Примерный план:
Введение
1. Понятие, признаки и стадии государственно-правового регулирования общественных отношений
2. Предмет, способы, методы и типы правового регулирования.
3. Понятие и элементы механизма правового регулирования.
Заключение
Методические рекомендации:
Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных групп).
В целях достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Правовое регулирование – сложное и тонкое дело. В нем используются многообразные способы, методы, приемы.
Государство обеспечивает жизнедеятельность общества как системы путем использования власти, а право — путем нормативного регулирования. Оно изначально призвано быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором благодаря заключенным в нем принципам свободы и справедливости. Раскрывая содержание первого вопроса необходимо дать понятие правового регулирования, обозначить и раскрыть содержание его признаков, а также проанализировать различия между правовым регулированием и правовым воздействием. Особое внимание при раскрытии данного вопроса необходимо уделить стадиям государственно-правового регулирования общественных отношений, которые отражают последовательность юридического регулирования: регламентация общественных отношений; возникновение субъективных прав и юридических обязанностей; реализацией прав и обязанностей; а также применение норм права (факультативная) стадия.
|
|
Давая ответ на второй вопрос необходимо уяснить, что на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования. Общественные отношения составляют предмет правового регулирования. Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. Способы правового регулирования — составные элементы упорядоченных общественных отношений: дозволение, обязывание (веление), запрет. Кроме способов правового регулирования выделяют его типы (режимы). различают два типа правового регулирования: общедозволительный и специально-разрешительный.
|
|
Отличительная черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет специфический механизм. В учебной и научной литературе даются различные дефиниции механизма правового регулирования. При раскрытии третьего вопроса необходимо выявить такое понимание механизма правового регулирования, которое представляется более предпочтительным. Кроме того, нужно обозначить и раскрыть основные признаки (черты) механизма правового регулирования. Механизм правового регулирования образуют элементы, которые являются обязательными на отдельных его стадиях.
Литература:
Волковская Л.С. Механизм правовой охраны как часть механизма правового регулирования // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 24.
Ганиев Т.М. оглы. Понятие локально-правового регулирования, его функциональная роль и место в общем механизме правового регулирования наемного труда // Международное публичное и частное право. 2011. № 6.
Евстифеев Д.М. К вопросу о сущности метода конституционно-правового регулирования общественных отношений // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 8.
Ищенко С.В. Государственно-правовое регулирование обращения банковских карт в Российской Федерации // Право и экономика. 2010. № 11.
Козубенко Ю.В. Исследование механизма уголовно-правового регулирования на межотраслевом уровне // Lex russica. 2013. № 6.
Колесникова Т.Н. Понятие и роль норм права в механизме правового регулирования // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 4.
Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
Мельников В.Ю. Соблюдение прав личности в механизме правового регулирования // Lex russica. 2013. № 3.
Основы правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве: монография / В.А. Жбанков, С.Ю. Кашкин, В.Ю. Слепак и др.; под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Норма, Инфра-М, 2013.
Решетов Ю.С. Правовое регулирование и реализация права // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. № 3.
Саттарова А.А. Государственно-правовое регулирование информационного обеспечения финансовой деятельности // Финансовое право. 2013. № 9.
Тимофеев М.И. Государственно-правовое регулирование режима военного положения на территории Российского государства: история и современность // Военно-юридический журнал. 2013. № 3.
Титов А.С. Исторический очерк о развитии государственно-правового регулирования налоговой сферы России // Финансовое право. 2012. № 10.
Тема 18. Соотношение государства и права
Примерный план:
Введение
1. Методологические подходы к проблеме соотношения государства и права.
2. Воздействие государства на право. Юридическая политика государства.
3. Воздействие права на государство. Связанность государства правом.
Заключение
Методические рекомендации:
Проблема соотношения государства и права по существу сводится к вопросу о том, что первично: государство или право, зависит ли государство от права или, напротив, право зависит от государства. Поэтому при ответе на первый вопрос необходимо выделить пять основных позиций в трактовке данного вопроса: этатистской (государство предшествует праву, последнее зависимо от государства, порождено им); естественно-правовой теории(предполагает существование права до и независимо от государства; дуалистической(исходит из существования сложной двусторонней функциональной связи между государством и правом: они не могут существовать друг без друга и оказывают воздействие друг на друга); позитивистской(проповедует идею самоограничения государства); либерально-демократической (она обосновывает идею связанности государства правом).
|
|
При исследовании второго вопроса необходимо установить, как государство воздействует на право, а именно: в осуществлении правотворческой и правоприменительной деятельности; обеспечивает реализацию права посредством организации исполнительной власти, судебной, надзорной и контрольной деятельности; оказывает праву идеологическую поддержку, воспитывая уважение к праву, закону, обязывая всех следовать правовым предписаниям. Особое внимание должно быть уделено воздействию государства на право, которое выражается, в юридической политике. Юридическая политика выражает цели и задачи государства в сфере правотворчества и реализации права, обеспечения законности и правопорядка, в сфере правового обучения и профессионального юридического образования. Юридическая политика служит основой для правовых реформ и различных преобразований в юридической сфере.
При раскрытии содержания третьего вопроса следует отметить два главных направлениявоздействия права на государство:
- на внутреннюю организацию государства;
- на деятельность государства.
Первое направление характеризуется тем, что право оформляет структуру государства, взаимодействие между элементами его механизма. Право создает также гарантии против концентрации государственной власти в одной из ее ветвей, регулирует отношения между отдельными государственными органами. Иначе говоря, право упорядочивает внутрисистемные связи и отношения в государстве.
Второе направление проявляется в том, что право воздействует на государство при его отношениях с населением, отдельным человеком. Право определяет пределы воздействия государства на личность, ее права и обязанности, правовые гарантии со стороны государства.
Литература:
Басов В.О. Учение о государстве и праве в трудах теоретиков классического европейского анархизма. Дис. …канд. юрид. наук. Санкт-Петербург.2011.
Берг Л.Н. Генезис теоретических представлений о правовом воздействии в отечественном правоведении // История государства и права. 2014. № 20.
|
|
Боброва Н.А. Сильное государство - главная гарантия прав и свобод личности // Омбудсмен. 2014. № 1.