Культурная революция» как феномен. Большевизм и искусство

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА

Развитие отечественной культуры можно разделить на две крупнейшие фазы, внутри которых выделяются самостоятельные, отличающиеся по своему характеру периоды и этапы:

· Первая фаза охватывает почти три тысячи лет языческого догосударственного существования.

· Вторая фаза охватывает тысячу лет христианского государственного существования.

Вторую фазу можно подразделить на три периода:

Первый период  развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX-XVI вв.). Этот период назван допетровским, и разбивается на киевский и московский этапы. Основная культурная доминанта – ориентация русского искусства на Восток (Византию). Сфера, в которой с наибольшей силой проявил себя национальный гений, - религиозное искусство.

Второй период связан с династией Романовых (1613-1917). Стилевое своеобразие русской культуры в этот период определяется Москвой и Санкт-Петербургом, причем значение последнего выражается в том, что культура страны ориентируется на Запад. Не случайно период назван петровским. Главная сфера, где формировалась творческая мысль и с наибольшей силой проявил себя национальный гений, - светское искусство.

Третий период начинается после Великой Октябрьской революции. Главным культурным центром советского искусства становится Москва. Ни Восток, ни Запад не являются культурными ориентирами, но формируется самобытная, основанная на марксистской идеологии, социалистическая культура, соединившая в себе и светскость, и религиозность.

Сравнительно недолгий период существования культуры советского общества имеет определенную культурную специфику, выразившуюся в разделении культуры на официальную, неофициальную (диссидентство, нонконформизм), зарубежную. Характер их взаимодействий свидетельствует об особенностях культурного процесса, развернувшегося после Октябрьской революции.

За пределами государства, разбросанная по странам Европы и Америки, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой.

 

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» КАК ФЕНОМЕН. БОЛЬШЕВИЗМ И ИСКУССТВО.

 

Культурная революция как изменение идеологии общества была начата вскоре после Октябрьской революции. 23 января 1918 года появился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из системы образования были удалены предметы, связанные с религиозным образованием: богословие, древнегреческий язык и другие. Главной задачей культурной революции было внедрение в личные убеждения советских граждан принципов марксистско-ленинской идеологии.

Для реализации программы в первые месяцы советской власти была создана сеть органов партийно-государственного управления культурной жизнью общества: Агитпроп, Главполитпросвет, Наркомпрос, Главлит и другие. Подверглись национализации учреждения культуры: издательства, музеи, кинофабрики; была отменена свобода печати. В области идеологии была широко развёрнута атеистическая пропаганда, начались гонения на религию, в храмах устраивались клубы, склады, производства.

Большая часть народных масс была необразованна и неграмотна: так, из результатов переписи населения 1920 года следовало, что на территории Советской России умело читать всего 41,7 % населения старше 8 лет. 

Культурная революция предполагала прежде всего борьбу с безграмотностью, что было необходимо для последующего научно-технического развития и одновременно отторжение масс от усвоения высших культурных ценностей. Культурная работа намеренно ограничивалась лишь элементарными формами, поскольку, по мнению ряда исследователей, советскому режиму нужна была культура исполнительская, но не творческая. Однако темпы ликвидации безграмотности в силу целого ряда причин были неудовлетворительными. Всеобщее начальное образование в СССР де-факто было введено в 1930 году. Массовая безграмотность была ликвидирована после Великой Отечественной войны.

В это время были созданы национальные алфавиты нескольких народностей (Крайнего севера, Дагестана, киргизов, башкир, бурят и т. д.). Была развёрнута широкая сеть рабочих факультетов для подготовки трудящейся молодёжи к поступлению в ВУЗы. Для привлечения «старых» научных кадров создавались комиссии по улучшению быта учёных, издавались соответствующие декреты.

Вместе с тем принимались репрессивные меры по устранению интеллектуальных политических противников: так, более 200 видных представителей российской науки и культуры были высланы из страны на «Философском пароходе». С конца 1920-х годов проводилось «вытеснение» буржуазных специалистов: «Академическое дело», «Шахтинское дело», «Дело Промпартии» и т. п. С 1929 года начали свою деятельность «шарашки» — организованные органами внутренних дел особые технические бюро из заключённых для проведения важных научно-исследовательских и конструкторских работ.

Большую роль в выполнении задач партии по проведению культурной революции играл комсомол.

К успехам культурной революции можно отнести повышение уровня грамотности до 87,4 % населения (по переписи 1939 года), создание обширной системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства. Вместе с тем была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды.

В этот период средствами большевистской идеологизации был произведён разрыв с традициями многовекового исторического культурного наследия с одной стороны. С другой стороны, целый ряд авторов оспаривают это положение и приходят к выводу о том, что традиционные ценности и мировоззрения российской интеллигенции, мещанства и крестьянства были лишь незначительно трансформированы в ходе культурной революции, а большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере проваленным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: