Тема 3. ТРАНСПОРТНЫЙ ПРОЦЕСС И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
1.Понятие транспортного цикла. Характеристика маршрутов.
2.Технико-эксплуатационные показатели работы автомобилей:
2.1. Грузоподъемность автомобиля и показатели его использования,
2.2. Показатели расстояний;
2.3. Показатели скорости;
2.4. Показатели времени.
3.Производительность автомобиля. Анализ влияния ТЭП на производительность автомобиля.
Методические указания.
Для оценки транспортного процесса в первую очередь рассматривается такие понятия как ездка, длина ездки, пробег с грузом за одну ездку и расстояние перевозки 1 т. груза.
Система технико-эксплуатационных показателей (ТЭП). ТЭП изучается в следующей последовательности: порядок расчета ТЭП для целей планирования, учета, анализа и отчетности; уровень показателей и факторы, влияющие на уровень ТЭП; взаимосвязь ТЭП.
Производительность автомобиля (формула Лейдермана) целесообразно определять путем вывода формулы через число ездок и выработку автомобиля за одну ездку. Анализ влияния ТЭП на производительность автомобиля иллюстрируется графиками.
Характеристика маршрутов и сущность транспортного цикла
Маршрут движения – путь, по которому следует автомобиль при выполнении перевозок.
Маршруты разрабатываются с учетом следующих требований:
1) маршрут должен совпадать с направлением
2) при составлении маршрутов полное исключение встречных и максимальное сокращение повторяющихся перевозок
3) максимальный учет совместимости грузов (существует таблица совместимости)
4) движение ПС должно совершаться по кратчайшему расстоянию и по твердому покрытию
5) должны обеспечивать движение с максимальной скоростью при соблюдении условий безопасности движения.
Виды маршрутов:
· маятниковые
· кольцевые
· совмещенные (петлевые)
Маятниковые маршруты бывают:
· простой с обратным порожним пробегом
· с обратным груженным пробегом
· с обратным не полностью груженным пробегом
Кольцевые:
· сборочно-развозочный
· только развозочный
· только сборочный
Движение по маршруту с выполнением всех технических операций называется транспортным циклом
Виды транспортных циклов:
· полный (оборот) — Законченный цикл движения по всему маршруту с возвращением ПС в начальный пункт, из которого оно началось, с выполнением всех соответствующих операций (погрузка, перемещение, разгрузка, возврат в исходную точку)
· неполный (ездка) — погрузка, перемещение, разгрузка, подача под следующую погрузку
При маршрутизации перевозок необходимо учитывать множество ограничений, вызываемых конкретными условиями работы транспорта:
· объемы перевозок поставщиков и потребителей
· характер грузов
· время их доставки
· структура парка подвижного состава и его наличие
· режим работы автотранспортных предприятий и погрузочно-разгрузочных пунктов
· режим работы водителей
· пропускная возможность погрузочно-разгрузочных пунктов и дорожной сети.
Методы маршрутизации перевозок делятся на:
· маршрутизацию перевозок помашинных отправок и маршрутизацию перевозок мелких партий грузов.
· Основанные на моделях математического программирования и на методы, основанные на алгоритмах задач теории расписаний.
При принятии решения о целесообразности открытия маршрута необходимо:
· определить потребность в перевозках грузов по этому маршруту (предполагаемый устойчивый грузопоток)
· выбрать трассу движения и обосновать дорожные условия
· составить технико-экономическое обоснование целесообразности открытия маршрута.
При разработке маршрута должны предусматриваться:
· обеспечение транспортной связи для наибольшего числа заказчиков по кратчайшим направлениям между основными пунктами города
· использование типа подвижного состава, соответствующего виду перевозок
· возможность контроля за движением
· обеспечение координированного движения автотранспорта предприятия на вновь созданном маршруте с движением на существующих маршрутах и с работой других видов транспорта
· расположение промежуточных и конечных остановочных пунктов маршрутов в достаточно крупных грузообразующих местах с целью минимизации порожних пробегов автотранспорта
· применение эффективных систем организации движения.
Выбор трассы маршрута производится при соблюдении следующих требований:
· соответствие типа покрытия, состояния и ширины проезжей части дороги и обочин, горизонтальных и вертикальных радиусов кривых, продольных уклонов, видимости и обустройства дорог, а также железнодорожных переездов, паромных переправ установленным требованиям, СНиПам;
· соответствия общего веса автотранспорта с максимальным наполнением допустимой нагрузке на мосты и дороги, расположенные на маршруте
· необходимо предусматривать наличие площадок для разворота и стоянки автотранспорта в начальных и конечных пунктах маршрута
· специальных площадок для заезда – «карманов», погрузочных площадок.
Технико-эксплуатационные показатели работы автомобилей
2.1. Грузоподъемность автомобиля и показатели его использования
Основной характеристикой подвижного состава является показатель грузоподъемности
Грузоподъемность показывает, сколько тонн автомобиль может перевезти при нормальных условиях (qн)
Грузовместимость – переменный показатель, который зависит от геометрических параметров (м3)
Для характеристики вводится коэффициент использования грузоподъемности:
· Статический γс = qфакт / qн
· Динамический γд = qфакт*ℓфакт / qн*ℓн
С помощью Коэффициента использования грузоподъемности можно определить насколько необходимо изменить грузовместимость, чтобы максимально использовать грузоподъемность.
qфакт = F* hб * ρ,
где F — площадь кузова, м2;
hб — высота борта, м;
ρ — удельная масса груза.
Для легких грузов можно увеличить высоту борта. Чем легче груз, тем больше высота борта. Высота наращивания борта определится следующим образом:
h = (q* γс) / Fρ - hб
Коэффициенты использования грузоподъемности могут быть рассчитаны на разные периоды:
1) за ездку: γс = qфакт / qн
γд = qфакт*ℓп/ qн*ℓп
2) за смену или сутки:
γс = Qфакт / Qвозм = ∑qфакт / (qн* z)
γд = Р факт / Р возм = (∑ qфакт*ℓп)/ (qн*ℓ* z)
Можно считать также и по году.
Эти два показателя в принципе различаются, но есть два случая, когда они равны:
1. Фактическая загрузка постоянна
γд = (qф*ℓф1+ qф*ℓф2+…+ qф*ℓфn) / (qн*ℓн1+ qн*ℓн1+…+ qн*ℓн1) =
= qфакт / qн = γс
2. Расстояние перевозки постоянно
γд = (qф1*ℓф+ qф2*ℓф+…+ qфn*ℓф) / (qн1*ℓн+ qн2*ℓн+…+ qнn*ℓн) =
= Qфакт / Qн = γс
Коэффициент использования грузоподъемности зависит:
1) от размера отдельных партий грузов, направленных в один адрес. Чем меньше партия, тем хуже используется грузоподъемность
2) от соответствия подвижного состава перевозимым грузам.
Повышению этого коэффициента способствует:
· максимальный подбор ПС по грузам: по типу кузова и грузоподъемности
· применение ПС с увеличенным объемом кузова (использование сеток) при перевозке легковесных грузов
· тщательная увязка и укладка. Тара должна быть правильной (не круглой формы)
· укрупнение мелких партий