Семинар 5 Методы научного исследования

Семинар 1 Система знаний о методологии научного исследования

Вопросы

1. Понятие методологии научных исследований

2. Содержательная и формальная методология

3. Предмет науки «Методология научных исследований»

4. Системный подход в научном исследовании

 

Тематика презентаций

1. Методология научных исследований и актуальные проблемы современности

2. Вектор направленности эволюции современной науки

3. Структура и типы познавательных способностей человека

4. Пути преодоления догматического и метафизического воззрения на мир

5. Идея научной методологии

6. Система научной методологии: от философского до междисциплинарных моментов

Литература

1. Философия науки: учебное пособие/Под ред. проф. И.А.Сафронова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006, с.48-52

2. Философский энциклопедический словарь. – М.:, 1983, с.365

3. Майданов А.С. Методология научного творчества – М.: Изд-во ЛКИ, 2008, с. 23-29

4. Основы наукоемкой экономики (Знание-Креативность-Инновации). Учебник. /Под ред.д.э.н., проф. И.А. Максимцева. – М. Изд-во «Креативная экономика», 2011, с. 16-26

5. Bastien C. L decalage entre logique at connaissance// Courrier CNRS. 2002. Octobre, N 79: Sciences cognitives.

6. Старжинский В.П., Цепкало В.В. Методология науки и инновационная деятельность.-М.:ИНФРА-М,2013

7. Гусева Е.А., Леонов В.Е. Философия и история науки: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2013

 

Семинар 2 Развитие науки в контексте философского знания

Вопросы

1. Два аспекта истории науки

2. Университетская организация науки и образования

3. Этапы формирования современной науки

4. Основные черты современной науки

5. Роль философии науки в познавательной деятельности

6. Методологические концепции К. Поппера, Т. Куна, П. Фейерабенда

7. Понятие рациональности

8. Важнейшие составляющие философских оснований научной рациональности

9.  Философские принципы

10.  Стиль мышления

11.  Способ обоснования основных положений научного исследования

12.  Понятие научной теории

13. Основные типы научных теорий

14.  Точка зрения – исходная теоретическая позиция становления знания

15.  Проблема истинности теории

16.  Критерии истины

Тематика презентаций

1. Особенности исторических этапов развития науки.

2. Основные философские концепции эволюции науки XX – XXI вв.

3. Логический позитивизм (Венский кружок) в зеркале западной философии науки.

4. Рефлексия как методология в познании.

5. Основные ценности научного сообщества (по Р.К.Мертону)

Литература

1. Труды по истории науки в России // В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1988, с. 63-82, 333-334.

2. Философский энциклопедический словарь. – М.: 1983.

3. Вызов познанию: Стратегия развития науки в современном мире/ - М.: Наука, 2004.

4. Майданов А.С. Методология научного творчества. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008.

5. О.Е. Баксанский, Е.Н. Кучер. Когнитивная философия и современные когнитивные исследования/ В сб. «Вызов познанию: стратегия развития науки в современном мире.»-М.: Наука, 2004.

6. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.

7. Основы наукоемкой экономики (Знания-Креативность-Инновации). Учебник/Под ред. д.э.н., проф. И.А. Максимцева.-М.:Издательство «Креативная экономика», 2011.

8. Комлацкий В.И., Логинов С.., Г.В. Комлацкий. Планирование и организация научных исследований: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

9. Философия науки: учебное пособие/Под ред. проф. И.А.Сафронова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006.

10. Bastien C. L decalage entre logique at connaissance// Courrier CNRS. 2002. Octobre, N 79: Sciences cognitives.

11. Morin E. Introduction a la pensee complexe. P.: ESF editeur. 1990.

12. Pascal B. Pensees. [Текст, составленный Леоном Бруншвиг (L. Brunschwicg)] P.: Garnier – Flammarion, 1976. Перевод с французского Е.Н. Князевой.

13. Гусева Е.А., Леонов В.Е. Философия и история науки: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2013

Семинар 3 Методология научного познания

Вопросы

1. В чем заключаются основные характеристики научного познания?

2. Какие основные отличия процесса научного познания?

3. В чем сущность абсолютного и относительного знания?

4. Какова природа и цель познания?

5. Какова сущность субъекта и объекта познания?

6. Что такое методология и каковы ее задачи?

7. В чем заключаются основные отличия уровней научного познания?

8. Дать характеристику теоретическому уровню познания.

9. Дать характеристику эмпирическому уровню познания.

10. Какие основные задачи решаются на эмпирическом уровне познания?

11. Какие основные формы научного познания?

12. Из чего состоит структура процесса познания?

13. Какие основные подходы к анализу экономической жизни общества?

14. В чем сущность понятия «система» и «системный подход»?

15. Какова классификация методов экономических исследований? Их характеристика.

 

Тематика презентаций

1. Философский аспект научно-технического прогресса

2. Переход к информационной экономике: проблемы и перспективы

3. Информационное обеспечение познания социально-экономических объектов

4. Применение теории графов в экономических исследованиях (на примере)

5. Системный подход в исследовании социально-экономических проблем (на примере)

6. Виртуальная реальность как философская проблема.

7. Интернет как «глобальный мозг».

8. Этические проблемы Интернета.

 

Литература

1. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. -М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. с.5-65

2. Майданов А.С. Методология научного творчества.- М.: Изд-во ЛКИ, 2008. с. 23-69.

3. Фетисова Ю. Методология разработки лабораторных экспериментов в экономике. // Экономист. – 2011. – с. 86-92.

4. Основы наукоемкой экономики (Знание-Креативность-Инновации). Учебник. /Под ред.д.э.н., проф. И.А. Максимцева. – М. Изд-во «Креативная экономика», 2011, с. 56-88.

5. Вызов познанию: Стратегия развития науки в современном мире/ - М.: Наука, 2004, с. 7-29.

6. Методология систем: вербальный подход. – М.: Изд-во «Экономика», 1999, с. 65-96.

7. Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983.

8. Йозеф А. Шумпетер. История экономического анализа. – Спб.: «Экономическая школа», 2004, т.I.

9. Макроэкономика: учебник / Общая редакция Л.С. Тарасевича. – СПб.: Питер, 2012.


 

 


Семинар 4 Методологический аспект смены парадигмы образования XXI века

Вопросы

1. Назовите основные черты нового социума.

2. Раскройте понятия интеллект, креативность.

3.Выделите основные типы креативного мышления и их особенности.

4. Чем вызван переход от модели homo economicus к модели homo creator?

5.Раскройте понятие метапредметность.

6.Назовите уровни мышления и их отличия.

7. В чем особенности новой и традиционной образовательных парадигм?

8. Приведите сравнительную характеристику педагогических приемов и методов в классической и новой парадигмах.

9.В чем сущность и значение Национальной рамки квалификаций?

10. Дайте характеристику квалификационных уровней, требующих высшего профессионального образования.

11. В чем состоит разработка отраслевых рамок квалификаций?

12.Сущность разработки и применения профессиональных стандартов.

Тематика презентаций

1.Рефлексно-креативное образование и его роль в подготовке высококвалифицированных специалистов.

2.Исследование креативности личности.

3.Диагностика креативных процессов в организации (предприятии).

4. Экономическая оценка интеллектуально-креативного капитала организации (предприятия).

5.Классификация основных типов креативного мышления группы (проанализировать и сделать выводы на примере своей учебной группы).

Литература

1.Алан Дж. Роу. Креативное мышление / Пер. с англ. Островский В.А. – М.: НТ Пресс, 2007.

2.Креативное мышление в бизнесе / Пер. с англ. – М.: Альпина бизнес Букс, 2006.

Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – М.: Изд-во «Креативная экономика», 2011.

3.Паундстоун Уильям. Как сдвинуть гору Фудзи? Подходы ведущих мировых компаний к поиску талантов / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004

4.Альтшуллер Г. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач / Генрих Альтшуллер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

5.Гогац А. Бизнес + креатив: Преодолеть невидимые барьеры /Артур Гогац, Рубен Мондехар; пер. с англ. С.С. Гуринович – Минск: Гревцов Паблишер, 2007.

6.Основы наукоемкой экономики (Знания-Креативность-Инновации). Учебник/ Под ред. д.э.н. проф. И.А. Максимцева. – М.: Издательство «Креативная экономика», 2010. – 456 с.: ил.

7.Горелов Н.А. Смена парадигмы образования: вопросы методологии/ Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - №4, 2013.

 

 

Семинар 5 Методы научного исследования

Вопросы

1. Каковы основные понятия «системы»?

2. Какие основные классификации систем вы знаете?

3. В заключается сущность понятия «модель»?

4. Что является основой разработки любой системы управления?

5. По каким признакам могут быть классифицированы методы исследования систем?

6. В чем заключается метод АКС?

7. Каковы особенности метода «мозгового штурма»?

8. Каковы особенности «сценарного метода»?

9. В чем сущность экспертных методов?

10. Какие основные характеристики систем?

11. Что такое системные объекты? Их характеристики.

12. Какие основные этапы поиска рационального решения проблем?

13. Какие работы выполняются при решении проблем?

14. Какие основные свойства и характеристики систем?

15. Какие необходимы условия для системного образования?

16. Что в себя включает структура системы?

17. Что понимается под взаимосвязью элементов системы?

 

Тематика презентаций

1. Провести анализ рабочего места в контексте системного подхода (например, рабочего-станочника, конструктора, ученого и т.п.).

2. Разработать модель системы управления малым  (средним) предприятием (любого вида деятельности).

3. Построить дерево целей управления (ВУЗом, другой организацией).

4. Провести анализ социально-экономических последствий глобализации применительно к занятости населения.

5. Разработать модель вознаграждения работника бюджетной (внебюджетной) сферы.

 

Литература

1. Основы наукоемкой экономики (Знание-Креативность-Инновации). Учебник. /Под ред.д.э.н., проф. И.А. Максимцева. – М. Изд-во «Креативная экономика», 2011, с. 56-88.

2. Орехов А.М. Методы экономических исследований: учеб. Пособие. 2-е изд. М.: ИНФРА_М, 2013.

3. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – М.: «Советское радио», 1979.

4. Ковальчук М.В., Нарайкин О.С., Яцишина Е.Б. Конвергенция наук и технологий – новый этап научно-технического развития. / Вопросы философии, №3, 2013.

5. Агацци Э. Идея общества, основанного на знаниях. / Вопросы философии, №10, 2012.

6. Едронова В.Н, Овчаров А.О. Система методов в научных исследованиях. / Экономический анализ: теория и практика, №10, 2013.

7. Едронова В.Н, Овчаров А.О. Методы, методология и логика научных исследований. / Экономический анализ: теория и практика, №9, 2013.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: