, пренебрежением и агрессивностью по отношению к ним. Сущность националистической идеологии заключается в возведении национальных качеств характера и менталитета в ранг высшей ценности. Национализм можно рассматривать как ответную реакцию этнической общности на угрозу иноэтнического влияния.

       В конце XIX в. идеология национализма приобрела воинствующий характер, что, в частности, выступает как ответная реакция этнических общностей на усиливающийся общемировой процесс интернационализации. Однако эта реакция неадекватная, основанная на фетишизации национального начала. Идеология национализма рассматривает национальные и этнические черты как самоценность, своего рода субстанцию исторического существования, этническое подвергается сакрализации, становится объектом своего рода культа. Идеология национализма сводит этнические различия к генетическим, а генофонд нации и его внешние проявления определяются как единственный фактор, конституирующий национальную целостность.

       Идеологические концепции националистической ориентации основываются на принципе малозначимости индивидуального, личностного начала и требуют его неукоснительного подчинения коллективному интересу нации. В них утверждается приоритет народной «почвенной» культуры по отношению к творчеству «космополитической» интеллигенции. Все это подкрепляется ссылками на сакральное прошлое нации, которое романтизируется и приукрашивается. Вечными темами национализма являются вопросы о «начале» исторической судьбы своего народа, его великом будущем, месте в мире, особой религиозной, культурной и исторической миссии, об основаниях его уникальности, чертах национального характера и ментальности.

7. Фашизм

При подготовке к седьмому вопросу необходимо уяснить следующее.

       В борьбе за создание массовой социальной базы фашизм выдвинул систему взглядов (фашистская идеология), использовавшую в значительной мере реакционные учения и теории, сложившиеся до его появления (расистские идеи; антидемократические концепции Ницше, Шпенглера, Джентиле; антисемитизм; геополитика, пангерманизм и т. д.).

       Первоначально под фашизмом подразумевались политические движения в Италии в 1922–1943 гг. под руководством Бенито Муссолини. Термин «фашизм» также использовался для описания ряда националистических движений 1920-х и 1930-х гг. в Европе, в первую очередь нацизм и клерикальный фашизм. В центре фашистской идеологии — идеи военной экспансии, расового неравенства, «классовой гармонии» (теории «народного сообщества» и «корпоративности»), вождизма («принцип фюрерства»), всевластия государственной машины (теория «тотального государства»). В наиболее концентрированном виде эти идеи были выражены в книге А. Гитлера «Моя борьба» («MeinKampf», 1925).

       Весьма существенная черта фашистской идеологии — крикливая демагогия с целью маскировки её истинного содержания. Этой цели служило, в частности, спекулятивное использование фашизмом популярности идей социализма в массах. Возникнув как реакция на революционный подъём, наступление которого возвестила Великая Октябрьская социалистическая революция в России, фашизм превратился в ожесточённого и опасного противника всего прогрессивного человечества.     Фашизм и его идеология – типичный продукт империализма XX века. Он нуждался прежде всего в идеологии «стадного» типа и конструировал её из подручного исторического материала.

Составными частями идеологии фашизма являются:

· доктрины тоталитарного государства и

· агрессивного этноцентризма.

· квази-религиозный политический культ,

· шовинизм,

· милитаризация всех общественных, в том числе идеологических, отношений,

· навязчивое представление своей идеологии как «революционной» и «социалистической»,

· культ вождя, носителя абсолютной верховной власти, облечённого сверхъестественными полномочиями, стоящего над обществом.

       Кроме названых в научной литературе встречаются также такие идеологические концепции, как гуманизм,коммунитаризм, радикализм, экстремизм и другие.

 

Литература для подготовки

1. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: электронный учебник. [Электронный ресурс ЭБС ДГТУ]. М. 2011. Глава 13;

2. Гаджиев К. С. Политология. М. 2011. с. 61-67, 100-102, 119-124, 193-206.

Политическое направление Основоположники политического направления
Либерализм (идеология западничества) -классический -социализированный Сперанский М. М., Чаадаев П. Я., Станкевич Н. В., Анненков П. В., Чичерин Б. Н., Новгородцев П. И.
Консерватизм (славянофильство) -реакционное славянофильство -реформаторское славянофильство Карамзин Н. М., Уваров С. С., Победоносцев К. П., Хомяков А. С., Данилевский Н. Я., Соловьев В. С.
Радикализм -большевизм -анархизм Радищев А. Н., Пестель П. И., Огарев Н. П., Герцен А. И., Белинский В. Г., Писарев Д. И., Чернышевский Н. Г., Ленин В. И., Сталин И. В., Бакунин М. А., Ткачев П. Н., Лавров П. Л.
Социал-реформизм (меньшевизм) Мартов Ю. О., Плеханов Г. В.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: