Добровольные домашние задания

Урок Гражданина (политинформация, классный час для 8-11 классов)

«Русские,украинцы и белорусы - братья»

АВТОРЫ:

Никифорова Ирина Валерьевна,

учитель МБОУ «Лицей № 4» (г. Псков);

Костыря Григорий Валерьевич,

учитель ГБОУ «Средняя школа № 123» (г. Санкт-Петербург);

Кобра,

инфоополченец освободительного движения (Украина);

 

Цель: сформировать у учащихся убеждение, что русские, украинцы и белорусы – братские народы, что они всегда жили, живут и дальше должны жить в мире, дружбе, согласии.

Задачи.

1. Расширить уже имеющиеся знания учащихся об общности происхождения народов.

2. Сформировать убеждение в том, что большая часть украинских территорий были переданы, подарены Россией, присоединились к ней добровольно или были присоединены с целью защиты от поработителей.

3. Сформировать убеждение, что украинский язык близок к русскому, произошёл от него.

4. Украинский национальный костюм близок по виду к русскому национальному костюму, имеет общее с ним происхождение.

5. Привести к выводу, что дружба народов - важнейшее условие процветания народов, примером чего стала Победа в Великой Отечественной войне.

Заставка к уроку (Фото русские, украинцы, белорусы в национальных костюмах

8-11).

Учитель.

- Кого принято называть братьями? (Людей, родившихся в одной семье). А почему русских и украинцев, а так же белорусов, тоже часто называют братьями? (Они имеют общее происхождение.  До 18 века считались одним народом).

- Сегодня мы будем об этом говорить. Сформулируйте тему.

Русские, украинцы и белорусы – братья

- Действительно, это три близких народа, имеющих общее происхождение. Многие даже называют их одним народом, анстолько они близки. Сейчас мы расширим свои знания об этом, прочитав текст 1.

Текст 1. Русские и украинцы – братья. Факты истории. Украинцы вместе с русскими и белорусами относятся к восточным славянам. Их общей основой была древнерусская народность, сложившаяся к 10 в. из близкородственных племён и создавшая своё государство — Киевскую Русь. Киевская Русь была основана именно древними русичами, доказательством чего являются карты 11-17 веков, где Киев, Львов, Чернигов – обозначены как русские города, а так же летописи, в том числе «Слово о полку Игореве». Русские, украинцы и белорусы имеют общую христианскую религию, сходную внешность и национальный характер, национальные одежды, почти не имеющие различий.

Приблизительно с 14—15 вв. украинцы выступают как самостоятельная общность со свойственными ей особенностями культуры и быта, языка, который формируется на основе древнерусского.

Вопросы.

1. Украинские националисты часто утверждают, что Киев и другие города изначально были украинскими. Как можно опровергнуть такие утверждения?   (Это русские города, о чём свидетельствуют летописи, например, «Слово о полку Игореве», а так же карты. Киевская Русь образовалась в 10 веке, а украинский народ выступает как самостоятельная общность с 14-15 века).

2. Задание. Составьте схему, отражающую происхождение русских, украинцев и белорусов.

СЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА

ДРЕВНЕРУССКАЯ НАРОДНОСТЬ

РУССКИЕ УКРАИНЦЫ БЕЛОРУСЫ

 

3. Как называется общая религия, которую исповедуют русские, белорусы и значительная часть украинцев? (Православие).

4. Однако, значительная часть западных украинцев исповедуют католическую религию. Что здесь можно сказать в защиту общности этих религий? (И та и другая являются ветвями христианства, в них много общего).

5. Почему многие жители Украины и Донбасса, считают себя одновременно представителями русского и украинского народов? (Между ними нет больших различий, родились от смешанных браков).

Учитель. Певица Вика Цыганова со своим коллективом ещё в начале войны на Донбассе записала пожелание американскому президенту Обаме, при котором была развязана война на Украине. Послушаем его.

 

Демонстрируется ролик  «Россия, Украина, Белорусь – одна святая Русь!»Он же – «Пожелание Обаме» https://vk.com/videos-149405295?z=video-149405295_456239018%2Fpl_-149405295_-2

 

Учитель.

На экране – марка «Освобождение братских народов Украины»

 

Практическая работа. Часто украинские фашисты называют русских и Россию оккупантами. Рассмотрите иллюстрацию на экране, прочитайте текст, сделайте вывод,  с какой целью разные территории нынешней Украины были присоединены к России?

  Текст 2.  Важнейшим этапом становления украинского народа стало добровольное присоединение Восточной Украины к России в 1654 году. Предводитель казачества, гетман Богдан Хмельницкий, таким образом, спас  Украину от иноземного порабощения. В конце18 века  в состав России вошла Правобережная Украина. В 1940 году СССР присоединяет территории  распавшейся Польши с целью защиты населения от германского вторжения. В 1945 году Закарпатье было освобождено от немецко-венгерских оккупантов и перешло к СССР. Воссоединение Украины с Россией способствовало развитию хозяйства, взаимообогащению культур двух братских народов, сплотило и усилило оба народа в их борьбе против поработителей и захватчиков. Многие русские переехали жить на Украину, чтобы помогать молодой республике обустраивать её хозяйство, работать в шахтах, на заводах и фабриках.  При советской власти создаются все условия для развития украинского народа, его языка и традиций.

Вывод. Присоединение к России спасало украинский народ от порабощения иноземными захватчиками, помогало становлению и развитию украинского народа.

 

Задание. Подчеркните на карте названия чисто русских городов, где селились русские: Чернигова, Киева и Харькова. А также города, основанные русскими царями: Сумы, Днепропетровск, Луганск, Херсон, Донецк, Николаев, Одесса, Симферополь. Устно ответьте, где находится Севастополь (Крым). Обведите любым цветным карандашом области вокруг исконно русских городов на Украине.

На экране- карта «Подарки русских правителей»(папка «Фото»)

Задание. Рассмотрите карту.

- Каким образом современная Украина получила большую часть своих территорий? (Большинство территорий – это подарки правительств России разных времён).

 

- Почему данные территории передавались именно Украине, а не другим близко расположенным государствам? (Украина была наиболее надёжным и близким союзником, на которого можно было полагаться как на себя самого).

Демонстрируется клип «Мы живём на отцовской земле» https://vk.com/videos-149405295?z=video-149405295_456239080%2Fclub149405295%2Fpl_-149405295_-2

или

https://vk.com/videos-149405295?z=video-149405295_456239081%2Fclub149405295%2Fpl_-149405295_-2

Учитель. А теперь поговорим о языке. Вопрос.

До 18 века русские, украинцы и белорусы были одним народом. Их языки так же, родственны.

 - Подумайте, как могло случиться, что у одного народа сформировалось 3 языка? (Если школьники затрудняются, то учитель предлагает вспомнить из курса русского языка, что на территории России в разных областях люди тоже разговаривают немного по-разному. Образуются говоры и наречия, диалекты, которые постепенно, при определённых условиях, могут обособиться в самостоятельные языки).

Учитель. О том, как это произошло, прочитайте в тексте 3.

Текст 3. Украинский язык, как и белорусский,  произошёл от русского. На территории современной Украины в 19 и начале 20 веков было распространено так называемое малорусское наречие. Постепенно, с развитием прогресса,  понятие «малорусское наречие» заменяется на «малорусский язык» и позже на «украинский язык». Советская власть с 1917 года создаёт все условия для всестороннего развития украинского языка и он окончательно оформляется как язык. К 1970 году на нём говорили 35 миллионов человек. 

Практическая работа. Рассмотрите плакат, с помощью которого украинские националисты пытаются доказывать отсутствие родства между русским и украинским языком. Попробуйте опровергнуть их кажущуюся правоту.

Задание 1. Найдите в русском языке слова, созвучные украинским. (Дети вспоминают, что кроме слова «утро», есть слова «рань, рано», кроме слова «налог» - подать, кроме слова «взрыв» - «бахнуло», «бабахнуло», к слову «страна»  близко по смыслу слово «край»

Слова рух нет, но есть рушить, разрушать, наряду с «хорошо» есть понятие добрый в смысле хороший(добрый день, добрая половина).

Задание 2. В чём ещё не правы авторы? (В обоих языках несколько сотен тысяч слов. И анализ восьми из них не может служить доказательством правоты авторов плаката.)

Вопрос. Почему, даже не будучи знакомыми с украинским языком, многие люди легко прочитывают данные слава и понимают их значение? (Язык близок к русскому) Могли бы мы с вами так же легко прочитать и перевести данные слова с французского языка? Немецкого? Китайского?

Задание. Рассмотрите национальные костюмы восточных славян. Они похожи или сильно различаются? Отметьте элементы сходства (Использование вышивки. У женщин: сарафаны и блузки, кокошники или венки. У мужчин: вышитая рубаха и сапоги).

Учитель.   Итак, что свидетельствует о родстве двух народов? (Общее происхождение, внешность, религия, общая территория, родственные языки, схожие национальные костюмы).Вспомните, какие учения и идеи сеяли  вражду между русскими и украинцами? (Национализм, шовинизм, фашизм).Расскажите кратко об их основных идеях.(Национализм предполагает борьбу меду народами, шовинизм проповедует превосходство одного народа над другими, фашизм оправдывает войны, агрессию).Учитель записывает на доске ключевые слова: вражда между народами, превосходство одного народа над другими, оправдывание войн, агрессии.

Однако сторонников национализма среди украинцев было не так много. В советское время государство вело политику интернационализма, который предполагал противоположные идеи. Попробуйте сформулировать их. (Ученики отвечают, учитель записывает ключевые слова: предполагает отсутствие вражды между народами, дружбу и добрососедство, равенство народов, борется за мир).

Вспомните, к каким результатам приводит насаждение национализма? (Разделение народов, их ослабление, попадание в зависимость от враждебных государств, нищета и порабощение).

Предположите, каким был или может быть результат от противоположных идей? (Сплочение народов, усиление их могущества, процветание и свобода).

Действительно, идеи интернационализма, дружбы народов, приносили огромный положительный результат. Наиболее наглядным он стал в годы Великой Отечественной войны.

Учитель.   Одной из самых славных и незабываемых страниц советской истории стала победа в Великой Отечественной войне. Большинство украинцев в годы Второй мировой войны воевало на стороне СССР против фашистской Германии. Воевали умело и храбро. Украинцы руководили военными действиями на самом высоком уровне. Из 41 маршала Советского Союза 10 родились на Украине.

Украинцы многократно проявляли героизм. Из 11 603 Героев Советского Союза  2021 были украинцами.            Из 101 дважды Героя Советского Союза  25 – украинцы. Из трех трижды Героев – один украинец (Иван Кожедуб)

Демонстрируется таблица и факты, свидетельствующие о роли украинцев и людей всех других национальностей в победе над фашизмом в годы Великой Отечественной войны.

Вопросы.

1. Проанализируйте (посмотрите) на таблицу и сделайте вывод, в чём была одна из причин победы над фашизмом? (За Победу сражались все люди, независимо от национальности).

2. Как вы расцениваете утверждение, что в Великую Отечественную войну Россия могла бы победить и без Украины? (Украина и украинцы взяли на себя значительную часть усилий по достижению Победы. Из 41 маршала 10 были рождены на Украине. Треть героев Великой Отечественной войны были украинцами.  Вряд ли Советский Союз победил бы без неё. И  это потребовало бы ещё больших усилий, жертв и лишений).

3. Представьте себе, что в годы Великой Отечественной войны республики Советского Союза были бы отдельными государствами. Что бы эти государства ожидало? (Неминуемый захват гитлеровцами).

4. Сделайте вывод, для чего американцам понадобилось стимулировать националистические настроения и подвигать советских граждан к поддержке распада Советского Союза? (Что бы сделать эти государства слабыми, не способными противостоять США).

Учитель. С 2014 года значительная часть украинцев воюет на стороне ополчения.

Демонстрируется клип «У нас Родина одна» https://vk.com/videos-149405295?z=video-149405295_456239020%2Fclub149405295%2Fpl_-149405295_-2

Вопросы.

1. Кто поощряет и поддерживает бандеровцев, межнациональную рознь, которую они разжигают? (США и страны Евросоюза).

2. Кто воюет на Украине против русских под видом украинского народа? (Бандеровцы – последователи Степана Бандеры. Их особенно много на Западной Украине).

3. Как удалось развязать войну между двумя братскими народами? (Организаторы цветной революции поощряли и поддерживали бандеровское движение после распада СССР).

Учитель. Итак, западные державы приложили невероятные усилия, вложили огромные средства, что бы заставить враждовать русский и украинский народы. Для чего они делают это? (Разобщённые народы будут слабы, не смогут противостоять агрессорам, угнетателям, поработителям. Их можно будет легко покорить).

Закрепление.

Учитель. Бандеровцы называют русских оккупантами – народом, который насильственно захватил и угнетает украинцев. Докажите, что это не так.

Примерные ответы:

1. Большинство земель было присоединено с целью освобождения от поработителей.

2. Присоединение способствовало развитию хозяйства, обогащению двух культур, создавались условия для развития украинского языка.

3. Многие граждане Украины считают себя одновременно представителями и русского и украинского народов.

4. Многие русские оказались на Украине, потому что приехали туда помогать молодой республике обустраивать её хозяйство, работать на шахтах, заводах и фабриках.

Учитель. Почему русский и украинский народы не должны поддаваться на провокации, враждовать и обособляться друг от друга? (Иначе им грозит порабощение западными державами).

И завершим занятие мы клипом, призывающим дружить и объединяться и русских, и украинцев, и все народы мира.

Демонстрируется клип «Давайте дружить!»     https://vk.com/videos-149405295?z=video-149405295_456239019%2Fclub149405295%2Fpl_-149405295_-2   

 

Добровольные домашние задания

1. Для ребят украинцев: узнайте от родных о том, как ваши прадеды боролись с фашизмом. Напишите исследование. По возможности проиллюстрируйте работу фотографиями.

2. Для ребят из числа национальных меньшинств: напишите мини-сочинение, доказывающее, что в России вас не принуждают говорить исключительно на русском языке, о том, как вы реализуете своё право говорить на языке родном. Ответьте в сочинении на вопрос, почему в месте вашего проживания не продаётся или продаётся в небольших количествах литература на вашем родном языке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: