Служба морской безопасности

Служба морской безопасности является федеральным государственным учреждением, специализирующимся в области обеспечения безопасности объектов морского и речного транспорта (далее - Служба), находящимся в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта.

Согласно п. 2.1 Устава службы, утвержденного Приказом Росморречфлота от 13 апреля 2005 года N 11, целями деятельности Службы являются выполнение работ (оказание услуг), направленных на:

- создание и поддержание системы защиты объектов морского и речного транспорта от незаконных актов, направленных против безопасности судоходства, соответствующей международным и национальным требованиям в области охраны;

- обеспечение выполнения требований режима и охраны на объектах морского и речного транспорта;

- обеспечение выполнения требований безопасности при обработке опасных грузов в портах и их перевозке морским и речным транспортом;

- обеспечение безопасности контейнерных перевозок;

- обеспечение выполнения международных и национальных требований, норм и стандартов в области безопасности и охраны к инженерно-техническому оборудованию и средствам, используемым на объектах морского и речного транспорта.

Среди основных видов деятельности на морском транспорте следует отметить:

- проведение оценки уязвимости охраны объектов морского и речного транспорта, разработка планов охраны судов, портовых средств и судоходных гидротехнических сооружений;

- рассмотрение и одобрение планов охраны судов, портовых средств и судоходных гидротехнических сооружений;

- проведение в установленном порядке освидетельствования судов на соответствие требованиям в области охраны с выдачей на суда международного свидетельства об охране судна;

- проведение в установленном порядке освидетельствования портовых средств на соответствие требованиям в области охраны с выдачей на них акта о соответствии портового средства;

- одобрение экспертных и специализированных в области охраны транспорта организаций, осуществляющих оценку охраны судов, портовых средств и судоходных гидротехнических сооружений, разработку планов их охраны;

- подготовка и направление информации по вопросам охраны судов и портовых средств в Международную морскую организацию (ИМО);

- категорирование объектов морского транспорта по степени их потенциальной опасности и диверсионно-террористической уязвимости и ведение учета категорированных объектов;

- организацию и проведение мероприятий по оценке принимаемых мер по обеспечению безопасности на объектах морского транспорта на соответствие международным и национальным требованиям при осуществлении контейнерных перевозок;

- осуществление сбора, обобщение и анализ информации по портовому контролю, поступающей от региональных информационных центров, а также Парижского, Токийского и Черноморского меморандумов о взаимопонимании портового контроля;

- осуществление организационно-методического руководства подразделениями морской безопасности администраций морских портов.

Служба имеет право:

- не выдавать, изымать или аннулировать ранее выданные Службой документы в случае несоответствия объектов морского транспорта установленным международным и национальным требованиям по охране и обеспечению безопасности;

- участвовать в работе международных организаций и осуществлять сотрудничество с органами и организациями в области обеспечения безопасности и охраны, в том числе иностранных государств, командирование своих специалистов за границу.

Служба может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, законодательства иностранных государств по месту их нахождения.

Служба, в соответствии с законодательством Российской Федерации, может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Службу возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Росморречфлота в порядке, установленном трудовым законодательством.

Начальник Службы осуществляет руководство деятельностью Службы в соответствии с законодательством Российской Федерации, приказами и распоряжениями Федерального агентства морского и речного транспорта, условиями трудового договора. Начальник Службы подотчетен руководителю Федерального агентства морского и речного транспорта.

 

§ 5. Государственное управление деятельности

в морском порту

 

Согласно ст. 2 Закона о морских портах законодательство о морских портах основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации.

Осуществление деятельности в морских портах регулируется Федеральным законом о портах, КТМ РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом о портах, применяются правила международного договора.

Основным законом, регулирующим отношения, возникающие из торгового мореплавания, является КТМ РФ.

Согласно п. 1 ст. 1 КТМ отношения, возникающие из торгового мореплавания, регулируются также издаваемыми в соответствии с КТМ другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Согласно п. 3 ст. 9 КТМ деятельность в морских портах осуществляется в соответствии с федеральным законом. Таким законом и является Закон N 261-ФЗ. Среди отношений, регулируемых этим Законом, в первую очередь названы отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах РФ, т.е. законодатель ограничивает регулирование таких отношений только теми, которые возникают в морском порту.

Закон отсылает к понятию морского порта, содержащемуся в КТМ. Необходимо отметить, что ст. 9 КТМ "Морские порты. Портовые власти" претерпела серьезные изменения. Согласно п. 1 ст. 9 под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.

По сравнению с определением морского порта, замененным новой редакцией, в него внесено три изменения. Во-первых, слова "комплекс сооружений" заменены словами "инфраструктуры морского порта". Во-вторых, после ссылки на обслуживание судов, используемых в целях торгового мореплавания, специально упомянуто комплексное обслуживание судов рыбопромыслового флота. Выше приводились положения ст. 2 КТМ, согласно которым под торговым мореплаванием понимается в том числе использование судов для промысла водных биологических ресурсов.

Можно предположить, что указанная формулировка была заимствована из Постановления Правительства РФ от 16 декабря 2006 г. N 773 "О совершенствовании системы государственного управления морскими рыбными портами". Согласно указанному Постановлению Правительства РФ административно-властные полномочия в сфере государственного управления морскими рыбными портами, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, осуществляют администрации морских портов. В Постановлении, с другой стороны, упоминается о закреплении за федеральными органами исполнительной власти в области рыболовства федерального имущества, необходимого для осуществления комплексного обслуживания рыбопромыслового флота. Следствием этих изменений является то, что в новой редакции ст. 9 КТМ упоминается о комплексном обслуживании промысловых судов. Оно было в определенной степени уместно в части 2 прежней редакции ст. 9, когда было необходимо подчеркнуть основной вид деятельности морского рыбного порта. Кстати, в Положении о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2008 г. N 444, среди функций Агентства упоминается просто об оказании государственных услуг в морских портах в части, касающейся обслуживания судов рыбопромыслового флота. В-третьих, после упоминания операций с грузами включено уточнение - "в том числе для их перевалки".

Из основных понятий, содержащихся в ст. 4 Закона, наибольший интерес представляет понятие объектов инфраструктуры морского порта и их владельцев. Все объекты инфраструктур условно можно разделить на:

- объекты, составляющие часть акватории порта (внутренние рейды, якорные стоянки);

- портовые гидротехнические сооружения;

- объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей (средства навигационного оборудования, системы управления движением судов);

- перегрузочное оборудование, склады, железнодорожные и автомобильные подъездные пути;

- здания, строения, сооружения, расположенные на территории и (или) акватории порта и предназначенные для обеспечения государственного контроля и надзора в порту;

- буксиры, ледоколы и иные суда портового флота.

В морском порту создано особое образование - морской терминал - совокупность объектов инфраструктуры, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров. В отличие от владельца объекта инфраструктуры, осуществляющего эксплуатацию такого объекта от своего имени, эксплуатацию морского терминала осуществляет оператор морского терминала, который является транспортной организацией (юридическим лицом).

Согласно п. 5 Закона, границами морского порта являются границы его территории и акватории. В соответствии с п. 1 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (ФЗ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ), под акваторией понимается водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ. В Законе о портах речь идет об условных границах, которые устанавливаются и изменяются Правительством РФ. Водные объекты, как правило, находятся в федеральной собственности.

Под территорией морского порта понимается земельный участок, не покрытый поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок (путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий). Согласно п. 2 ст. 32 Закона о портах земельные участки в границах действующего морского порта могут относиться к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи и т.д. с разрешенным использованием для размещения морского порта.

Такое же правило применяется к земельным участкам для обеспечения деятельности в морском порту, решение о строительстве которого принято Правительством РФ после дня вступления в силу Закона о портах.

Законом впервые установлено, что границы морского порта устанавливаются и изменяются Правительством РФ. Так, распоряжением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 235-Р были установлены границы порта Анапа, распоряжением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 224-Р - порта Ванино. В п. 3 ст. 5 Закона установлено, что сведения о границах акватории морского порта опубликовываются в обязательных постановлениях в морском порту и в "Извещениях мореплавателям". До установления границ морского порта Правительством РФ под указанными границами понимаются сложившиеся границы морского порта. Под сложившимися границами морского порта понимаются границы морского порта, сведения о которых содержатся в обязательных постановлениях в морском порту или опубликованы в "Извещениях мореплавателям" (п. 4 ст. 32 Закона).

Морской порт подлежит открытию для оказания услуг на основании решения Минтранса России. Закрытие порта для оказания услуг осуществляется на основании решения Правительства РФ. При возникновении явлений стихийного характера, крушений судов, аварий и т.п., при которых оказание услуг невозможно, портовыми властями может быть принято решение о временном закрытии морского порта. О таком решении портовые власти немедленно уведомляют федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, который устанавливает срок действия такого решения (ст. 7 Закона о портах).

Основы государственного регулирования деятельности в морском порту определены ст. 8 Закона, согласно которой регулирование осуществляется в целях обеспечения, в частности, безопасности мореплавания, жизни и здоровья граждан; обороны и безопасности государства; порядка в морском порту, выявления, предупреждения и пресечения актов незаконного вмешательства в морском порту; безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта; комплексного развития морского порта; эффективного использования объектов инфраструктуры морского порта, находящихся в государственной собственности; равных условий для осуществления деятельности в морском порту; предотвращения загрязнения окружающей среды, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов.

Государственное регулирование осуществляется посредством издания нормативных правовых актов по различным аспектам деятельности порта; лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых в морском порту; установления ставок сборов и тарифов на услуги, оказываемые субъектами естественных монополий; открытия и закрытия морского порта для оказания услуг; осуществления государственного контроля и надзора в части обеспечения безопасности мореплавания, в том числе международных договоров РФ, связанных с торговым мореплаванием.

Согласно ст. 9 Закона морские порты подлежат государственной регистрации в Реестре морских портов Российской Федерации. Ведение Реестра Росморречфлотом осуществляется в порядке, установленном Минтрансом России. Исключение морского порта из Реестра осуществляется на основании решения Правительства РФ о закрытии морского порта для оказания услуг не ранее чем через год со дня принятия такого решения.

Как отмечалось выше, в морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров и иных услуг.

Правила оказания услуг в морском порту представляют собой изданные в установленном порядке нормативные правовые акты, которые регулируют оказание услуг в морском порту и являются обязательными для участников правоотношений, регулируемых данными правилами.

Согласно ст. 17 Закона Минтранс с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти утверждает:

1) правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту;

2) правила оказания услуг по обслуживанию судов в морском порту и на подходах к нему;

3) правила оказания иных обычно оказываемых в морском порту услуг.

Правила обслуживания пассажиров и правила оказания иных обычно оказываемых в морском порту и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности услуг, в том числе услуг в отношении ручной клади, багажа, грузобагажа, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Услуги в морском порту оказываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании договоров с пользователями.

Специально подчеркивается (п. 9 ст. 17), что в отношении услуг по буксировке судов, морскому агентированию, морскому посредничеству, морскому страхованию, а также услуг, связанных с проведением в морском порту спасательных операций, применяются правила, установленные ГК и КТМ.

Государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется также путем установления тарифов и портовых сборов.

Тарифы на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий, и правила применения таких тарифов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2008 г. N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" утверждены: Положение о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы), которые регулируются государством. Этот Перечень включает в себя обеспечение безопасности плавания и порядка в порту; предоставление судам рейдов, якорных стоянок, защитных сооружений и причалов порта; обеспечение лоцманской проводки судов (внутрипортовая проводка); комплексное обслуживание флота; услуги буксиров; погрузка и выгрузка грузов; хранение грузов; обслуживание пассажиров.

Оказание в морских портах услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, а также по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему осуществляется на платной основе (портовые сборы).

Портовые сборы подлежат уплате администрации морского порта, хозяйствующему субъекту, осуществившим оказание соответствующих услуг в морском порту.

В морском порту могут устанавливаться следующие портовые сборы:

- корабельный;

- канальный;

- ледокольный;

- лоцманский;

- маячный;

- навигационный;

- причальный;

- экологический.

Перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Указанный перечень портовых сборов является исчерпывающим.

Согласно п. 4 ст. 19, перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается Минтрансом России. Такой Перечень был утвержден Приказом Минтранса от 17 декабря 2007 г. N 189. В Перечень включены 59 морских портов с указанием конкретных портовых сборов, в них взимаемых. Так, максимальное число сборов (семь) взимается в портах Санкт-Петербурга, Таганрога; в других портах взимается от 3 до 6 сборов (в порту Москальво взимается только два сбора - корабельный и маячный, в порту Игарка - корабельный). В прочих, не поименованных в Перечне портах Северного, Арктического, Дальневосточного, Балтийского, Черноморско-Азовского и Каспийского бассейнов взимаются корабельный, лоцманский и маячный сборы. Пунктом 2 указанного Приказа Минтранса установлено, что корабельный сбор взимается администрациями морских портов, а все остальные сборы (канальный, навигационный, маячный, лоцманский, ледокольный, экологический) - федеральным государственным унитарным предприятием "Росморпорт". Разумеется, в тех морских портах, где услуги по лоцманской проводке оказываются негосударственными организациями по лоцманской проводке, лоцманский сбор взимается этими организациями.

Согласно п. 5 ст. 19 Закона, ставки портовых сборов и правила их применения устанавливаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ). 20 декабря 2007 г. ФСТ своим Приказом N 522-Т/1 утвердила Ставки портовых сборов в морских портах Российской Федерации и Правила применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации (приложение 1 и приложение 2 соответственно). В Приказе указаны наименования конкретных администраций морских портов, которые взимают ставки корабельного сбора согласно приложению 1 и подтверждено право ФГУП "Росморпорт" на взимание канального, лоцманского, маячного, навигационного, экологического и ледокольного сборов. Установлено, что ставки сборов являются предельно максимальными, а администрациям морских портов и ФГУП "Росморпорт" предоставлено право применять ставки портовых сборов на уровне или ниже предельного максимального уровня.

В Законе о морских портах содержатся также положения, регламентирующие взаимоотношения сторон при оказании услуг по перевалке (см. § 5 главы VIII), по обеспечению безопасности мореплавания (см. § 9 главы III).

 

§ 6. Лицензирование на морском транспорте

 

Согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст. 4).

Законом (ст. 17) установлен следующий перечень видов деятельности на морском транспорте, на осуществление которых требуется лицензия:

- перевозка морским транспортом грузов;

- перевозка морским транспортом пассажиров;

- деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

- погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах применительно к опасным грузам.

В соответствии со ст. 5 Закона Правительство РФ определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, а также утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 45 был утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, в соответствии с которым Ространснадзор осуществляет лицензирование указанных выше видов деятельности на морском транспорте. Таким образом, Ространснадзор как лицензирующий орган в соответствии со ст. 6 Закона осуществляет следующие полномочия: предоставление лицензий; надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий; приостановление действия лицензий; возобновление действия лицензий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; формирование и ведение реестров лицензий.

Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности на срок не менее пяти лет. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата.

Ространснадзор может приостановить действие лицензии в случаях, предусмотренных ст. 13 Закона. В частности, лицензия может быть приостановлена в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Ространснадзор может направить в суд заявление об аннулировании лицензии, приостановив действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Согласно Положению о лицензировании перевозок морским транспортом грузов, лицензионными требованиями и условиями при перевозке грузов являются:

а) соблюдение лицензиатом требований по обеспечению безопасности мореплавания, установленных Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;

б) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании судов, предназначенных для перевозки грузов, допущенных к плаванию в соответствии со ст. 23 КТМ;

в) соответствие лицензиата (соискателя лицензии) и каждого судна, используемого для перевозки грузов, требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения и Международного кодекса по охране судов и портовых средств;

г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;

д) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за осуществление перевозок грузов и имеющего высшее профессиональное образование по специальности "морское судовождение";

е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды, имеющего высшее профессиональное образование по специальности "морское судовождение" и диплом, подтверждающий право занимать соответствующую должность командного состава морского судна, а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке;

ж) укомплектование лицензиатом (соискателем лицензии) судов членами экипажа, имеющими дипломы и квалификационные свидетельства, предусмотренные положением о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденным в соответствии со ст. 54 КТМ;

з) наличие у лицензиата договора страхования жизни и здоровья членов экипажа судна при исполнении ими служебных обязанностей;

и) наличие на каждом судне, используемом лицензиатом для перевозок грузов, судовых документов, предусмотренных ст. ст. 24 - 28 КТМ.

Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются:

а) неоднократное (2 раза и более) нарушение лицензионных требований и условий, установленных подпунктами "а" и "и" п. 4 Положения;

б) нарушения лицензионных требований и условий, следствием которых является транспортное происшествие, повлекшее:

- человеческие жертвы;

- причинение тяжкого вреда здоровью;

- причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек;

- причинение вреда окружающей среде.

Кроме документов, предусмотренных п. 1 ст. 9 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", соискатель лицензии должен представить в Ространснадзор многочисленные документы, в частности копии дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажей морских судов, копии плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов для каждого судна, перечень судов с приложением судовых документов, различные судовые свидетельства и т.д.

По заявлению лицензиата (соискателя лицензии) может применяться упрощенный порядок лицензирования в соответствии с п. 6 ст. 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Упрощенный порядок лицензирования применяется по заявлению лицензиата (соискателя лицензии) при условии заключения им договора страхования гражданской ответственности в соответствии с условиями, определенными Правительством Российской Федерации, либо при наличии у лицензиата (соискателя лицензии) сертификатов, соответствующих требованиям международных стандартов ISO 9001 "Системы менеджмента качества. Требования", ISO 14001 "Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению" и OHSAS 18001 "Системы менеджмента в области охраны труда и профессиональных заболеваний". К заявлению прилагаются копия договора страхования гражданской ответственности или копии сертификатов.

Принятие лицензирующим органом решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии, приостановлении или возобновлении ее действия, об аннулировании лицензии, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в нем, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Существенные изменения внесены в порядок приостановления действия лицензии и аннулирования лицензии (ст. 13). Если раньше решение о приостановлении действия лицензии принимал лицензирующий орган, то теперь он может делать это только в случае привлечения лицензиата за нарушения лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях. Согласно части 4 ст. 14.1 КоАП осуществление предпринимательской деятельности с грубыми нарушениями условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок 90 суток.

Лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии, а также за ее предоставление или переоформление уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 

§ 7. Другие федеральные органы исполнительной власти,

осуществляющие государственное управление

в области морского судоходства

 

В ст. 5 КТМ наряду с федеральными органами исполнительной власти в области транспорта упоминаются и другие федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют государственное управление в области торгового мореплавания в пределах их компетенции. В данном случае будут рассмотрены лишь те органы, которые обладают специальной компетенцией и надведомственными полномочиями. Среди них, в частности, можно указать следующие: Министерство здравоохранения и социального развития; Федеральную службу безопасности; Министерство РФ по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС); Федеральное агентство по рыболовству; Федеральное агентство по обустройству Государственной границы РФ; Федеральную таможенную службу; Федеральную службу по тарифам; Федеральную антимонопольную службу; Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций; Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Разумеется, степень вовлеченности указанных федеральных органов в регулирование морского судоходства неодинакова. Условно их можно разделить на три основные группы:

- первая группа - органы, издающие нормативные акты, регламентирующие морское судоходство и повседневно осуществляющие контроль за их выполнением. Это Минтрудсоцразвития, Росрыболовство, Федеральная служба безопасности, ФТС, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- вторая группа - органы, обладающие компетенцией по созданию соответствующих нормативных актов, но не осуществляющих повседневного контроля за морским судоходством. Это Федеральная антимонопольная служба, Минздравсоцразвития, МВД;

- третья группа - органы, на которые возложен технический надзор в определенных областях или техническое обеспечение судоходства и деятельность которых в области судоходства обычно ограничивается освидетельствованием и выдачей соответствующих документов. Это Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Минобороны.

Министерства и ведомства, отнесенные к первой группе, наряду с осуществлением повседневного контроля устанавливают и общие, в том числе технические правила. Особое место среди них занимает Федеральное агентство по рыболовству. Хотя в п. 1 ст. 5 КТМ федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства и назван наряду с Минтрансом в качестве государственного органа управления в области торгового мореплавания, роль этого органа за последнее время существенно снизилась. Так, Указом Президента РФ от 30 мая 2008 г. N 863 за Росрыболовством закреплены функции:

- по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания;

- по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации;

- по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (за исключением промышленного рыбоводства), рыбопереработки, обеспечения безопасности мореплавания и аварийно-спасательных работ в районах промысла, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в части, касающейся обслуживания судов рыбопромыслового флота.

В Положении о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2008 г. N 444, сохранено право Агентства на утверждение устава службы на судах рыбопромыслового флота, а также на организационно-методическое сопровождение системы дипломирования и оценки компетентности персонала судов рыбопромыслового флота. Агентство в установленном законодательством РФ порядке вправе принимать решения о предоставлении временного права плавания под Государственным флагом РФ и временном переводе судна под флаг иностранного государства. Агентство обеспечивает выполнение международных договоров РФ в области рыболовства, рыбного хозяйства и торгового мореплавания, но только в части, касающейся промысла водных биологических ресурсов. Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ в КТМ были внесены изменения, согласно которым регистрация судов, в том числе рыбопромысловых, осуществляется капитанами морских портов, а Правила регистрации утверждаются Минтрансом самостоятельно (информация о регистрации таких судов ежеквартально представляется в Росрыболовство). Свидетельство о минимальном составе экипажа судна, в том числе рыбопромыслового, выдает капитан морского порта, а из ст. 6 КТМ исключено упоминание о федеральном органе исполнительной власти в области рыболовства, когда речь идет о лоцманской службе и системе управления движением судов в портах.

В то же время Законом о портах учитываются особенности проверки контроля и обслуживания рыбопромысловых судов.

Согласно п. 6 ст. 10 особенности осуществления административно-властных и иных полномочий в морском порту при наличии в нем морского терминала, предназначенного для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Законом о Государственной границе Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 (с последующими изменениями и дополнениями) установлен режим Государственной границы РФ и правила пересечения границы лицами и транспортными средствами, а также грузами и товарами. Согласно ст. 27 Закона, федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять государственное управление в сфере защиты и охраны Государственной границы, а также организации пограничной службы, является Федеральная служба безопасности (ФСБ). Функции ФСБ в этой сфере определены в ст. 28 Закона и в Положении о Федеральной службе безопасности РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 (с последующими изменениями и дополнениями). Среди основных функций ФСБ, направленных на выполнение возложенных на нее задач (п. 9 Положения), указывается организация деятельности органов безопасности по защите и охране государственной границы внутренних морских вод, территориального моря исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов, по осуществлению совместно со специально уполномоченными органами исполнительной власти пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров, животных и растений. ФСБ также организует деятельность органов безопасности по осуществлению контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу, федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море и др.

Согласно ст. 9 Закона под пунктом пропуска через государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через государственную границу и перечень пунктов пропуска через государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 11 октября 2007 г. было образовано Федеральное агентство по обустройству Государственной границы Российской Федерации. Согласно Положению об агентстве, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2007 г. N 734, Федеральное агентство по обустройству Государственной границы Российской Федерации (Росграница) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере обустройства Государственной границы Российской Федерации, создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и мест пересечения Государственной границы Российской Федерации, а также функции государственного заказчика в этой сфере.

Руководство деятельностью Федерального агентства по обустройству Государственной границы Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральное агентство по обустройству Государственной границы Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Агентство на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в установленном порядке принимает нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности агентства, в том числе:

- акты об открытии и о проведении реконструкции пунктов пропуска через Государственную границу РФ;

- акты об утверждении правил режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ.

Оно вырабатывает направления государственной политики по обустройству Государственной границы Российской Федерации, обеспечивает реализацию государственной политики по обустройству Государственной границы Российской Федерации.

Агентство также осуществляет создание администраций пунктов пропуска (о пограничном режиме в морских портах см. § 2 главы IV).

Согласно Указу Президента РФ от 11 мая 2006 г. N 473 Федеральная таможенная служба (ФТС) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через таможенные органы и представительства Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459, ФТС, в частности, устанавливает порядок и технологию производства таможенного оформления в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, водотранспортного средства, используемого для такого перемещения, форму и порядок выдачи свидетельства о допущении транспортного средства контейнера к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями, формы актов о проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств и т.д. ФТС осуществляет таможенный контроль и таможенное оформление (об особенностях таможенного режима в морских портах см. § 2 главы IV).

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.

Министерство действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. (с изменениями) N 321, и решает вопросы организации медицинской профилактики, медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, разработки и реализации современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания медицинской помощи.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального медико-биологического агентства, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В соответствии с ФЗ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" министерство осуществляет повседневный санитарно-карантинный контроль в портах для обеспечения санитарной охраны территории РФ. Согласно ст. 25 этого Закона санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда и обеспечение безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными требованиями, которыми определяются и требования к жилым помещениям на судах. В настоящее время продолжают действовать Санитарные правила для морских судов СССР, утвержденные Минздравом СССР 25 декабря 1982 г., положения которых должны выполняться при проектировании и строительстве судов. Среди функций министерства можно отметить: утверждение методических рекомендаций по вопросам, связанным с прохождением обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности, а также работающими в условиях повышенной опасности, порядка проведения обязательных медицинских осмотров и выдачи работникам личных медицинских книжек, а также утверждение предельно допустимого количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в препаратах, в отношении которых могут исключаться некоторые меры контроля.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Служба действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322, и осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства, в том числе санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (см. о санитарном режиме в морских портах § 2 главы IV).

Минздравсоцразвития не осуществляет повседневный контроль в области морского судоходства, тем не менее обладает соответствующей общей компетенцией в отношении контроля за исполнением законодательства о труде и охране труда, в том числе на морском транспорте.

Согласно ст. 354 Трудового кодекса действует Федеральная инспекция труда. Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Среди федеральных органов исполнительной власти особое место занимает Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), значительная часть функций которого тесно связана с морским судоходством (выше уже говорилось о том, что в состав МЧС входит Государственная инспекция по маломерным судам). Согласно Положению о МЧС, утвержденному Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. (в ред. Указов от 23.10.2008 N 1517 и от 17.11.2008 N 1625), МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. МЧС осуществляет поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море РФ в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах РФ; предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и в территориальном море РФ. Министерство осуществляет надзор во внутренних водах и в территориальном море РФ за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок.

МЧС России в пределах своей компетенции:

- издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;

- издает в пределах своей компетенции в установленном порядке нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, утверждает стандарты и нормы, отнесенные к компетенции МЧС России.

В соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (ст. 4) им регулируются услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах. Одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня (ст. 6). Согласно ст. 8 субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров и оказание услуг, в отношении которых применяется регулирование при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары или оказать услуги. Органы регулирования естественных монополий, в частности, формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль. Органы регулирования естественных монополий вправе принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, в том числе об установлении цен (тарифов), а также устанавливать правила применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий. При нарушении положений Закона субъекты естественных монополий обязаны, в частности, заключить договор с потребителем, подлежащим обязательному обслуживанию; внести изменения в договор с потребителем; уплатить штраф; возместить причиненные убытки (ст. 15).

Указанные выше задачи возложены на Федеральную антимонопольную службу (ФАС), действующую на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 (с последующими изменениями). Согласно п. 1 Положения, ФАС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

Среди полномочий по контролю в установленной сфере деятельности ФАС следует отметить выдачу обязательных для исполнения предписаний заказчику, не являющемуся органом государственной власти Российской Федерации, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, или специализированной организации либо конкурсной, котировочной или аукционной комиссии в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов, а также возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. Служба действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332. К полномочиям Службы относится, в частности, принятие правил применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий (п. 5.2.4.1). Также Служба формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов); принимает решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него.

В заключение следует кратко остановиться на двух службах: Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Россвязькомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций находится в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 419.

Служба осуществляет государственный контроль и надзор в сфере связи за соблюдением пользователями радиочастотного спектра порядка, требований и условий, относящихся к использованию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, включая надзор с учетом сообщений (данных), полученных в процессе проведения радиочастотной службой радиоконтроля; а также госконтроль и надзор за присвоением (назначением) радиочастот или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств на основании решения Государственной комиссии по радиочастотам; за регистрацией присвоения (назначения) радиочастот и радиочастотных каналов; лицензированием деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований.

Служба, в частности, регистрирует радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства гражданского назначения.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере, в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Служба находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии и действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401. Служба, в частности, осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах, а также осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование деятельности в области использования атомной энергии, а также лицензирование других видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: