Шрифт: измерения шрифта

 

        

 

Шрифт имеет довольно много пространственных параметров, что вызвано неоднородностью размеров шрифтовых знаков, сложившейся в результате его исторического развития. Наиболее неизменная, базовая величина шрифта - это его кегль (point size, em) [13], то есть высота кегельной площадки [9], расстояние между передней и задней стенками наборной литеры.                

                  

Сейчас, с применением компьютерного набора, отсылки к металлическому набору могут выглядеть устаревшими, но, если вникнуть в шрифтовую специфику более детально, становится ясно, что это не так, что металлический набор не только определил многие особенности современных шрифтов, но и продолжает оказывать влияние на процесс их разработки и применения, по-прежнему формируя мышление и разработчиков программ для создания шрифтов, и шрифтовых дизайнеров, и конечных пользователей шрифта. Таким образом, компьютерный набор явился чисто инструментальной революцией в шрифтовом деле, не оказав кардинального влияния на его эстетику и этику. Даже если здесь и были бы возможны принципиальные изменения, компьютерный набор, будучи абсолютно подчинен эргономике, вынужден следовать старым традициям. Однако, на самом деле, такие изменения невозможны вовсе. Формат, сложившийся за столетия книгопечатания, совершенен, и что-либо новое и одновременно полезное в графическом, не гипертекстовом плане, добавить в него крайне затруднительно.

 

Таким образом, дизайнеры шрифта продолжают мыслить категориями металлических литер. И измерять шрифт соответственно.

        

                  

 

 

Кегль шрифта [13] легко меняется при компьютерном наборе, но здесь мы имеем дело не с изменением параметров шрифта, а с пропорциональным масштабированием их всех вместе взятых. Все равно, как если бы мы смотрели на шрифт через увеличительные стекла с различной кратностью. На сам шрифт подобные манипуляции никак не влияют. Итак, кегль - это основа, все остальные пропорции шрифта напрямую зависят от него.

 

Следующий параметр шрифта - ширина символов. Здесь неоднородность максимальна. Человечество никогда до появления компьютеров не сталкивалось с необходимостью унифицировать знакоместа с целью экономии математический и аппаратной модели. В результате, буквы и прочие иероглифы наших языков довольно разнородны, имеют не только различную форму, но и различный характер линий, и весьма различающуюся сложность, комплексность формы. Так, графемы Щ или @ требуют больше горизонтального пространства даже при самом минималистическом, пиксельном стиле написания, чем E или U: примерно шесть пикселов против трех. То же самое справедливо и в отношении привычных, наборных или векторных шрифтов, с той разницей, что там нет необходимости минимизировать формы букв, а значит требуется соблюдать индивидуальные пропорции букв, сложившиеся традиционно, что еще более разнообразит ширину символов. Даже в моноширинных шрифтах (non-proportional, fixed-width, monospaced typefaces) неизбежно приходится следовать факту, что I однозначно уже, чем W. Ширина знаков сугубо индивидуальна, и, строго говоря, не является параметром шрифта, их содержащего, а лишь параметром их самих, конкретных глифов. Тем не менее, усредненная ширина букв, взятая относительно кегля составляет пропорцию шрифта (степень ширины, aspect ratio), которая уже оказывает на его характер определяющее действие.

 

Кроме ширины собственно символов, длину строки формирует пробельный материал (пробельные элементы, space). Они отвечают за абзацные отступы, отбивки, пробелы между словами, набор в разрядку и тому подобное. Впрочем, все это относится уже не к шрифту, поскольку лежит за пределами его литер. Однако, у пробельного материала есть родственные элементы и в пространстве литер, на кегельной площадке (body, em-square) [9]. Это полуапроши (side-bearings) [7] - пространство, намеренно оставленное с левой и правой сторон очка (отпечатываемого, видимого контура буквы), чтобы соседние буквы не налезали друг на друга, чтобы между ними всегда было расстояние. При работе на компьютере мы можем видеть полуапроши лишь в программах разработки шрифта, работая над конкретным глифом. В компьютерном наборе полуапроши не видны, и не несут смысловой нагрузки. Вместо них логичнее использовать категорию апрошей (letterspace) [8], как будто полуапрошей и вовсе нет, будто кегельная площадка [9] заканчивается сразу за экстремумами глифов, и расстояние между соседними знаками образуется исключительно дополнительным пробельным материалом.

 

Говоря об апрошах и полуапрошах, более чем уместно вспомнить про кернинг. В философии металлического набора, кернинг - это физическое уменьшение полуапрошей, стачивание стандартных литер для того, чтобы между определенными сочетаниями букв (кернинговыми парами, kerning pairs) не образовывалось слишком больших пустых пространств. Наиболее явственный пример кернинговой пары: AV. В компьютерном наборе не надо ничего стачивать, достаточно задать для выделенной пары отрицательное кернинговое значение. Ошибкой было бы использовать для этого схожую функцию трекинг (tracking) - она предназначена для пропорционального изменения всех межсловных и межбуквенных пробелов в слове, строке, абзаце, или тексте целиком. Другой, еще более серьезной ошибкой является игнорирование дизайнерами необходимости зачастую применять дополнительный, ручной кернинг при акцидентном наборе (логотипы, заголовки, прочие участки текста, чей объем невелик, размер и заметность велики, и, вследствие этого, гармония отдельных символов особенно важна, а ошибки сразу бросаются в глаза). Доверять автоматическому кернингу, с применением таблиц кернинговых пар, встраиваемых в современные компьютерные шрифты, не всегда стоит.

 

Линия шрифта (baseline) [4] - cледующий базовый вертикальный параметр шрифта после кегля [13]. Линия шрифта отделяет нижний вынос (descent) [15], то есть пространство между ней и линией нижних выносных элементов (descender line) [5], отданное на откуп нижним выносным элементам (всяким хвостам, свисающим со строки вниз, descenders) от прочего пространства кегельной площадки, косвенно формируя высоту строчных знаков (x-height) [10], высоту прописных знаков (cap height) [11], и верхний вынос (ascent) [16] - максимальное пространство, отведенное для верхних выносных элементов (хвостов, торчащих из строчных букв вверх, ascenders).

 

Дальше всё просто. Линия строчных (lowercase line, x-height line, mean line) [3] определяет высоту строчных букв, линия прописных (cap line) [2] - высоту прописных, и линия верхних выносных элементов (ascender line) [1] - их высоту, которая обычно выше, чем высота прописных.

 

Сверху и снизу от линий выносных элементов находятся заплечики (shoulders) [14] - вертикальный аналог горизонтальных полуапрошей, призванный разделять строки по вертикали на удобочитаемое расстояние. Если верхние хвосты нижней строки почти касаются нижних хвостов верхней - это выглядит неряшливо. Впрочем, при акцидентном наборе. Заплечики, вместе с высотой очка (body height) [12] определяют интерлиньяж (leading) [6] - расстояние между строками; точнее, между базовыми линиями шрифта (baselines) [4].

 

 

1. Линия верхних выносных элементов (ascender line)

    Линия, проходящая по верхним экстремумам (крайним точкам) верхних выносных элементов. Как правило, расположена чуть выше линии прописных (cap line) [2]. См. также Верхний вынос (ascent) [16].

 

2. Линия прописных (cap line)

    Линия, проходящая по верхним экстремумам прописных букв. Как правило, расположена чуть ниже линии верхних выносных элементов (ascender line) [1]. См. также Высота прописных (cap height) [11].

 

3. Линия строчных знаков (lowercase line, x-height line, mean line)

    Линия, ограничивающая сверху высоту строчных букв шрифта. Определяет характер шрифта в отношении к высоте прописных (cap height) [10]: контраст роста строчных и прописных; есть шрифты, где он явно выражен, и есть, где различие незначительно, и воспринимается с некоторым трудом. См. также Высота строчных (x-height) [10].

 

4. Линия шрифта (baseline)

    Основная линия шрифта. Линия, на которой шрифт лежит. Проходит по нижнему краю букв без учета нижних выносных элементов и свисаний.

 

5. Линия нижних выносных элементов (descender line)

    Линия, проходящая по нижним экстремумам нижних выносных элементов. См. также Нижний вынос (descent) [15].

 

6. Интерлиньяж (leading)

    Вертикальное расстояние между строками; точнее, между линиями шрифта (baselines) [4]. Интервал, с которым строки набираются по вертикали, межстрочный пробел. В металлическом наборе определялся размером литер (кеглем) соседних строк, поэтому изменение интерлиньяжа (linespacing, leading) было возможно только с помощью добавления пробельного материала (шпона). В цифровом наборе возможно как положительное, так и отрицательное изменение интерлиньяжа (его увеличение или уменьшение), которое задается программными средствами.

 

7. Полуапрош (side-bearing)

    Расстояние от бокового экстремума очка до ближайшей стенки кегельной площадки [9]. Каждый шрифтовой знак имеет два полуапроша: левый и правый. Их размеры определяют расстояние до соседних знаков в наборе. Часто полуапроши неправильно называют апрошами (letterspace) [8].

 

8. Апрош (letterspace)

    Пустое пространство между соседними буквами или другими шрифтовыми знаками. В металлическом наборе состоит из двух полуапрошей и, при необходимости, дополнительного пробельного материала. Изменяется трекингом (общим изменением межбуквенных расстояний в тексте) и кернингом (индивидуальным изменением межбуквенных расстояний для отдельно взятой пары знаков).

 

9. Кегельная площадка (body, em-square)

    В металлическом наборе – верхняя прямоугольная часть ножки литеры, на которой расположено выпуклое (печатающее) изображение буквы или другого знака (очко). Края кегельной площадки называются габаритами литеры. Ее высота, выраженная в типографских пунктах, называется кеглем, а ширина – толщиной (total width) литеры. Боковые габариты также называются стенками литеры. Расстояние по горизонтали от стенки литеры до ближайшей точки на контуре знака называется полуапрошем. В металлическом шрифте величина кегельной площадки определяла все измерения литеры в наборе и верстке. В цифровом шрифте кегельная площадка важна только при проектировании шрифта, как прямоугольник, в который вписывается изображение знака.

 

10. Высота строчных знаков (x-height)

    Расстояние от линии шрифта до верхней линии строчных, то есть высота строчных букв без свисаний и выносных элементов (рост строчной х). Также называется «величиной очка строчных». Отношение высоты строчных букв к высоте прописных знаков (cap height) [11] и отношение высоты строчных к величине выносных элементов – две важнейшие характеристики латинских и кириллических наборных шрифтов. См. также Линия строчных знаков (lowercase line, x-height line, mean line) [3].

 

11. Высота прописных знаков (cap height)

    Расстояние от линии шрифта до верхней линии прописных, то есть высота прописных букв без учета свисаний и диакритики. См. также Линия прописных (cap line) [2].

 

12. Высота очка (body height)

    Вертикальное расстояние между верхними и нижними экстремумами шрифта. Обычно, между линией верхних выносных элементов (ascender line) [1] и линией нижних выносных элементов (descender line) [5].

 

13. Кегль (point size, em)

    Высота кегельной площадки [9]. Совокупность всех высот шрифта: высоты строчных (x-height) [10], верхнего выноса (ascent) [16] и нижнего выноса (descent) [15].

 

14. Заплечики (shoulders)

    У металлической литеры – свободное пространство на кегельной площадке [9] над и под очком. Вертикальные отступы, аналогичные горизонтальным полуапрошам (side-bearings) [7].

 

15. Нижний вынос (descent)

    Пространство, выделенное на кегельной площадке [9] для нижних выносных элементов шрифта. См. также Линия нижних выносных элементов (descender line) [5].

 

16. Верхний вынос (ascent)

    Пространство, выделенное на кегельной площадке [9] для верхних выносных элементов шрифта. См. также Линия верхних выносных элементов (ascender line) [1].

 

Главное - составить план

 

Общее число шрифтов латиницы - несколько десятков тысяч, а кириллицы - раз в двадцать меньше. По каталогам немногочисленных российских разработчиков шрифта насчитывается всего около тысячи приличных кириллических начертаний шрифтов. Разрыв гигантский, и быстро сократить его едва ли в человеческих силах. Но можно начать с разработки тех гарнитур, чьи экологические ниши в кириллице сейчас пусты. Рассмотрим, как обстоят дела с текстовыми шрифтами, с этой шрифтовой "элитой". Пусть уважаемые акцидентные и декоративные господа, разукрашенные павлиньими перьями, не обижаются на нас за этот выбор: у нас есть основания.

 

Во-первых, разработка качественного текстового шрифта требует от художника высокой квалификации и значительных затрат времени. Далеко не каждый нарисованный алфавит способен превратиться в текстовой шрифт приличного качества.

 

Во-вторых, любым текстовым шрифтом можно решить и задачи акциденции, но посмотрели бы вы на декоративный шрифт в роли текстового. Время от времени такие опыты, впрочем, проводятся, и даже небезуспешно; но, как правило, подобный подход неприемлем для массовой печатной продукции. Текстовой шрифт, напротив, - универсальный инструмент, работающий в массовой печатной продукции и способный выручить дизайнера в самых разных ситуациях.

 

В-третьих, из текстового шрифта возможно сделать целую группу акцидентных и декоративных. Например, к нему дорабатываются дополнительные декоративные начертания: контурные, оттененные, фактурные, выворотные и так далее. Многие, в том числе очень успешные декоративные шрифты именно так и возникли.

 

В-четвертых, создание простейшего декоративного шрифта доступно всякому, кто умеет применять соответствующий софт. Сегодня пока еще в моде спонтанные, грубые, корявые, с рваным контуром знаки. Для создания подобных монстров существуют программа наложения компьютерных эффектов ParaNoise, программа обработки рукописных символов FastFont, а также другие аналогичные инструменты, доступные всем желающим. К тому же в разработке декоративных гарнитур велика роль наития, творческого озарения, и не так существенно знание классических правил построения шрифта.

 

В-пятых, ограничить или точно предсказать потребность в акцидентных шрифтах принципиально невозможно.

 

В идеале их количество стремится к бесконечности. Графические особенности стилей постоянно сменяют друг друга по прихоти изменчивой моды, и каждому соответствуют свои собственные формы шрифтов. Можно сказать, что в какой-то степени подобные шрифты растут сами, как трава. И пусть растут.

 

Словом, мы считаем, что в первую очередь необходимо сознательно пополнять глобальную коллекцию кириллических текстовых шрифтов. Пусть расцветают сто тысяч акцидентных шрифтов, а мы пока рассмотрим текстовые, исходя из количества исторически сложившихся, принятых типографикой шрифтовых форм.

 

 

 Что у нас есть и чего нет

 

Рассмотрим существующие кириллические текстовые гарнитуры с точки зрения современной шрифтовой классификации. Как показывает практика, большинство текстовых шрифтов располагаются в группах антиквы старого стиля, переходной антиквы и отчасти антиквы нового стиля. Кроме того, часто в качестве текстовых применяются контрастные брусковые гарнитуры подгруппы Кларендон. Широко используются также гротески и неконтрастные брусковые (египетские) шрифты, но ими гораздо реже набирают сплошные тексты.

 

 

 Венецианская антиква старого стиля

 

Начнем с самых первых антиквенных шрифтов, тех самых, которые появились в Венеции эпохи Ренессанса (в конце XV века) и еще сильно напоминают рукописный почерк итальянских гуманистов. Эти шрифты можно узнать по умеренному контрасту, разноширинности, треугольным засечкам со скруглением в месте их примыкания к основному штриху, и по наклонным, в соответствии с техникой письма ширококонечным пером, осям овалов и полуовалов. К подгруппе венецианской антиквы относится известная всем гарнитура Лазурского, полноценный кириллический шрифт, но специфический, применимый далеко не везде. Еще есть Альянс, вариант шрифта ITC Беркли Олд Стайл, но его кириллическую часть трудно назвать удачной.

 

 

Больше в кириллической библиотеке практически нет венецианской антиквы. Нет шрифтов на основе изданий знаменитых типографов Николая Иенсона и Альда Мануция. Нет кириллических версий разработанных на Западе гарнитур Бембо, Данте, Джерси, Кеннерли, Клойстер, Иенсон, Италиан Олд Стайл, Полифилус, Сэнтор, Траянус... Как говорится, чего у нас только нет...

 

8. Шрифты, разработанные на основе венецианской антиквы старого стиля (Venetian)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: