Общие требования к курсовой работе

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ. 6

2 СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 13

3 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 14

3.1 Требования к оформлению текстовой части курсовой работы.. 14

3.2 Требования к оформлению графической части курсовой работы.. 15

4 ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 16

5 ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ. 19

6 ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.. 22

Приложение А (обязательное) Образец оформления титульного листа курсовой работы (для обучающегося очной формы обучения) 26

Приложение А (обязательное) Образец оформления титульного листа курсовой работы (для обучающегося заочной формы обучения) 27

Приложение Б (обязательное) Образец оформления задания на курсовую работу 28

Приложение В (обязательное) Образец оформления содержания курсовой работы 29

Приложение Г (обязательное) Образец оформления библиографического списка. 30

 

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Курсовая работа по дисциплине «Управление в социальной работе» является одним из основных элементов учебного процесса по подготовке специалистов по направлению 39.03.02 «Социальная работа» профилю «Социальная работа в системе социальных служб» квалификации «бакалавр».

Курсовая работа -это самостоятельная учебная работа обучающегося, выполняемая с целью развития его научно-исследовательских умений и навыков. Она предназначена для формирования у обучающихся умений решать практические задачи социальной работы через знание ее теоретико-методологических основ. При выполнении курсовой работы обучающийся знакомится с основными проблемами социальной работы, прикладными исследованиями по выбранной тематике, развивает умение работать с научной литературой и периодическими изданиями, учится моделировать и проводить эмпирическое исследование, а также формирует навык грамотного изложения мысли в соответствии с требованиями науки.

Целью выполнения курсовой работы по дисциплине «Управление в социальной работе» является развитие навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач, которые являются формой отчетности по самостоятельной работе обучающегося, содержащей систематизированные сведения по определенной теме.

Основными задачами выполнения курсовой работы по дисциплине «Управление в социальной работе» являются:

- систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных знаний, навыков, умений по управлению в социальной работе;

- овладение навыками практического применения полученных теоретических знаний к решению конкретных задач, предусмотренных курсовым проектированием;

- развитие самостоятельности при выборе методов исследования и творческой инициативы при решении конкретных задач;

- развитие необходимых навыков по выполнению и оформлению графической части работы;

- овладение навыками самостоятельной работы со специальной литературой (каталогами, справочниками, словарями, электронными ресурсами, специальной литературой);

- подготовка к более сложной задаче заключительного этапа учебного процесса - выполнению и защите итоговой квалификационной работы;

- формирование компетенций, предусмотренных дисциплиной.

Значимость курсовой работы и ее теоретический уровень определяются степенью самостоятельности исследования, темы, насколько в ней отражено знание обучающимся ведущих тенденций в управлении, его основных закономерностей, взаимодействия с другими сферами общественной жизни и социальной политики, тем, насколько обучающийся владеет категориальным аппаратом, знаком с системой социальной защиты населения в Российской Федерации, в т.ч. анализировать правовые, организационно-управленческие документы, регулирующие социальную сферу, их соответствие теории и реальной практике социальной работы.

В соответствии с этим, одними из дополнительных задач, решаемых в рамках курсовой работы, выступают:

1) систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных знаний, навыков, умений по управлению в социальной работе;

2) овладение навыками практического применения полученных теоретических знаний к решению конкретных задач, предусмотренных курсовым проектированием;

3) развитие самостоятельности при выборе методов исследования и творческой инициативы при решении конкретных задач;

4) развитие необходимых навыков по выполнению и оформлению графической части работы;

5) овладение обучающимся навыками самостоятельной работы со специальной литературой (каталогами, справочниками, словарями, электронными ресурсами, специальной литературой);

6) подготовка обучающихся к более сложной задаче заключительного этапа учебного процесса - выполнению и защите итоговой выпускной квалификационной работы.

 


 


ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

 

Обучающийся имеет право самостоятельно выбрать тему, руководствуясь примерной тематикой курсовых работ, имеющихся на кафедре. Тематика курсовых работ ежегодно уточняется и утверждается на заседании выпускающей кафедры. Тематика курсовых работ предусматривает раскрытие содержания социальной работы на современном этапе, основных направлений деятельности социальных служб, тенденций развития социальной защиты населения, анализ ее нормативно-правовой базы, принципов организации и методов осуществления. По согласованию с научным руководителем обучающийся может выбрать для курсовой работы тему, не включенную в рекомендованный перечень, а также несколько изменить ее название, обосновав необходимость этого. После выбора и закрепления темы обучающийся с помощью научного руководителя составляет задание по выполнению курсовой работы.

Подбирать литературу следует самостоятельно сразу же после выбора темы курсовой работы. Для этого необходимо обратиться к предложенным каталогам и библиографическим справочникам. При работе с предметно-тематическим каталогом необходимо просмотреть не только разделы, строго совпадающие с темой курсовой работы, но и разделы по темам, близким к избранной. Следует подбирать литературу, освещающую как теоретическую сторону проблемы, так и действующую социальную работу. Особое внимание следует уделять изданиям последних лет, но к любым источникам следует относиться критически. Работа с литературой должна включать следующие виды источников:

- философско-социологические труды, относящиеся к мировой философской и социологической классике, в которых выбранная проблема получает глубинное теоретическое обоснование;

- документы и нормативно-правовые акты, регулирующие сферу социального обслуживания и социальной защиты на различных уровнях;

- учебную и учебно-методическую литературу;

- специальные и справочно-энциклопедические издания по социальной работе («Российская энциклопедия социальной работы»; «Социальная работа: российский энциклопедический словарь»; «Справочное пособие по социальной работе» и т.д.);

- материалы периодики, касающиеся социальной защиты граждан (например, «Социальная работа», «Социальная защита», «Социальное обеспечение», «Социс», издания серии «Библиотечка журнала социальной защиты» и др.; регионального интернет-журнал «Регион-24»; местных газет «Городские новости», «Красноярский рабочий» и др.);

- сайты органов управления и учреждений системы социальной защиты населения.

Самостоятельная работа при подборе литературы вместе с тем предполагает систематические консультации с научным руководителем курсовой работы. С ним обязательно должен быть согласован список литературы и, в частности, используемые новейшие материалы по проблемам, а также материалы, необходимые для философско-социологического обоснования темы. При изучении литературы необходимо делать краткие выписки с точным указанием источников последующего использования при написания текста курсовой работы.

 

План работы должен отражать основную идею работы, раскрывать ее содержание и характер. Он составляется обучающимся самостоятельно, а затем обсуждается с научным руководителем. Курсовая работа обычно состоит из введения, двух-трех глав и заключения. При составлении плана, прежде всего, надо определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных разделах, и дать этим разделам соответствующие названия. Затем необходимо более тщательно рассмотреть содержание каждого раздела и определить в виде подразделов последовательность вопросов, которые в них будут излагаться.

 

Особое внимание следует обратить на введение курсовой работы. Оно предусматривает обоснование актуальности избранной темы, степени ее научной разработанности (т.е. изложения в теоретических, учебно-методических, научно-практических, нормативно-правовых источниках). В нем должна быть сформулирована цель курсовой работы, ее задачи, определены объект и предмет исследования. Основная цель введения - обосновать актуальность исследования. Для этого последовательно вносятся сле­дующие тексты: обоснование выбора данной области науки (как правило, потребностями практики), обоснование объекта исследования как сужения области науки, обоснование предмета исследования. В этих текстах даётся очень краткий аналитический обзор достижений разных исследователей. Необходимо, чтобы все имена, перечисленные в этом обзоре, были в списке литературы.

Во введении, в первую очередь, необходимо четко обозначить проблему научного исследования. Научная проблема может заключаться в следующем:

- в недостаточной изученности данного вопроса в теории управления. Например, вопрос, который лежит в основе исследования, может быть достаточно хорошо изученным в зарубежной, но практически (или мало) неисследованным остается в отечественной науке. Также изучаемая проблема может быть достаточно разработанной в рамках других смежных научных направлений, но, вместе с тем, оставаться практически неизученной в теории социальной работы;

- в неполноте теоретической и эмпирической научной информации об исследуемом вопросе. Например, в научной литературе может быть накоплен достаточно большой объем работ теоретического характера (или информации о результатах эмпирических исследований), но насчитывается слишком мало эмпирических исследований (или теоретических обобщений);

- в наличии противоречивой информации по данному вопросу в работах зарубежных и отечественных исследователей.

Далее, во введении необходимо отметить теоретическую и практическую значимость данного исследования. Теоретическая значимость работы может заключаться в дополнении имеющихся научных данных о проблеме, в получении новой информации об изучаемом социальном явлении или процессе. В курсовых работах особенно важным является возможность практического использования результатов проведенного исследования. Практическая значимость исследования может заключаться в возможности использования результатов исследования для организации управления. Также практическая значимость может быть обусловлена возможностью использования рекомендаций определенными людьми (например, специалистами, руководителями подразделений или организаций и т.п.).

При написании курсовой работы принято выделять объект ис­следования и его предмет. Объ­ект исследования - те феноме­ны, факты, предметные облас­ти, области социальной практики, внутри которых сосредото­чено внимание исследователя. Предмет исследования - те конкретные особенности, свой­ства, процессы внутри объекта исследования, которые, собст­венно, и рассматриваются дис­сертантом.

Цельисследования - разрешить выявленную проблему.

Задач исследования может быть как больше трёх, так и меньше. Поскольку задача - это диагностично и операционально поставленная цель, то вся после­дующая логика курсового исследования и его результа­тов концентрируется вокруг них. Сколько поставлено задач, ров­но столько же будет разделов.

Таким образом, при написании введения нужно дать ответы на следующие вопросы:

- «В чем проблема исследования и что предполагается изучать?»

- «Насколько актуально, своевременно, необходимо в настоящее время изучать данную проблему?»

- «Насколько данная проблема разработана в зарубежной и отечественной психологической науке?»

- «Требует ли данная проблема дополнительного изучения?»

- «Насколько результаты исследования могут быть полезны для дополнения или уточнения теоретических знаний о проблеме?»

- «Кто может использовать результаты исследования, какое практическое применение они могут найти?»

Объем введения должен составлять примерно от 2 до 4х страниц текста.

 

Первый раздел курсовой работы в целом носит методологический и теоретический характер. В нем раскрывается глубинная социально-историческая природа того социального явления, которое исследуется в курсовой работе, показывается его значение в практике социальной работы. Он должен включать историографический обзор литературных и нормативных источников, прямо и косвенно относящихся к исследуемой проблеме, анализ различных точек зрения и подходов к ее решению.

В целом, в теоретической части работы необходимо полно и системно раскрыть тему научного исследования. Предметом анализа должны быть научные теоретические подходы, результаты эмпирических исследований, противоречия, полнота или недостаточность существующей в теории социальной работы информации относительно изучаемого явления. Задачей обучающегося является демонстрация его основательного знакомства с работами по теме, умения анализировать и систематизировать источники, критически их оценивать, выделять существенное, давать сравнительную характеристику различных авторских подходов к изучению научной проблемы.

Теоретическая часть работы состоит из глав и параграфов. Глава – это раздел курсовой работы, отмечаемый нумерацией и тематическим заголовком (слово «глава» не указывается в тексте, просто проставляется порядковая нумерация глав). Глава состоит из параграфов и, иногда, подпараграфов. Параграф – это часть текста внутри главы, имеющий самостоятельное значение и нумерацию. Теоретическая часть работы может содержать одну или несколько глав в зависимости от сложности объекта исследования, а также от степени изученности проблемы в теории социальной работы. Объем параграфа должен быть не менее 6 страниц.

Если в теме заявлено изучение многих переменных, то каждой из них может быть посвящен отдельный параграф. Один из возможных вариантов структурирования информации по главам – от общих категорий темы к ее частным аспектам, от целого к части или от объекта к предмету. Например, 1 глава может раскрывать объект исследования, а 2 глава – его предмет. Важно, чтобы тема, каждый ее компонент были полностью раскрыты, а все параграфы были соединены друг с другом последовательностью текста, без логических разрывов. В каждом параграфе необходимо полно раскрыть то, что обозначено в его названии. Условно в каждом параграфе можно выделить: введение (введение в тему параграфа, представление структуры, логики параграфа, его задач и т.д.); основную часть (представление различных научных взглядов, их анализ, сравнение, выделение общего и различного, выражение собственного отношения к излагаемому материалу, собственных взглядов по рассматриваемым вопросам); заключение (обобщение информации, выделение наиболее важной, значимой для данной работы, переход к теме следующего параграфа, подчеркивание их логической связи).

 

Наиболее типичные, распространенные ошибки обучающихся при структурировании теоретической части.

1) Не раскрывается важный аспект проблемы, обозначенный в названии работы. В результате работа выглядит не полной, не до конца проработанной.

2) Отсутствует логика в построении глав, параграфов.

3) В виде отдельных разделов теоретической части выделяются незначительные, «узкие» аспекты темы, которые не вписываются в структуру теоретической части, либо вопросы, не имеющие прямого отношения к теме исследования.

4) Отсутствуют логические переходы между параграфами и главами работы.

5) Объем параграфа менее 6 страниц (в таком случае его не нужно выделять в качестве отдельного параграфа).

6) Отсутствие выводов по теоретической части.

Для того чтобы избежать подобного рода ошибок, важно до и после работы с информационными источниками, составить предполагаемую структуру работы с названием глав и параграфов и обсудить ее с научным руководителем.

 

Основные требования к содержанию теоретической части:

- Название глав и параграфов теоретической части должны соответствовать названию темы работы и(или) при наличии эмпирическому исследованию, т.е. они должны раскрывать заявленную тему.

- В работе должно быть проанализировано не менее 20-25 библиографических источников. Анализ библиографических источников позволяет осуществить и продемонстрировать разные научные подходы, точки зрения, реализовать разносторонний взгляд на проблему исследования, в том числе с позиций различных наук: теории социальной работы, философии, социологии и др. В работе необходимо использовать первоисточники и новейшую литературу по теме исследования.

- Текст теоретической части работы должен включать в себя не только описание, представление различных научных подходов и точек зрения, но также их анализ, сравнение, обобщение, выражение собственной точки зрения.

- При использовании информации из других наук необходимо перевести ее на язык теории социальной работы, т.е. соотнести данные понятия, явления с социальными явлениями, подчеркнуть их взаимосвязь.

 

Выводы по теоретической части исследования должны отражать основное содержание, наиболее важные идеи, положения теоретической части и подводить к описанию практической части исследования. Они должны быть четко и кратко сформулированы. Положения в них не должны повторяться, а число выводов следует ограничить по количеству параграфов в теоретической части. Количество выводов может соответствовать количеству параграфов теоретической главы, но может и превышать их. Важно, чтобы в выводах были отражены основные идеи, сформулированные в каждом параграфе каждой из теоретических глав работы.

 

Во втором (при необходимости, и третьем) разделе целесообразно рассмотреть место и роль исследуемой проблемы в системе социальной защиты РФ, сложившиеся направления в ее решении, проанализировать накопленный в этом плане отечественный и зарубежный опыт; исследовать систему социальных служб, связанных с ней, методы и способы их работы с конкретными категориями нуждающихся. Наиболее важные положения описанных социальных технологий, форм и методов работы по решению заявленной проблемы подводят к формированию обучающимся выводов по практической части и выводов в виде заключения.

 

Заключение курсовой работы это выводы, включающие в себя конкретные ответы на поставленные задачи, обусловленные ее названием; сформулированные выводы и предложения по теме исследования. Заключение представляет собой основной итог проведенного исследования, необходимость, целесообразность и ценность данной работы. В заключении отражаются итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор, отмечается их практическая и теоретическая значимость.

В заключении рекомендуется отразить следующие моменты:

1. насколько своевременным, актуальным было данное исследование;

2. реализована ли цель и решены ли задачи научного исследования;

3. обобщение основных результатов и выводов данной работы, связанных с целью и задачами исследования;

4. указание на интересные, неожиданные результаты, полученные при проведении исследования, которые могут быть не связаны с целью и задачами;

5. возможно обозначение основных трудностей и проблем, возникших при проведении исследования;

6. обозначение перспектив дальнейшего исследования данной проблемы (самим автором или другими исследователями).

Важнейшее требование к заключению – его краткость, логичность и обстоятельность, в нем не следует повторять содержания введения и основной части работы. Заключение должно давать полное представление о содержании, значимости, обоснованности результатов работы. Объём заключения должен составлять примерно 2-3 страницы.

 

Проверка обучающихся на самостоятельность выполнения курсовых работ осуществляется в системе «Антиплагиат». По результатам проверки полученная справка прикрепляется к тексту курсовой работы и принимается во внимание комиссией при защите курсовых работ. Под плагиатом понимается, как правило, преднамеренное или непреднамеренное представление текста, слов, фактов или идей другого автора как своих собственных. В академическом мире автор будет рассматриваться как занимающийся плагиатом, если он:

1) покупает, находит или получает работу, которую оформляет впоследствии как свою собственную;

2) включает в свой собственный обзор отрывок, не идентифицированную фразу или идею, которую буквально скопировал с чьей-то работы без обозначения и указания источника;

3) использует буквально ту же самую последовательность мыслей и организацию аргументов, которая есть в оригинальном источнике;

4) не заключает в кавычки авторские слова;

5) использует более одного абзаца без комментариев.

Таким образом, необходимо помнить об осторожном обращении с источниками в плане их цитирования и перефразирования и о том, что текст курсовой работы не должен быть очень похож по использованию слов или синтаксических конструкций на оригинальный источник. Самостоятельность выполнения работы оценивается по доле текста, расцениваемого как плагиат. На кафедре установлен минимальный процент заимствований - 61 %. Чтобы избежать недоразумений, обучающимся рекомендуется самостоятельно зарегистрироваться на сайте http://www.antiplagiat.ru и проверить степень авторства собственной работы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: