Содержание практики, структурированное по разделам

Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях либо в академических или астрономических часах 

Общий объем практики составляет 6 зачетных единиц.

Продолжительность практики - 4 недели (216 часов). Практика проводится в двух семестрах по 2 недели (по 108 часов).


 

5. Содержание практики


Разделы практики и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)

для заочной формы обучения 5 семестр

№ п\п Разделы (этапы) практики

Виды работ на практике, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах)

Форма контроля
1 Подготовительный этап Установочная конференция, получение сведений о месте и времени практики, получение образцов отчетной документации, индивидуальных заданий, составление совместный план-графика прохождения учебной практики 2 Совместный план-график, дневник
2 Ознакомительный этап Инструктаж по технике безопасности, знакомство с деятельностью организации, планирование работы, анализ литературы 6 Совместный план-график, дневник
3 Активная практика (основной этап) Посещение места прохождения практики, заполнение дневника практики, отражение в нем проделанной ежедневной работы; подбор и обработка необходимых документов, изучение результатов, полученных от обобщения изученных материалов, овладение компетенциями, получение первичных профессиональных умений и навыков, проведение педагогического мероприятия и др. 92 Совместный план-график, дневник, опрос
4 Завершающий этап Подведение итогов, оформление отчетной документации, итоговая конференция, защита отчетов. Сдача зачета с оценкой 8 Дневник,  защита отчета по практике, зачет с оценкой
5 Всего:   108  

для заочной формы обучения 6 семестр

№ п\п Разделы (этапы) практики

Виды работ на практике, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах)

Форма контроля
1 Подготовительный этап Установочная конференция, получение сведений о месте и времени практики, получение образцов отчетной документации, индивидуальных заданий, составление совместный план-графика прохождения учебной практики 2 Совместный план-график, дневник
2 Ознакомительный этап Инструктаж по технике безопасности, знакомство с деятельностью организации, планирование работы, анализ литературы 6 Совместный план-график, дневник
3 Активная практика (основной этап) Посещение места прохождения практики, заполнение дневника практики, отражение в нем проделанной ежедневной работы; подбор и обработка необходимых документов, изучение результатов, полученных от обобщения изученных материалов, овладение компетенциями, получение первичных профессиональных умений и навыков, проведение педагогического мероприятия и др. 92 Совместный план-график, дневник, опрос
4 Завершающий этап Подведение итогов, оформление отчетной документации, итоговая конференция, защита отчетов. Сдача зачета с оценкой 8 Дневник,  защита отчета по практике, зачет с оценкой
5 Всего:   108  

Содержание практики, структурированное по разделам

1. Подготовительный этап.

Местом проведения учебной практики является лаборатория логопедических технологий при кафедре логопедии университета.

Обучающимся предоставляется возможность:

изучить специальную литературу и другую научную информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки в сфере своей профессиональной деятельности;

участвовать в проведении научных исследований;

осуществить сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме своей будущей курсовой работы;

участвовать в разработке и подготовке дидактических пособий для проведения индивидуальных и фронтальных логопедических занятий;

участвовать в консультативно-диагностической деятельности сотрудников кафедры логопедии университета;

посетить образовательные, медицинские и научно-исследовательские организации, с целью ознакомления с общими принципами организации и содержания коррекционно-педагогической деятельности;

планировать и провести досуговые мероприятия для детей с ОВЗ;

составить отчет по теме своей работы;

принять участие в образовательных выставках и форумах, а также научных конференциях, выступить с докладом на ежегодной научно-практической конференции студентов и молодых ученых в МПСУ.

Обучающиеся проходят учебную практику на кафедре логопедии в качестве практикантов.

Возможно прохождение обучающимися учебной практики в форме участия в процедурах проведения ЕГЭ, в качестве общественных наблюдателей.

       Продолжительность рабочего дня обучающихся при прохождении практики в организациях составляет для обучающихся в возрасте от 16 до 18 лет не более 35 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ), а в возрасте 18 лет и старше не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).

При неявке на практику (или части практики) по уважительным причинам обучающиеся обязаны поставить об этом в известность деканат факультета и в первый день явки в университет предоставить данные о причине пропуска практики (или части практики). В случае болезни, обучающийся предоставляет в деканат факультета справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.

Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить учебную практику, по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям к содержанию практики. В этом случае обучающиеся представляют руководителю практики справку с места работы и всю отчетную документацию.

 

2. Ознакомительный этап.

Инструктаж по технике безопасности, знакомство с деятельностью организации, планирование работы, анализ литературы

Обучающиеся в период прохождения практики:

– выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программами практики;

– соблюдают правила внутреннего трудового распорядка;

– соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности.

С момента зачисления обучающихся в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации.

Обучающиеся-практиканты знакомятся:

- с материально-технической базой кафедры и кабинета логопедических технологий;

- с оснащенностью и организацией учебного процесса и предметно-развивающей среды (кабинеты, лаборатория, оборудование, наглядные пособия, технические средства обучения).

На данном этапе обучающиеся совместно с руководителем планируют работу, составляют совместный план-график. Для подготовки конспектов досуговых мероприятий обучающиеся анализируют литературу.

 

3. Активная практика (основной этап).

В период прохождения учебной практики, посещая организацию, обучающийся регулярно заполняет дневник практики, отражает в нем проделанную ежедневную работу. 

Практикант также посещает образовательные, медицинские и научно-исследовательские организации, с целью ознакомления с общими принципами организации и содержания коррекционно-педагогической деятельности; планирует и проводит 1-2 педагогических досуговых мероприятия для детей с ОВЗ; присутствует при внеурочных мероприятиях; составляет план и развернутый конспект к каждому мероприятию; посещает занятия преподавателей и других практикантов, анализирует их. На протяжении всей практики практикант должен пронаблюдать и зафиксировать в дневнике практики не менее 8 часов просмотренных мероприятий: посетить и проанализировать два-три занятия и других педагогических мероприятия (лекция, собрание, утренник, прогулка и проч.); посетить и проанализировать два-три занятия, проводимых другими практикантами.

Во время активной практики проводится опрос практикантов с целью определения уровня овладение компетенциями, сформированности первичных профессиональных умений и навыков. Обучающийся начинает готовить отчет о прохождении практики.

 

5. Завершающий этап.

Подведение итогов, оформление отчетной документации, итоговая конференция, защита отчетов.

Основной целью заключительного этапа учебной практики является обобщение результатов. На этом этапе осуществляется окончательное оформление документации учебной практики и завершается составление отчета. После завершения практики обучающийся обязан предоставить руководителю практики от университета для защиты отчета по практике: а) отчет о прохождении практики; б) дневник практики; в) конспекты проведенных мероприятий. Защита отчета проходит в форме зачета с оценкой.

Основными целями отчета, составленного по результатам проведенной во время прохождения учебной практики работы, являются:

 - краткое изложение результатов ознакомления с местом прохождения практики и особенностей его функционирования;

 - краткое изложение теоретических и практических основ изученной в ходе практики проблемы;

 - формализация и детальное изложение разработок, осуществленных обучающимся в ходе прохождения практики.

Отчет по установленной форме должен быть оформлен и представлен руководителю учебной практики на подпись, удостоверяющую соответствие работы основным требованиям направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование по профилю Логопедия. На итоговой конференции обучающиеся под руководством преподавателя кафедры логопедии подробно анализируют и обсуждают отчеты всех практикантов.

В отчете о прохождении учебной практике должны быть отражены сведения о месте и сроках практики; последовательности прохождения практики; характеристика выполненной работы по отдельным разделам практики.

Кроме того, в отчете должны быть изложены спорные и сложные вопросы, которые рассматривались в процессе прохождения практики, а также замечания и предложения.

В отчете о прохождении практики также следует проанализировать собранный практический материал, определить возможность его использования для написания рефератов, будущих курсовых работ, самостоятельной работы.

Отчет о прохождении учебной практики защищается обучающимися по окончании практики на итоговой конференции.

 

6.Форма отчетности по практике.

В соответствии с учебным планом университета формой отчетности по учебной практике является зачет с оценкой.

Руководитель практики от университета ставит зачет с оценкой, оценивая качество, полноту, правильность оформления отчетных документов по практике, а так же активную и осознанную работу в процессе практики. Зачет с оценкой обучающийся получает по итогам защиты отчета по практике.

Для допуска к защите учебной практики обучающийся обязан предоставить руководителю практики от кафедры необходимые документы:

1. Дневник практики (цель, задачи практики, оборудование кабинета логопедических технологий, содержание каждого дня практики, конспекты педагогических досуговых занятий, характеристики детей, перспективный и тематический планы работы и т.д.).

2. Отчет о практике в свободной форме (один от подгруппы). Отчет может быть дополнен стенгазетой с фотографиями.

3. Индивидуальное задание.

4. Совместный план-график.

5. Конспекты мероприятий, которые посетил обучающийся (2-5 мероприятий).

6.  Конспект мероприятия, которое провел обучающийся (1-3 мероприятия).

В отчете обучающийся должен указать, как проходила практика, какую она ему принесла пользу в усвоении теоретического материала, какую помощь оказывали руководители практики (преподаватели и практические работники). Отчет должен отражать отношение обучающегося к изученным материалам той деятельности, с которой он знакомился, те знания и навыки, которые он приобрел в ходе учебной практики.

Отчет является самостоятельной, творческой работой обучающегося, поэтому допускается произвольный порядок изложения в рамках его основной части полученных в период прохождения практики знаний и навыков, аналитического материала, статистических данных, а также достигнутых результатов исследования. По усмотрению обучающегося, в зависимости от характера собранного материала, а также тех моментов, которые он считает необходимым осветить, возможны различные варианты построения основной части отчета, также допускается произвольный количественный набор разделов и подразделов.

Отчет о практике должен содержать характеристику выполненной работы, количество и характер изученных материалов (методик диагностики и коррекции, конспектов занятий и проч.), а также обобщение изученных материалов. Необходимо также отразить в отчете степень выполнения задач, поставленных перед обучающимся в индивидуальном задании.

В заключение кратко излагаются выводы, к которым пришел обучающийся во время прохождения практики, подводится итог выполненной работы, отмечается, в какой степени достигнуты цели практики и решены поставленные задачи.

Во время защиты отчета обучающийся должен уметь анализировать те или иные действия и решения, указать, при каком условии они являются законными, обоснованными. При ненадлежащем оформлении представленных документов защита отчета по практике откладывается с указанием сроков для необходимых исправлений. На основании отчета обучающегося и представленных документов руководитель практики от кафедры дает заключение о результатах практики, решает вопрос об оценке практики обучающегося.обучающиеся, не сдавшие в установленные сроки материалы по практике, считаются имеющими академическую задолженность. По результатам защиты руководитель практики от кафедры выставляет зачет с оценкой ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно").

7.Перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для прохождения практики.

А) основная учебная литература

1. Лалаева Р.И. Логопедия в таблицах и схемах [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: ПАРАДИГМА, 2012.— 216 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13024.— ЭБС «IPRbooks».

2. Смирнова И.А. Логопедия [Электронный ресурс]: иллюстрированный справочник/ Смирнова И.А.— Электрон.текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2014.— 232 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44493.— ЭБС «IPRbooks».

3. Фомичева М. Ф. Предупреждение нарушений звукопроизношения у детей [Текст]: пособие / М. Ф. Фомичева; МПСУ. - М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2014. - 336 с.: цв. ил. + 1 электрон.опт. диск. - (Библиотека логопеда).

 

Б) дополнительная учебная литература

1. Бабина Г.В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников. Онтогенез и дизонтогенез [Электронный ресурс]: монография/ Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю.— Электрон.текстовые данные.— М.: Прометей, 2013.— 192 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24029.— ЭБС «IPRbooks».

2. Дети с нарушениями развития: Хрестоматия для студ. и слушателей спец.фак-тов / Сост. В.М.Астапов. – М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2011. – 384 с.

3. Засорина Л.Н. Речевое развитие детей 2–8 лет [Электронный ресурс]: методики. Учебно-игровые материалы/ Засорина Л.Н., Беляковская Н.Н., Макарова Н.Ш.— Электрон.текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2013.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26777.— ЭБС «IPRbooks»

4. Калягин В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. Практикум [Электронный ресурс]: пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов/ Калягин В.А., Овчинникова Т.С.— Электрон.текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2013.— 432 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26791.— ЭБС «IPRbooks»

5. Лапп Е.А. Индивидуальные занятия по коррекции звуков «ч» и «щ» [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лапп Е.А.— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 73 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12710.— ЭБС «IPRbooks»

6. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов пед.высшихучеб.заведений. / Под ред. Л.С.Волковой. – 5 изд., перераб. и доп. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2009. – 703 с.

7. Филатова Ю.О. Ритм речи и движений у детей. Теоретические и прикладные проблемы логопедии [Электронный ресурс]: монография/ Филатова Ю.О.— Электрон.текстовые данные.— М.: Московский педагогический государственный университет, 2012.— 218 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18614.— ЭБС «IPRbooks»

8. Фомичева М.Ф. Введение в логопедию. Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учеб. пособие для студ.и слушателей курсов педагогики и повышения квалификации/М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян.- М.: Издательство МПСИ; Воронеж: изд.МПО (МОДЭК), 2010.-88с

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: