Содержание понятия «культура»

В современной литературе по философии, культурологии, этнографии, антропологии сложился своеобразный парадокс. С одной стороны, для всех этих наук понятие «культура» явля­ется ключевым, с другой - содержательные представления о ней далеки от четкости, определенности и однозначности. Не представляет исключения и социология. Только в одном из американских справочников по социологии содержится свыше 400 определений понятия «культура».

Культура может означать «царство духа». Культура может означать определенный тип сознания или поведения, скажем, культура «гуманитариев» и культура «технарей». Это доста­точно многозначное и неопределенное слово мы применяем в его обыденном значении как синоним чего-то хорошего, ценно­го, безусловно положительного. Первоначально слово «куль­тура» означало способ обработки земли. Переход от этого узкого по­нимания смысла культуры к широкому, происшедший в евро­пейском общественном сознании в ХУП-ХУШ вв., имеет принципиальное значение, поскольку с этого времени культура становится центральным понятием европейского самосознания.

 

Понимание культуры в эпоху Просвещения

Устоявшееся понимание культуры как некой противопо­ложности природе, «натуре», восходит к эпохе Просвещения Оно получило два истолкования: природа рассматривается как исходное состояние, далекое от совершенства, а культура -путь, средство достижения этого совершенства или, наоборот. природа - идеал гармонии, а культура - искусственное образо­вание, несущее в себе извращенность, всевозможные пороки н пр. С этим связан известный спор между Руссо и Вольтером. Первый считал, что культура портит человека: совершенство дано ему от природы, а дальнейшее вмешательство культуры сковывает, угнетает человека, искажает, ослабляет отношения, а главное, вносит в них ложь. Вольтер занимал иную позицию: история человечества начинается с некоего дикого состояния, и именно культура «очеловечивает» человека. И тот, и другой взгляд на культуру имел совершенно определенные последст­вия в плане создания социологической модели общества. У Руссо это общество равных, в основе которого лежат мини­мальные потребности его членов. У Вольтера - общество, в ко­тором существует своеобразный культ богатства, как матери­ального, так и духовного, а положение членов общества не принудительно-однообразное, но зависящее от их индивиду­альных способностей и талантов. К концу XVIII в. негативные аспекты культуры практически не акцентируются, а сама куль­тура понимается как инструмент, с помощью которого человек возвышается, преодолевает свою естественно-природную огра­ниченность.

 

Соотношение культуры и цивилизации

К XVIII - XIX вв. в Германии, а затем в России сложилась другая антитеза - культура и цивилизация. Культуре как сре­доточию духовных, моральных и эстетических ценностей про­тивостоит цивилизация как нечто утилитарное, внешнее и вто­ричное для человека. «Цивилизация есть совокупность крайне внешних и крайне искусственных состояний, к которым спо­собны люди, достигшие последних стадий развития». Циви­лизация связывалась прежде всего с материальным и техноло­гическим прогрессом, а культура - с процессом идеальным, ду­ховным, во многом стихийным, имеющим в своей основе высшие человеческие ценности, к которому категория прогресса неприменима.

 

Понимание культуры в ХХ в. Как совокупности ценностей

В XX в. под культурой стали понимать не только художе­ственно-творческий процесс (искусство), а прежде всего нравы, ценности, воззрения, бытующие в обществе, т. е. всю сферу социального самопонимания человека. Отсюда повышенный интерес к совершенствованию внешних условий человеческого существования и к внутренней природе самого человека. Опре­деляя содержание понятия культуры, современные исследова­тели, как правило, отождествляют ее с совокупностью норм, ценностей, идеалов, выполняющих функцию социальной ори­ентации в обществе. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в совокупности социальных норм и институтов, в духовных ценностях. Куль­тура рассматривается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком.

Таким образом, культура понимается и как совокупность цен­ностей (духовных и материальных), и как живая человеческая дея­тельность по их созданию, распространению и хранению. Исходя из этого выделяются основные функции культуры:

Функции культуры

человекотворческая (гуманистическая), т. е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности (главная функция);

гносеологическая (познавательная), так как культура яв­ляется средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

информационная функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен - прошлого, настоящего и будущего;

коммуникативная функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;

ценностно-ориентационная, т. е. культура задает опреде­ленную систему координат, своеобразную «карту жиз­ненных ценностей», в которых существует и на которые ориентируется человек;

нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека.

 

Социология культуры

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: