Технико-эксплуатационные показатели работы автомобилей

Тема 3. ТРАНСПОРТНЫЙ ПРОЦЕСС И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

 

1.Понятие транспортного цикла. Характеристика маршрутов.

2.Технико-эксплуатационные показатели работы автомобилей:

2.1. Грузоподъемность автомобиля и показатели его использования,

2.2. Показатели расстояний;

2.3. Показатели скорости;

2.4. Показатели времени.

3.Производительность автомобиля. Анализ влияния ТЭП на производительность автомобиля.

Методические указания.

Для оценки транспортного процесса в первую очередь рассматривается такие понятия как ездка, длина ездки, пробег с грузом за одну ездку и расстояние перевозки 1 т. груза.

Система технико-эксплуатационных показателей (ТЭП). ТЭП изучается в следующей последовательности: порядок расчета ТЭП для целей планирования, учета, анализа и отчетности; уровень показателей и факторы, влияющие на уровень ТЭП; взаимосвязь ТЭП.

Производительность автомобиля (формула Лейдермана) целесообразно определять путем вывода формулы через число ездок и выработку автомобиля за одну ездку. Анализ влияния ТЭП на производительность автомобиля иллюстрируется графиками.

 

 

Характеристика маршрутов и сущность транспортного цикла

 

Маршрут движения – путь, по которому следует автомобиль при выполнении перевозок.

 Маршруты разрабатываются с учетом следующих требований:

1) маршрут должен совпадать с направлением

2) при составлении маршрутов полное исключение встречных и максимальное сокращение повторяющихся перевозок

3) максимальный учет совместимости грузов (существует таблица совместимости)

4) движение ПС должно совершаться по кратчайшему расстоянию и по твердому покрытию

5) должны обеспечивать движение с максимальной скоростью при соблюдении условий безопасности движения.

Виды маршрутов:

· маятниковые

· кольцевые

· совмещенные (петлевые)

 

Маятниковые маршруты бывают:

· простой с обратным порожним пробегом

· с обратным груженным пробегом

· с обратным не полностью груженным пробегом

 

Кольцевые:

· сборочно-развозочный

· только развозочный

· только сборочный

 

Движение по маршруту с выполнением всех технических операций называется транспортным циклом

 

Виды транспортных циклов:

· полный (оборот) — Законченный цикл движения по всему маршруту с возвращением ПС в начальный пункт, из которого оно началось, с выполнением всех соответствующих операций (погрузка, перемещение, разгрузка, возврат в исходную точку)

· неполный (ездка) — погрузка, перемещение, разгрузка, подача под следующую погрузку

При маршрутизации перевозок необходимо учитывать множество ограничений, вызываемых конкретными условиями работы транспорта:

· объемы перевозок поставщиков и потребителей

· характер грузов

· время их доставки

· структура парка подвижного состава и его наличие

· режим работы автотранспортных предприятий и погрузочно-разгрузочных пунктов

· режим работы водителей

· пропускная возможность погрузочно-разгрузочных пунктов и дорожной сети.

 

Методы маршрутизации перевозок делятся на:

· маршрутизацию перевозок помашинных отправок и маршрутизацию перевозок мелких партий грузов.

· Основанные на моделях математического программирования и на методы, основанные на алгоритмах задач теории расписаний.

 

При принятии решения о целесообразности открытия маршрута необходимо:

· определить потребность в перевозках грузов по этому маршруту (предполагаемый устойчивый грузопоток)

· выбрать трассу движения и обосновать дорожные условия

· составить технико-экономическое обоснование целесообразности открытия маршрута.

 

При разработке маршрута должны предусматриваться:

· обеспечение транспортной связи для наибольшего числа заказчиков по кратчайшим направлениям между основными пунктами города

· использование типа подвижного состава, соответствующего виду перевозок

· возможность контроля за движением

· обеспечение координированного движения автотранспорта предприятия на вновь созданном маршруте с движением на существующих маршрутах и с работой других видов транспорта

· расположение промежуточных и конечных остановочных пунктов маршрутов в достаточно крупных грузообразующих местах с целью минимизации порожних пробегов автотранспорта

· применение эффективных систем организации движения.

 

Выбор трассы маршрута производится при соблюдении следующих требований:

· соответствие типа покрытия, состояния и ширины проезжей части дороги и обочин, горизонтальных и вертикальных радиусов кривых, продольных уклонов, видимости и обустройства дорог, а также железнодорожных переездов, паромных переправ установленным требованиям, СНиПам;

· соответствия общего веса автотранспорта с максимальным наполнением допустимой нагрузке на мосты и дороги, расположенные на маршруте

· необходимо предусматривать наличие площадок для разворота и стоянки автотранспорта в начальных и конечных пунктах маршрута

· специальных площадок для заезда – «карманов», погрузочных площадок.

 

Технико-эксплуатационные показатели работы автомобилей

2.1. Грузоподъемность автомобиля и показатели его использования

 

Основной характеристикой подвижного состава является показатель грузоподъемности

Грузоподъемность показывает, сколько тонн автомобиль может перевезти при нормальных условиях (qн)

Грузовместимость – переменный показатель, который зависит от геометрических параметров (м3)

 

Для характеристики вводится коэффициент использования грузоподъемности:

· Статический γс = qфакт / qн

 

· Динамический γд = qфакт*факт / qн*н

 

С помощью Коэффициента использования грузоподъемности можно определить насколько необходимо изменить грузовместимость, чтобы максимально использовать грузоподъемность.

qфакт = F*  hб * ρ,

где F — площадь кузова, м2;

hб — высота борта, м;

ρ — удельная масса груза.

 

Для легких грузов можно увеличить высоту борта. Чем легче груз, тем больше высота борта. Высота наращивания борта определится следующим образом:

h = (q* γс) / Fρ - hб

 

Коэффициенты использования грузоподъемности могут быть рассчитаны на разные периоды:

1) за ездку: γс = qфакт / qн

γд = qфакт*п/ qн*п

2) за смену или сутки:

γс = Qфакт / Qвозм = ∑qфакт / (qн* z)

 

γд = Р факт / Р возм = (∑ qфакт*п)/ (qн** z)

 

Можно считать также и по году.

Эти два показателя в принципе различаются, но есть два случая, когда они равны:

1. Фактическая загрузка постоянна

γд = (qф*ф1+ qф*ф2+…+ qф*фn) / (qн*н1+ qн*н1+…+ qн*н1) =

 

= qфакт / qн = γс

 

2. Расстояние перевозки постоянно

 

γд = (qф1*ф+ qф2*ф+…+ qфn*ф) / (qн1*н+ qн2*н+…+ qнn*н) =

 

= Qфакт / Qн = γс

Коэффициент использования грузоподъемности зависит:

1) от размера отдельных партий грузов, направленных в один адрес. Чем меньше партия, тем хуже используется грузоподъемность

2) от соответствия подвижного состава перевозимым грузам.

 

Повышению этого коэффициента способствует:

· максимальный подбор ПС по грузам: по типу кузова и грузоподъемности

· применение ПС с увеличенным объемом кузова (использование сеток) при перевозке легковесных грузов

· тщательная увязка и укладка. Тара должна быть правильной (не круглой формы)

· укрупнение мелких партий

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: