Классификация травм, причины и профилактика травматизма, организация травматологической

Высшего профессионального образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

 

А.В. Федосеев, А.А. Литвинов, С.Ю. Муравьев,

П.С. Филоненко, А.А. Чекушин

 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТРАВМАТОЛОГИИ

 

 

УЧЕЬНОЕ ПОСОБИЕ

Для самостоятельной работы студентов

 

 

Рязань, 2016

УДК 617- 001 (075.8)

ББК 54.58 

О - 288

 

Рецензенты: В.Г. Аристархов, д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой хирургических болезней с курсом урологии РязГМУ;

                 С.В. Тарасенко, д-р мед. наук, профессор, засл. врач РФ, за­ведующий кафедрой госпитальной хирургии РязГМУ

Авторы: д.м.н., проф. А.В. Федосеев, к.м.н., доц. А.А. Литвинов, к.м.н., доц. С.Ю. Муравьев, к.м.н., асс. П.С. Филоненко, к.м.н., асс. А.А. Чекушин

 

О - 288

Общие вопросы травматологии: учебное пособие / А.В. Федосеев [и др.]; ГБОУ ВПО РязГМУ им. акад. И.П. Павлова.- Рязань: РИО РязГМУ, 2016.- 169 с.

Учебное пособие подготовлено для студентов 3 курса лечебного факультета, начинающих осваивать травматологию. В нем освещены общие вопросы травматологии с учетом программы по общей хирургии. Даются понятия о травме, травматизме, видах травматизма и его профилактике. Рассмотрены ранения, ушибы и сдавления мягких тканей, повреждения связок и сухожилий, травмы черепа, груди, живота, торакоабдоминальные повреждения, термические травмы.

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения/ Основной образовательной программой по специальности 060101 - «Лечебное дело».

Одобрено Учебно-методическим Советом Рязанского го­сударственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова и рекомендовано к изданию.

© Авторы, 2016

© ГБОУ ВПО РязГМУ им. акад. И.П. Павлова Минздрава России, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 4

ГЛАВА 1 КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАВМ, ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА, ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ    ………………………………………………………………….… 12

ГЛАВА 2 ЗАКРЫТЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ МЯГКИХ ТКАНЕЙ……….…21

СИНДРОМ ДЛИТЕЛЬНОГО СДАВЛЕНИЯ …………………………………………………………….…… 26

ГЛАВА 3 РАНЫ …………………………………………………………….….. 42

ГЛАВА 4 ПОВРЕЖДЕНИЯ ЧЕРЕПА, ГРУДИ, ЖИВОТА И ЗАКЛЮЧЕННЫХ  В НИХ ОРГАНОВ …………………………………………..……. 74

ПОВРЕЖДЕНИЯ ЧЕРЕПА И МОЗГА ………………….……… 74

ПОВРЕЖДЕНИЯ ГРУДИ ………………………………………... 82

ПОВРЕЖДЕНИЯ ЖИВОТА …………………………………..…. 92

ГЛАВА 5 ПЕРЕЛОМЫ КОСТЕЙ И ВЫВИХИ ………………………...… 112

ПЕРЕЛОМЫ КОСТЕЙ ………………………………….………. 112

ВЫВИХИ ………………………………………………………….. 122

ГЛАВА 6 ТЕРМИЧЕСКИЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ……………………..…….. 128

ОЖОГИ ………………………………………………………….… 128

ЭЛЕКТРОТРАВМА ……………………………………………… 145

ОТМОРОЖЕНИЯ ………………………………………………... 154

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ……………………………………………... 164

ЛИТЕРАТУРА …………………………………..……………………………. 167

ВВЕДЕНИЕ

В учебном пособии освещены общие вопросы травматологии для студентов медицинских высших учебных заведений в соответствии с программой по общей хирургии. Даются понятия о травме, травматизме, видах травматизма, его профилактике. Рассмотрены ранения, ушибы и сдавления мягких тканей, повреждения связочного аппарата и сухожи­лий, переломы костей конечностей, вывихи, травмы черепа, груди, жи­вота, торакоабдоминальные повреждения, термические травмы.

Обращено внимание на оказание первой медицинской помощи по­страдавшим, представлены современные методы лечения и профилакти­ки осложнений.

Учебное пособие предназначено для студентов, начинающих осваи­вать травматологию, и имеет целью улучшить подготовку к занятиям в пре­делах программы по общей хирургии. При изложении материала учтены особенности и объем базисной подготовки студентов третьего курса.

В результате изучения материала у студентов формируются компетенции:

Общекультурные:

способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

способностью и готовностью анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики (ОК-4);

способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

способностью и готовностью овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке (ОК-6);

способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

Общепрофессиональные:

способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4);

способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5);

способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп (ПК-6);

способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными (ПК-7);

способностью и готовностью проводить судебно-медицинское освидетельствование живых лиц; трактовать результаты лабораторных исследований объектов судебно-медицинской экспертизы в случае привлечения к участию в процессуальных действиях в качестве специалиста или эксперта (ПК-8);

способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);

в профилактической деятельности:

способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин (ПК-10);

способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);

способностью и готовностью проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-12);

в диагностической деятельности:

способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК-15);

способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16);

способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-17);

способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей организма человека для успешной лечебно-профилактической деятельности, провести диагностику физиологической беременности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы (ПК-18);

в лечебной деятельности:

способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови, своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия (ПК-19);

способностью и готовностью назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению физиологической беременности, приему родов (ПК-20);

способностью и готовностью осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний, в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации (ПК-21);

способностью и готовностью назначать и использовать медикаментозные средства, проводить мероприятия по соблюдению правил их хранения (ПК-22);

в реабилитационной деятельности:

способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) среди взрослого населения и подростков при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма, определять показания к переводу пациентов в специализированные группы по занятиям физической культурой после перенесенных заболеваний (ПК-23);

способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии, гомеопатии и других средств немедикаментозной терапии, использовать основные курортные факторы при лечении взрослого населения и подростков (ПК-24);

в психолого-педагогической деятельности:

способностью и готовностью к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни (ПК-25);

способностью и готовностью к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек (ПК-26);

в организационно-управленческой деятельности:

способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27);

способностью и готовностью использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи взрослому населению и подросткам, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам (ПК-28);

способностью и готовностью обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций (ПК-29);

способностью и готовностью решать вопросы экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) пациентов, оформлять соответствующую медицинскую документацию, определить необходимость направления больного на медико-социальную экспертизу, проводить профилактику инвалидизации среди взрослого населения и подростков (ПК-30);

в научно-исследовательской деятельности:

способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);

способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).

 

 

ГЛАВА 1

КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАВМ, ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА, ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОМОЩИ

 

Травмой или повреждением называется воздействие на организм внешнего фактора, вызывающего в тканях и органах анатомические или функциональные нарушения, которые сопровождаются местной и общей реакцией.

В зависимости от характера внешнего фактора, вызвавшего повреж­дение, травмы делятся на механические, физические, химические, био­логические и психические.

Механические повреждения вызываются воздействием меха­нической силы. В зависимости от того, повреждены или не поврежде­ны кожные покровы и слизистые механические травмы делятся на от­крытые и закрытые. К открытым повреждениям относятся раны, кото­рые могут быть проникающими в полости груди, живота, черепа, сус­тавов и непроникающими. Проникающие раны могут быть с поврежде­нием и без повреждения органов. К закрытым — относятся ушибы, разрывы мягких тканей, повреждения костей и суставов, растяжения сухожилий, связок, нервов без нарушения целости кожных покровов и слизистых. Иногда механические повреждения выражаются лишь мо­лекулярными изменениями в тканях и органах. Такие повреждения на­зываются сотрясением.

Физические повреждения зависят от воздействия на ткани высо­ких или низких температур (ожоги и отморожения), электрического тока, рентгеновских лучей и т.п.

Химические повреждения являются следствием воздействия на ткани некоторых химических агентов, например кислот, щелочей, отравляющих веществ, продуктов физиологических и патологических отправлений из организма (желудочный сок, моча и т.п.).

Биологические повреждения вызываются действием бактериальных токсинов.

Психические повреждения являются следствием рефлекторного раздражения центральной нервной системы больного (испуг, страх перед операцией и т.п.).

Таким образом, травмирующими факторами могут быть все пред­меты внешнего мира, все виды энергии, явления природы. Повреждения могут возникать при некоторых физиологических актах, например при родах. Некоторые диагностические и лечебные мероприятия сопровож­даются травмой (применение пиявок, проколы и т.п.). Оперативные вме­шательства являются операционной травмой.

В зависимости от места приложения силы повреждения делятся на прямые и непрямые. При прямом повреждении патологические изменения в тканях появляются на месте приложения силы (рана, перелом кости на месте удара). При непрямой травме патологические изменения в тканях возникают не в точке приложения силы, а на другом участке тела, например, вывих плеча при ударе в область локтевого сустава.

Повреждения могут быть множественными, например, множе­ственный перелом ребер; сочетанными, когда повреждаются различ­ные органы и части тела, например, перелом костей таза и травма че­репа; комбинированными, когда на организм человека воздействуют несколько факторов (механический и физический, механический и химический и т.п.), например, перелом бедра и ожог, травма живота и лучевое поражение.

Различают травму острую (однократную) и хроническую (много­кратную).

Острая травма действует внезапно с большей или меньшей силой, среди полного здоровья, неожиданно производя те или иные изменения в организме пострадавшего, от ссадины до обширных повреждений тка­ней, костей и органов.

Хроническая травма действует медленно, при этом сила ее в каж­дом отдельном случае не настолько велика, чтобы сразу привести к из­менениям в организме, но, повторяясь изо дня в день она вызывает мес­тную и общую реакцию, что в конце концов приводит к стойким наруше­ниям как местного, так и общего характера. Примерами стойких измене­ний в результате хронической травмы могут служить образование кож­ной мозоли, кифозов, сколиозов, плоскостопия (механический фактор), экзем и язв (лучевой фактор).

Выделяют следующие виды травм:

Ø Травмы производственные (промышленные, сельскохозяйственные).

Ø Травмы непроизводственные — транспортные (железнодорожные, автомобильные и т.п.), уличные (при пешеходном движении, при движении транспорта), бытовые, спортивные и прочие.

Ø Травмы умышленные (военные и др.)

Повторяющиеся травмы, поражающие при определенных обстоятель­ствах группы населения, находящегося в одинаковой обстановке, в одина­ковых условиях труда и быта называются травматизмом.

Науку, занимающуюся изучением повреждений, причин травматизма, клинику, лечение и предупреждение травм называют травматологией.

Производственный травматизм делится на промышленный и сельско­хозяйственный. Непроизводственный — делится на транспортный (автотран­спортный, железнодорожный и т.д.), уличный (при пешеходном движении, при движении транспорта), спортивный, бытовой и т.д. Также выделяется умышленный травматизм (военный, убийство, самоубийство и т.д.).

Под промышленным травматизмом понимаются травмы, связан­ные с производством. Это повреждения инструментами, обрабатываемым материалом, транспортом, обвалом пород и т.п. В основном этот вид трав­матизма связан с несоблюдением правил техники безопасности.

Для каждой из ведущих отраслей промышленности, в зависимости от различия технических процессов, характерен определенный вид травм. Так в каменноугольной промышленности преобладают ушибы и ранения мягких тканей. В машиностроительной - ранения и ссадины, большой процент со­ставляют внедрение инородных тел и засорение глаз. В металлургической и химической промышленности преобладают ожоги.

Наиболее часто при промышленной травме встречаются мелкие повреждения, которые приобретают очень большое значение вследствие массового характера и в связи с частым присоединением инфекции и возникновением инфекционных осложнений. Мелкий травматизм в сред­нем составляет 85% всего промышленного травматизма, поэтому борьба с ним и его последствиями является основной задачей здравпунктов на предприятиях.

Крупные промышленные травмы характеризуются серьезностью повреждений, часто приводят к инвалидности и даже смерти пострадав­шего, поэтому профилактика его также имеет большое значение.

Причиной промышленного травматизма являются и так называемые «личные факторы», которые зависят от самого рабочего. К ним относятся неподготовленность к выполнению той или иной работы, своевременно нераспознанное заболевание, неблагоприятные факторы, вызывающие по­вышенную утомляемость, плохой сон, употребление алкоголя и т.п.

Профилактика промышленного травматизма включает правильную организацию труда, строгое соблюдение норм техники безопасности, улуч­шение качества медицинской помощи, расследование обстоятельств каж­дого несчастного случая, установление причин травматизма и принятие мер к его устранению.

Сельскохозяйственный травматизм включает травмы, получен­ные при выполнении работ, связанных с сельскохозяйственным производ­ством. Среди повреждений, получаемых в сельском хозяйстве, преобла­дают ранения, ушибы, переломы. Особенностями этого вида травматизма являются влияние метеорологических и природных факторов (жара, мо­роз и т.п.), значительное количество травм, причиненных домашними и дикими животными, насекомыми, загрязнение ран землей, что приводит к осложнениям инфекцией, в том числе и анаэробной.

К организационным причинам травматизма относятся: плохая орга­низация труда, слабая техническая грамотность рабочих, несоблюдение правил технической безопасности, использование неисправного инвен­таря, отсутствие должного технического надзора.

Большое значение имеет личный фактор: невнимательность, недис­циплинированность, работа без средств индивидуальной защиты и спе­цодежды.

К профилактическим мероприятиям относятся: правильная органи­зация труда и техники безопасности, повышение уровня технической гра­мотности, снабжение средствами индивидуальной защиты и спецодеж­дой, повышение трудовой дисциплины.

Непроизводственный травматизм также делится на уличный, бытовой, спортивный, умышленный. Выделяется травматизм и по груп­пам населения, например, детский.

Уличный травматизм включает травмы, происходящие на улицах городов и связанные с уличным движением. Уличные травмы принято разделять на травмы, причиненные транспортом и травмы связанные с не благоустройством тротуаров, улиц, дворов. Это падение пострадавших из-за неровной или скользкой поверхности мостовых и тротуаров, отсут­ствие ограждения котлованов, траншей, травма в результате падения слу­чайных предметов.

Наибольшее количество травм возникает от автомобильного транс­порта. Основными причинами этого является несоблюдение правил улич­ного движения, недостатки планировки городов, дефекты сигнализа­ции, техническая неисправность автомобиля. Частой причиной являет­ся несоблюдение пешеходами правил уличного движения, не последнюю роль играет алкогольное опьянение пешеходов и водителей транспорта.

Травмы, причиненные транспортом значительно тяжелее других видов травматизма — это чаще всего ранения, повреждения черепа, таза, позвоночника, конечностей, внутренних органов. Менее тяжелы­ми являются уличные травмы, не связанные с транспортом. Это, в ос­новном, переломы костей (плеча, предплечья, голени), ушибы и растя­жения, раны, вывихи, ожоги, инородные тела. Большой процент несча­стных случаев, связанных с падением на улицах происходит с пешехо­дами в состоянии алкогольного опьянения.

Профилактика уличного травматизма, не связанного с транспортом заключается в благоустройстве улиц, мостовых, содержании их в хорошем состоянии, достаточном освещении улиц и площадей, ограждении строи­тельных и ремонтных сооружений на улице. Все это должно осуществляться органами коммунального хозяйства. Медицинские работники должны сво­евременно информировать эти органы о неблагополучии на улицах.

Необходимо обратить внимание на транспортный травматизм, свя­занный с железнодорожными, автомобильными и речными перевоз­ками грузов и пассажиров. Этот вид травматизма отличается чрезвы­чайной тяжестью и высокой смертностью. При авариях и катастрофах обычно одновременно страдает большое количество людей, что все­гда требует срочных, иногда чрезмерных мер по организации меди­цинской помощи.

Высокий технический уровень как дорог и водных путей, так и транспортных средств, а также четкая организация движения, являются основными факторами снижения транспортного травматизма.

Бытовой травматизм включает травмы, полученные в различ­ных условиях бытовой обстановки (падение с высоты во время убор­ки квартиры, ожоги во время приготовления пищи и т.п.). Многооб­разие моментов, лежащих в основе бытового травматизма, обуслов­ливает и различную тяжесть повреждений, однако, в основном, это легкие травмы.

Особую группу бытовых травм составляют травмы, полученные в драках, бытовых эксцессах, связанных с алкогольным опьянением. К бытовым травмам относятся и укусы домашних животных.

Профилактика бытового травматизма зависит от своевременного выявления причин и должна включать улучшение условий быта, борьбу с алкоголизмом.

Спортивный травматизм обусловлен неисправностью спортивно­го инвентаря и снаряжения, плохим состоянием места занятия, неровнос­тью почвы, рыхлым, негладким льдом, неправильной организацией заня­тий, недисциплинированностью или недостаточной подготовленностью спортсменов, перетренировкой или переутомлением и т.п.

Спортивные повреждения — это, в основном, растяжения связок и мышц, ушибы, повреждения суставов (разрывы связок, менисков), по­вреждение головы, лица. Очень тяжелая травма—перелом шейного отде­ла позвоночника у ныряльщиков. Характерные повреждения имеются у каждого вида спорта. Лицо и голова чаще травмируются у конькобежцев и хоккеистов; верхние конечности у гимнастов, лыжников; нижние конечно­сти у футболистов, лыжников, хоккеистов. У футболистов, баскетболис­тов и гимнастов часто отмечаются повреждения коленного сустава.

Мероприятия по профилактике спортивного травматизма должны включать постоянный врачебный и тренерский контроль, правильную орга­низацию соревнований, хорошую тренированность спортсмена, строгий судейский контроль, проведение воспитательной работы, учет и анализ всех случаев спортивных травм.

Детский травматизм выделяется в особую группу в связи со сво­еобразием детских травм. Травмы чаще наблюдаются у мальчиков. Дет­ские травмы — это, в основном, травмы, полученные в быту. На втором месте уличные и на третьем — спортивные. Особое внимание уделяется травмам в детских учреждениях (детских садах, школах).

Причины детских травм — это, как правило, ушибы и падения, ра­нения при играх с острыми предметами, ожоги тела. Снижению детского травматизма способствуют проведение специальных занятий, бесед, ки­нофильмы, плакаты, листовки.

К группе умышленного травматизма относятся травмы, нане­сенные с целью самоубийства или симуляции и травмы, нанесенные дру­гим лицом, в том числе и при боевых действиях.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Существует единая система травматологической службы, осуще­ствляющая квалифицированное и преемственное лечение лиц, получив­ших травму.

При оказании помощи таким больным предусматривается:

Ø Оказание первой помощи на месте происшествия.

Ø Эвакуация в лечебное учреждение.

Ø Обеспечение квалифицированной хирургической помощи на трав­матологических пунктах и в травматологических отделениях больниц, поликлиник, институтов.

Оказание первой помощи на местах происшествия при производ­ственной травме осуществляется работниками санитарных постов или здравпунктов предприятий. При других видах травм первая помощь ока­зывается в порядке взаимопомощи или работниками станций скорой помощи, которые по вызову экстренно выезжают на место происше­ствия, оказывают первую помощь и перевозят пострадавшего в лечеб­ное учреждение.

В случае нетяжелых травм, если больной не нуждается в стацио­нарном лечении, окончательная хирургическая помощь оказывается на травматологических пунктах, в хирургических или травматологических кабинетах поликлиник, или на здравпунктах предприятий.

При тяжелой травме больные госпитализируются в хирургические или в специализированные травматологические отделения, где получают необходимую высококвалифицированную помощь. В сельской местнос­ти пострадавший получает помощь на фельдшерско-акушерском пункте, в участковой, районной и областной больницах.

В краях и областях с обширной, но малонаселенной территорией, с большим радиусом хирургического обслуживания и немногочислен­ными кадрами квалифицированных хирургов большое значение для обеспечения экстренной травматологической помощи имеет санитарная авиация.

Научная разработка проблем травматологии осуществляется работ­никами хирургических и травматологических отделений больниц, кли­ник, а также коллективами научно-исследовательских институтов трав­матологии и ортопедии.

К профилактике травматизма привлечены многие научные учреж­дения страны, научно-исследовательские институты охраны труда, ин­ституты гигиены и профзаболеваний, институты травматологии и орто­педии, хирургические клиники мединститутов и институтов усовершен­ствования врачей и др. Эти научные учреждения изучают причины трав­матизма, разрабатывают и осуществляют мероприятия по профилакти­ке травматизма, улучшению качества лечебной помощи травматологи­ческим больным.

Важным условием научно-обоснованной борьбы с травматизмом является правильно поставленный учет. Анализ результатов учета дает возможность своевременно принимать меры к устранению причин трав­матизма.

 

 

ГЛАВА 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: