Печатные СМИ и конвергенция

В теоретической части дается характеристика процесса перехода печатных средств массовой информации в интернет; указаны причины и экономические условия конвергенции СМИ, способы функционирования прессы в условиях слияния медиарынков, технологических платформ, медиаконтента; определена перестройка структуры редакций и новые профессиональные обязанности журналиста-газетчика.

Практическая часть содержит контрольные вопросы, план семинарского занятия, задание для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы по теме.

Дидактические единицы: печатные СМИ, конвергенция, визитки, клоны, гибриды, интернет, универсализация, медиаплатформа.

На рубеже тысячелетий, в так называемые нулевые годы XXI века и настоящее время печатная журналистика России развивалась и развивается разнонаправленно. Как отмечается в монографии И.М. Дзялошинского «Медиапространство в России: Солярис пробуждается», на это в основном влияют два фактора: « изменение информационных запросов населения под влиянием интернета и мобильных устройств и непростое состояние покупательской способности граждан»[17].

Ретроспективный анализ медиаландшафта позволяет увидеть закономерность появления конвергенции в системе СМИ как процесса сближения, слияния различных по специфике основных компонентов журналистики (печать, радио, телевидение) в единое целое. Имеются в виду и организационная структура, и технология передачи взаимосвязанной информации через интернет-ресурсы. Мир медиа, то есть традиционных, доинтернетовских СМИ (те же радио, печать, телевидение), менялся достаточно медленно, обновляясь по мере технического прорыва в той или иной сфере. Например, появление холодного (компьютерного) набора вместо горячего (линотипного) в газетном пространстве, там же применение полного цветоделения. Эффектно и освежающе выглядело внедрение видеотехники на телевидении, электросвязи, охватившей все СМИ и так далее. Но уже в ХХ столетии очевидно проявлялись интеграционные процессы в СМИ. Неслучайно в теории и практике журналистики в ходу было устойчивое выражение «союз пера, микрофона и камеры». Примеров такого единения достаточно и в трансцедентальном, и федеральном, и региональном масштабах.

Так, в послевоенные годы прошлого века в СССР в райцентрах последовательно развивалась сеть местного радиовещания. Основывалась она, как правило, на базе районных и городских газет. В семидесятые годы в городе Сатка Челябинской области особый размах приобрело строительство жилья и промышленных объектов. Не остались в стороне и местные журналисты. Материалы по этим животрепещущим проблемам готовились в стенах редакции городской газеты, а затем выходили на трех каналах (выражаясь современным языком, медиаплатформах): в газете «Саткинский рабочий» (рубрика «Пусковые объекты — в срок!»), ее приложении «Саткинский рабочий» на пусковых объектах» на городском радио (передача «Вести с пусковых объектов»). Все полуфабрикаты (контенты), то есть информация в виде текста, графики и радиоматериалов производились в редакции газеты силами журналистов отдела промышленности, строительства и транспорта. Они же адаптировали тексты для приложения и радио и сами вели передачи для радиослушателей.

В 1990-е годы в издательском доме «Вечерний Челябинск» выпускались помимо главных изданий «Вечерний Челябинск» и «Челябинская неделя» приложения «Криминальная история Челябинской области» (ежеквартально форматом А-3 на 32 полосах и тиражом 50 000 экземпляров), «Во саду ли, в огороде» (параметры аналогичны вышеназванному приложению). С 1996 года «вечеркинцы» еженедельно готовили и вели теле- и радиопередачи с трансляцией на весь Южный Урал «Вечерком» и «Утренний чай “Вечернего Челябинска”». Базировалось все это в информационном агентстве редакции «Фактограф», в состав которого входили шесть журналистов. Именно их информационные сообщения ложились в основу новостийного ряда радио- и телепрограмм, а многие судебные очерки печатались в изданиях «Челябинская неделя» и в «Криминальная история Челябинской области». Более того, в 1997 году в издательском доме через газету «Вечерний Челябинск» стали публиковать целевую полосу «Реклама-регион», в производстве которой участвовали журналисты редакций ведущих изданий региона (Магнитогорска, Миасса, Троицка), а также соседнего государства Казахстана, конкретно, костанайские коллеги. Здесь налицо интеграционные процессы, проявление внешней конвергенции, поскольку часть рекламы дублировалась и в программах радио и телевидения. Нечто подобное произошло и в нулевые годы, когда свои силы объединили два ведущих СМИ Южного Урала — областная газета «Южноуральская панорама» и Челябинская государственная телерадиокомпания. В течение полугодия в еженедельном режиме они выносили на суд аудитории читателей и зрителей единый проект «Важные люди» о политической элите Челябинской области. Важно отметить, что помимо реализации специфических природных свойств каждого из средств массовой информации, журналисты умело использовали современные достижения социологии, создав активный совет экспертов. В результате проект выиграл в 2007 году Гран-при на международном фестивале журналистов в
Дагомысе.

Таким образом, корректно заявить о том, что конвергенция — это продолжение развития журналистики, ее очередная стадия, где приоритетное начало принадлежит сегменту печатных СМИ, впервые на практике применившихобъединительные механизмы, вылившиеся в конвергентные (мультимедийные) процессы. Первые интернет-версии газет стали появляться в середине — второй половине 1990-х годов. Именно тогда работники медиасферы пришли к пониманию, что новые технологические возможности будут влиять на медиапространство. Прежде всего, это касалось области передачи и хранения информации. Известно, что первой газетой, выложившей свою электронную версию в интернет, была «Учительская газета» (1995 год), позднее сайты появились у изданий «Независимая газета» (1999 год), «Комсомольская правда» и «Известия» (2001 год). Говоря о процессах интеграции, а затем и конвергенции средств массовой информации, необходимо понять ситуацию, которая сложилась в них на рубеже конца 1980-х и начала 1990-х годов. Журналистика, будучи рупором перестройки и гласности, пережила в 1985–1990 годах период расцвета.Резко взлетели тиражи газет и журналов. Подписка и розница газет «Комсомольская правда», «Аргументы и факты» выросла за 20 млн экземпляров. Миллионные тиражи были у «толстых» журналов «Новый мир», «Юность», «Знамя» и более мобильного «Огонек». Выстраивались очереди у киосков «Союзпечать» за новыми изданиями «Совершенно секретно», «Независимая газета».

От центральной прессы не отставала и региональная. Например, в 1988 году в Челябинске вышел первый номер еженедельника «Контакт», который уже через год превратился в общероссийский, распространяясь тиражом в 100 000 в 74 городах России. Журналисты пытались извлечь выгоду из той относительной свободы, что была дана им КПСС и Советами народных депутатов, некоторыми поблажками при ведении хозяйственной деятельности. Особо это проявлялось в бизнесе. Выделим два момента: выпуск коммерческих изданий и усиление рекламной мощи. Это подтверждают выход журнала «Интим» (приложение к областной молодежной газете «Комсомолец») в 1989 году и создание РИФа (рекламно-информационной фирмы) при первичной журналистской организации редакции газеты «Вечерний Челябинск» в 1990 году. В южноуральской журналистике тиражи газет были очень высокими. В последнее десятилетие уходившего тысячелетия СМИ Челябинской области вступили со следующими показателями: «Челябинский рабочий» — 340 000 экземпляров, «Вечерний Челябинск» — 130 000 экземпляров, «Магнитогорский рабочий» — 110 000 экземпляров, «Саткинский рабочий» — 25 000 экземпляров (жителей в районе — всего 97 000 человек). Кроме того, многие газеты стали исполняться в цветной обложке, менялись технологии в типографиях, уходили в небытие линотипы, появлялись первые компьютеры. Пресса, совсем недавно пережившая бум, вдруг стала резко терять тиражи. Причин несколько.

Во-первых, обнищание читательской аудитории. Экономические реформы вынудили людей считать последние копейки, им было уже не до газет и журналов. Во-вторых, неумение некоторых руководителей журналистских коллективов работать в новых условиях. В России в средствах массовой информации сильны патерналистские традиции, склонность рассчитывать на могущество властей. В начале же постсоветского периода власти бросили редакции газет на произвол стихийного рынка: стремились к свободе — действуйте. В-третьих, сами журналисты сместили акценты своей деятельности— на первый план выступили сенсации, материалы развлекательного содержания, разрушался фундамент прессы — информировать общество о значимых событиях, анализировать их, не говоря уже о воспитательной функции. Кроме того, медиапространство дробилось едва ли не каждый месяц в связи с появлением новых средств массовой информации, которые, естественно, боролись за читателя. В том числе были и бесплатные издания, миллионными тиражами поглощавшие рекламное поле. Например, общественно-политическая газета «Деловой Урал», информационно-рекламное издание «Соседи» и т. д. Усиливалось давление со стороны смежников — распространителей периодики «Роспечать» и федеральной почтовой службы России. Пользуясь своим монопольным положением, они забирали себе порой более половины всех денег, заработанных редакциями за счет подписки и реализации газет и журналов в розницу. И наконец, позиция местных властей (впрочем, и центральных, если освежить в памяти выборы президента России в 1996 году и скупку телевидения и некоторых газет олигархами типа Березовского, Потанина, Гусинского), которые в альянсе с набиравшими силу бизнесменами подчинили себе журналистское сообщество. Средства массовой информации обретали четкие черты жесткой авторитарной модели управления.

Руководители редакций вынуждены были искать пути к выживанию, сокращению расходов. В первую очередь стала изменяться вертикальная структура редакций, десятки лет верно служившая партийно-советской печати, когда штатное расписание, вполне респектабельное для газет и журналов, не менялось многие годы. Например, в областных газетах насчитывалось около десяти отделов, в каждом из которых работали по несколько сотрудников. На смену вертикальной структуре пришла плоская, вместе с которой упразднились традиционные подразделения, укрупнились вновь созданные, и резко повысилась физическая и психологическая нагрузка на исполнительское звено. Именно плоская структура стала одной из предвестниц феноменального явления, которое называется «конвергентная журналистика». Мультимедийная система, если рассматривать процесс с социально-экономической точки зрения, оказалась к месту не только в силу развития новых технологий, но и стала полезной для владельцев (учредителей) СМИ, которые всегда преследуют прежде всего коммерческий интерес, снижают затратный пресс в ущерб здоровью персонала и качеству опубликованных материалов.

Конвергентную журналистику необходимо анализировать в рамках между плюсом и минусом, где укладываются как положительные, так и отрицательные моменты, что, впрочем, неизбежно при стремительных эволюционных изменениях.

Как уже отмечалось, первыми конвергенцию испытали газетчики. Россия уникальна тем, что в конце прошлого века произошло невиданное в истории мировой журналистики падение тиражей периодических изданий. Таких потрясений не испытывало ни одно медиапространство. Тиражи газет и журналов рушились с неслыханной быстротой. Тенденция продолжается и сегодня. Вспомним тиражи упомянутых ранее изданий и сравним с нынешними показателями: «Челябинский рабочий» — тираж 7 000 экземпляров (снижение почти в 50 (!) раз), «Вечерний Челябинск» — 7 000 экземпляров (снижение в 17 раз), «Саткинский рабочий» — 4 000 экземпляров (сокращение в 6 раз), более чем в 10 раз потеряли в тиражах «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты». В Челябинской области обанкротились и перестали существовать первый независимый еженедельник «Контакт», популярная в 1980-е годы областная молодежная газета «Комсомолец» (попытки реанимировать ее в 2008 году закончились крахом), исчезло с орбиты и выходившее миллионными тиражами издание «Деловой Урал». В апреле 2013 года руководство издательского дома «Челябинский рабочий» заявило о возможном прекращении выпуска бумажной версии газеты и переходе в мир интернета с электронным вариантом издания.

Усугубило ситуацию решение в апреле 2014 года федеральной почтовой службы России увеличить в 2,5 раза тарифы на обслуживание печатной журналистики. Это сделало производство периодики занятием крайне не продуктивным и привело к очередному мощному разорению газет и журналов, особенно не относящихся к системе этатизма (государственные СМИ). Выживают, судя по всему, издательские дома, которые имеют годовой оборот не менее 300–350 млн рублей. Поэтому все актуальнее становятся вопросы реализации принципов конвергентной журналистики, выхода на рынок с пакетным контентом, что подразумевает печатную и веб-версии, наличие радио и телевидения, упаковку произведенной информации (мультимедийного материала) на мобильные устройства. Конвергентная журналистика, помимо прочего, подразумевает креативность ведения газетного дела. Этим всегда отличались прогрессивно настроенные журналисты. Чтобы поддержать основное производство (газету, журнал), руководители редакций осваивали новые направления работы. Появлялись и появляются бесплатные газеты, а, например, в издании «Комсомольская правда» выпускают фирменные диски. Еще в начале — середине
1990-х годов в издательском доме «Вечерний Челябинск», задумавшись над проблемой сбыта газетной продукции, стали устанавливать стационарные киоски, постепенно обогнав, казалось бы, вечного монополиста «Роспечать». В 2014 году в столице Южного Урала насчитывалось уже более ста киосков «Вечернего Челябинска».

На рубеже тысячелетий работники печатной журналистики окончательно поняли необходимость присутствия в интернете. Изначально попытки ограничивались наличием «визиток» открывался сайт, представлявший собой всего лишь электронную страничку с краткой информацией о газете. Поворотным моментом явилось произведение дигитализации, то есть, расширение компьютерного парка и перевод всех видов информации (текстовой, аудиовизуальной) в цифровую форму. В обиход стремительно вошли гипермедиа, те издания, которые одновременно используют различные средства доставки контента, например, оффлайновые (традиционные печатные издания) и их онлайновые газеты (в интернете). Чаще всего первыми в рунете появлялись именно онлайновые «клоны» традиционных печатных СМИ, которые были репродукциямисуществовавших подразделений журналистики, то есть к общепринятому бумажному носителю добавлялся новый, электронный. Именно подобный принцип заложен газетой «Коммерсантъ», он действовал в сети до
2007 года. Как показало время, и очень быстро, подобные шаги и привели к объединительным процессам в СМИ, только с каждым этапом на более качественном уровне. Закономерно, что в настоящее время журналистика осваивает и развивает «гибридный» способ, когда онлайновое СМИ, имеющее реальный аналог (печатный), не является его репродукцией в киберпространстве. Для таких интернет-редакций свойственна автономная информационная политика, собственная схема вещания, соответствующая выбранной медиаплатформе. Нужно иметь четкое представление, что современный медиаландшафт, в том числе печатный, будет все стремительней развиваться в сторону конвергенции, онлайна, цифрового формата. Традиционные СМИ, «исторические» газеты и журналы (СМИ, основанные порой несколько десятков, а то и сто лет назад), в любом случае будут искать возможность сохранить свои бренды. И интернет в таком случае представляет широчайшие перспективы.

Показательным в целом для российской журналистики является развитие в условиях конвергенции регионального рынка прессы в Челябинской области. По данным Управления Роскомнадзора Челябинской области (июль 2015) в регионе зарегистрированы 622 газеты и другие печатные СМИ (журналы, бюллетени и т. п.). Ежегодно в Челябинской области количество СМИ уменьшается на 30–40 единиц, при этом в 2014 году зарегистрировано более 70 новых[18]. Такая ситуация характерна для последних лет: какие-то издания закрываются из-за экономических факторов по решению учредителей, но большинство – из-за отзыва лицензии[19]. Самые динамичные изменения наблюдались в том, что касается интернета. Его проникновение в Челябинской области уже превысило 56%.

В настоящее время на региональном рынке прессы по количеству преобладают четыре группы периодических изданий: информационные издания (общественно-политические или универсальные издания региональной, районной и городской тематики); рекламные и рекламно-информационные (газеты бесплатных частных объявлений, специализированные газеты и журналы, каталоги); специальные издания и ТВ-гиды; корпоративные издания. Наиболее остро конкурируют между собой сетевые федеральные и местные издания.

СМИ Челябинской области в настоящее время вышли на новый уровень своего развития. Данные изменения связаны с развитием цифровых, сетевых технологий и процессами конвергенции. Традиционные печатные СМИ в последнее время создают сайты и стараются представить не просто дубль электронной версии бумажного издания, а полноценное самостоятельное интернет-СМИ.

Что касается анализа информационных периодических изданий Челябинской области, то лидирующие позиции по тиражам занимают информационные издания как региональные приложения сетевых федеральных изданий («Аргументы и факты — Челябинск», «Комсомольская правда — Челябинск», «Московский комсомолец — Челябинск»), так и официальные региональные издания, которые включают три группы. В первую группу официальных периодических изданий региона входят три областных издания, среди них: «Парламентская неделя» (газета Законодательного Собрания Челябинской области), общественно-политические «Челябинский рабочий» и «Южноуральская панорама». Каждое из указанных изданий имеет свой сайт в интернете.

Ко второй группе относятся городские и районные газеты:«Вечерний Челябинск»,«Ведомости органов местного самоуправления Озерского городского округа», «Горняк Бакала», «Заводская газета» (г. Аша), «Известия Собрания депутатов и администрации города Снежинска», «Наш Аргаяш», «Наша газета» (г. Снежинск), «Официальный вестник Собрания депутатов Миасского городского округа» (г. Миасс), «Среди вершин» (г. Усть-Катав).

Третья группа газет — это городские и районные газеты областного государственного учреждения «Издательский дом «Губерния», созданного по инициативе правительства Челябинской области в 2004 году. Издательский дом выступает соучредителем 40 общественно-политических городских и районных газет Челябинской области. Абсолютно все издания издательского дома «Губерния» имеют интернет-сайты и размещенные на них архивы печатных версий, а также отражают дополнительную информацию. Это способствует тому, что местная пресса обеспечивает условия для расширенной информационной открытости органов власти, участвует в обсуждении повестки дня своих территорий и участвует в выработке принимаемых решений[20].

Первые сайты газет в Челябинской области стали функционировать с начала 2000-х годов. Так, одним из первых изданий, создавших сайт в интернете, в Челябинской области можно назвать «Уфалейский рабочий», который начал выкладывать информацию в интернет в 2002 году. Уже тогда жители города могли познакомиться со свежими новостями, получить достоверную информацию о событиях, происходящих в Верхнем Уфалее. Однако в целом в Челябинской области печатные интернет-СМИ начали активно развиваться лишь после 2008 года. Например, сайт газеты «Знамя труда» стал функционировать с 2008 года, «Копейский рабочий» — с
2009 года, «Карталинская новь» — с 2011 года, «Саткинский рабочий» — с 2013 года и т. д. На 2015 год сайты имеют все газеты Челябинской области.

В целом, с конца 1990-х годов, СМИ Челябинской области делают ставку на интеграцию эфирных, полиграфических, цифровых и интернет-технологий. Развитие печатных интернет-СМИ региона прошло несколько этапов: первый — создание политематического медиаконтента с ежедневно обновляемыми новостями; второй — создание сайтов, включающих помимо медиаконтента дополнительно полноценный поисковый сервис, кликабельную сетку вещания, удобную навигацию по архивам передач; усиление содержательной модели медиаконтента, третий — создание сайтов с расширенным сервисом, высоким уровнем интерактивности и различными коммуникативными возможностями.

Как показал анализ печатных интернет-СМИ Челябинской области, сегодня данные массмедиа делятся на три группы: первая — политематические и полифункциональные интернет-СМИ, активно использующие новые цифровые технологии, создающие порталы и версии для мобильных медиа, продвигающие информацию в социальных сетях, тем самым используя все средства и возможности современной информационно-коммуникативной системы; второй вид — это электронные версии, дублирующие традиционный носитель (например, pdf-версию периодического издания, онлайн-радиовещание); третий вид — сайт-визитка с минимальным объемом медиаконтента. При этом можно выделить и четвертый вид — СМИ, которые до сих пор имеют только традиционный формат.

Особое значение в системе печатных интернет-СМИ региона занимают информационные порталы. Портал — масштабный веб-ресурс, предназначенный для удовлетворения различных информационных потребностей интернет-аудитории. Портал может служить площадкой для размещения информационных и коммуникационных интерактивных сервисов, рекламных и PR-медиатекстов, информации, представляющей
различные области общественной деятельности, мультимедийных технологий и т. д.

Вместе с тем у региональных печатных интернет-СМИ имеются проблемы с обеспечением бесперебойного функционирования сайтов и обновлением информации. Лишь у 9% редакций газет сайт работает постоянно и бесперебойно. При этом редакции игнорировали возможность продвижения их медиаконтента в социальных сетях, где также была отмечена низкая представленность газет Челябинской области[21].

Причины недостаточного использования интернет-технологийкроются в следующем:

1) доступность интернета для обычного пользователя. Более
33% населения Челябинской области не имеют доступ в интернет;

2) проблемы технического оснащения редакций современным мультимедийным оборудованием;

3) организационные проблемы, связанные с переходом на новый уровень управления деятельностью редакции и низким уровнем квалификации персонала в области интернет-технологий;

4) финансовые проблемы. В современных условиях развития медиабизнеса, тем более в сельской местности, найти средства на развитие сайта достаточно тяжело.

Отметим два момента, учитывая почти уже перманентный кризис в мировой экономике и в печатной медиаиндустрии. Во-первых, производить интернет-газету, журнал дешевле во много раз, чем СМИ на бумажном носителе. Исключаются самые дорогостоящие этапы подготовки, выпуска и реализации медиатовара: полиграфическое исполнение, транспортировка, сортировка, услуги федеральной почтовой службы. Во-вторых, интерес рекламодателей к цифровому формату. Он имеет все признаки необратимости. На рекламном рынке интернет устойчиво влияет на перераспределение спроса, обгоняя печатные СМИ по общей доходности. Онлайн-реклама приносит доходов уже больше, чем газеты и журналы, наметился серьезный отток рекламодателей из радио и телевидения. Таким образом, конвергенция — это конструктивный шаг издателей выжить в нынешних условиях, они ищут пути создания оригинального продукта с учетом запросов потребителей информации.

И все-таки, несмотря на устойчивый интерес к конвергентной журналистике, остается ряд вопросов, решать которые предстоит, если мы хотим эффективного внедрения конвергенции. Уже сегодня намечается эффект имплозии, когда на базе интернета происходит информационный взрыв. Один и тот же продукт, распространенный по разным медиаплатформам, вторгается в жизнь человека, объединяет людей, которые потом способны руководствоваться не только гуманными, но и агрессивными принципами, верованиями, мифами. Существует уже немало исследований по проблемам мультимедийной журналистики, но остается и много вопросов. Один из них — к чему же приведут объединительные процессы? Так ли все закономерно и приемлемо для разных стран, редакций внутри одного государства? Например, настоящий российский период характеризуется тем, что конвергенция доступна только крупнейшим газетам и журналам, а на уровне субъектов России и тем более муниципалитетов процесс идет туго. В наличии нет элементарного, но самого необходимого — достаточного оборота денежных средств, общедоступности интернета. Тем не менее следует внимательнее отнестись к мировому, российскому опыту развития печатных СМИ в условиях конвергенции. Важно выделить факторы, определяющие основные векторы развития конвергенции печатных СМИ и необходимые для этого условия:

– дигитализация (компьютеры, оцифровка);

– подача контента в мультимедийном режиме;

– принцип «один для многих» (однократное производство информации с последующей упаковкой по разным медиаплатформам);

– совместная информация, произведенная разными подразделениями кроссмедийной редакции;

– уровень развития интернета региона, число его пользователей;

– законодательство, непосредственно связанное с деятель-
ностью СМИ;

– состояние информационно-коммуникационных технологий и мобильной техники;

– состояние медиарынка (аудитория, конкуренция, власть и СМИ).

Относительно распространения журналистской конвергенции в России всегда нужно иметь в виду феномен муниципальной прессы, которая количественно продолжает удерживать главенство среди универсальной (общественно-политической) периодики страны. Доля такой прессы в государстве составляет 77% по наименованиям и почти 50% — по тиражу. Это парадоксальным образом уживается с ее низкими качественными показателями, нередко далекими от потенциальных возможностей. Больше половины периодики выпускаются в черно-белом варианте, чуть более одной трети печатаются с добавлением цвета, в полном цвете выходит лишь каждое пятое муниципальное универсальное издание. Интернет половиной из них практически не освоен, о чем говорит соответствующее наличие сайтов или страниц. Популярность «районок» и других печатных СМИ объясняется тем фактом, что для 52% россиян они — главный доступный источник информации.

Между тем, в США уже в 2008 году интернет обогнал периодику как самый популярный новостийный медиаресурс. И естественно, например, что и газета «The New York Times» не осталась в стороне от мировых тенденций. В начале 1996 года запущен онлайновый аналог газеты и до сих пор остается самым популярным газетным порталом США. Если тиражи газеты сокращаются, то число уникальных посетителей интернет-версии неуклонно растет, перевалив за 20 млн. Даже кризис 2008 года принципиально не повлиял на позиции компании.

Во многом успехи объясняются благодаря созданию единого конвергентного ньюсрума, когда интернет-версию связали с традиционной газетной версией и объединили редакции онлайнового и оффлайнового издания, а также отдел продаж рекламы. Веб-версия отличается мультимедийным разнообразием. К услугам пользователя предлагаются статьи и колумнистские колонки, блоги, видеоколонки, аудиослайд-шоу, подкасты. Интерактив умело используется на мобильных телефонах, включая различные комментарии к материалам сайта. В Великобритании также наблюдается снижение тиражей печатных изданий, падают объемы доходов от продажи рекламных площадей. Особенностью медиарынка стало появление большого количества СМИ. Синдром, когда «слишком много всего», связан с рождением цифровых платформ и интернета. Создание разнообразных контентных площадок вызвало у аудитории пресыщение количеством контента. Газеты не могут конкурировать с радио и телевидением, к тому же монопольно на рынке правит ВВС. Поэтому конвергенция реализуется за счет слияния печатной и интернет-версии с упором на развитие аудио- и видеоконтента на сайтах. Это доказывает продвижение интернет-направления редакцией газеты «The Gardian». Ее сайт, запущенный в
1999 году, самый популярный из всех газетных не только в Великобритании, но и за ее рубежами (более 25 млн уникальных посетителей). Основательность развития конвергентного вектора подтверждают следующие факты: в обновлении сайта guardian.co.uk вложены 19 млн фунтов стерлингов, разработкой занимались 30 человек. Сайт включает 24 тематических раздела, контентом его обеспечивают 65 человек, в основе лежит видеонаправление, инвестиции в которые составили один миллион фунтов стерлингов. Таков фундаментальный подход британских журналистов к внедрению идей мультимедийных СМИ. В «The Gardian» производством видеосюжетов занимается спецгруппа, заключен договор с агентством «Reuters» на поставку видеоматериалов. Посетители могут создавать собственные блоги, комментировать информацию, слушать аудиоподкасты. В Великобритании нередко используют любительский контент, то есть записи в блогах интернет-пользователей, в форумах, комментарии к сообщениям СМИ на их сайтах, записи на персональных страницах в соцсетях, фото-, видео- и аудиоконтенты, созданные частными пользователями. Но все же преимущество отдается оригинальному профессиональному контенту, содержанию, подготовленному силами собственных журналистов, особенно если речь идет о производстве видеоматериала. В Великобритании в ногу с крупными изданиями шагают и региональные редакции английских газет и журналов. В этом видится доминантное развитие процессов мультимедийности в Альбионе. И прежде всего в уверенном изготовлении и продвижении видеоконтента. Опыт британцев показывает, что конвергентная экспансия невозможна без широкого развития интернета, средств мобильной связи и значительных вложений в каждый из этапов кроссмедийного движения. Уникальна ситуация на газетном рынке Индии, вторым по величине в мире после китайского. С Россией он схож недостаточным развитием конвергентных СМИ (по сравнению с американскими и европейскими аналогами). Но индийский рынок, сделав значительный рывок в продажах периодики в первой половине нулевых годов, затем слегка притормозив, фиксирует наибольшее увеличение тиражей. Однако и при относительном благополучии индийские газеты обзаводятся своими сайтами.

Усиление позиции печатных СМИ не мешают росту посещаемости онлайновых ресурсов в штатах (регионах) Индии. Объясняется это увеличением числа владельцев компьютеров и развитием сетей доступа в интернет. Неслучайно, например, веб-версия газеты «Times of India» работает в режиме 24/7 (24 часа в сутки, 7 дней в неделю), чтобы поддерживать беспрерывный контакт с аудиторией путем обновления ленты; предлагает посетителям биржевые котировки, услуги по открытию блогов, доступа к архивам газеты.

В мире достаточно и вполне заслуженно сказано о японском экономическом чуде. Этим обусловливается и огромное преимущество СМИ страны восходящего солнца в развитии медиаплатформ. В частности, японцы — несомненные лидеры мобильного ресурса. Например, газета «Asahi Shimbun» предложила доставку новостей по мобильному телефону еще в 1999 году, когда подобные устройства не использовались даже для отправки SMS-сообщений. Выделим еще два фактора, «подтолкнувших» российскую печатную журналистику к поиску способов выживания:

– резкое увеличение развлекательного контента;

– уход в сторону таблоидизации практически всех СМИ страны (за редким исключением).

Это важно, поскольку киберпространство позволило газетам и журналам выйти на абсолютно новые возможности «удержания» и расширения аудитории.

Первый период освоения прессой интернета связан с 1995–1998 годами. Оно характерно экспериментами и не очень четкими представлениями о целях массового выхода в электронный мир. Так называемые «визитки» не учитывали особенностей аудитории, ее пристрастия, газеты скорее обозначали присутствие в интернете. Но это уже был путь поиска, обогащения опытом.

В 1998–2000 годах веб-версии прессы становятся полноценными каналами информации. Медиакомпании (с газетами «Комсомольская правда», «Известия», «Коммерсантъ» и другими) стали активно внедряться в рынок медиамира, онлайн-газеты перестают быть второстепенными элементами каналов информации. Но все же в большей степени они были «клонами» традиционных средств массовой информации, в лучшем случае, модификациями базовых газет или журналов.

В 2000–2002 годах процесс активно продолжался.Это время важно тем, что приоритетной становится именно веб-версия газеты. Журналистика решительно склонилась к конвергенции в противовес цифровому развитию средств массовой информации, которой грозил вытеснением старых медиа с рынка. Наоборот, они стали служить объединительными парадигмами, и на их основе возникали ньюсрумы, разрабатывались новые концепции ведения медиабизнеса. Союз вербального текста, иллюстративного ряда (в основном, фото, графика) подготовил почту для решительного перехода к мультимедийным отношениям средств массовой информации. К 2004 году они заняли ориентирующие позиции для ведущих российских газет и журналов.

Условно обозначая, именно с 2004 года и по нынешний день идет процесс медиаконвергенции, когда онлайн-версии становятся самостоятельными, определяя собственную информационную политику, медиаплатформу, схему вещания. «Гибриды» не являются репродукциями оффлайн-прототипов, на их базе развивается конвергенция, когда сливаются несколько медийных средств в мире интернета.

У многих газет выделяются три принципиальных направления, которые определяют векторы развития российских веб-каналов.

Во-первых, web-first. В этом случае предпочтение отдается сайту газеты, которая является второстепенным продуктом одного бренда. Именно перед этим выбором стояли и стоят некоторые региональные газеты России. Но этот вариант может привести к гибели бумажного носителя, его превращению в интернет-компанию. Такую дилемму, к примеру, озвучили в апреле 2013 года руководители редакции газеты «Челябинский рабочий», некогда крупнейшего и старейшего издания СССР.

Во-вторых, print-first. В данном случае периодическое издание является стратегическим предпочтением в производстве продукции, а
интернет-версия — дополнением газеты, что не исключает ее самостоятельности.

В-третьих, комбинация двух вышеобозначенных моделей, web-first + print-first. Наверное, наиболее привлекательный момент освоения медиаконвергенции, когда оффлайновская и онлайновская версии дополняют друг друга, становясь частями традиционного производителя информации.

Парадокс ситуации заключается в том, что на выбор моделей влияет наличие рекламодательного поля. По мнению аналитиков, рекламодателя больше интересуют версии смешанного и web-firstтипа, то есть не исключено, что этот фактор будет решающим и серьезно повлияет на судьбу печатных изданий в случае выбора варианта web-first.

Не менее важен и аспект таблоидизации средств массовой информации. Причем он характерен как для СМИ, пока еще не пришедших к конвергенции, так и для газет и журналов, уже осваивающих объединительные тенденции. Для традиционных медиа это стало даже своеобразной защитой перед напором интернета и, в меньшей степени, радио и телевидения.

Таблоидизация — это веяние времени. Она дополнила поиски печати в плане освоения многоцветности, перехода на европейский формат издания, использования крупных фотоиллюстраций, заголовков и подзаголовков и т. д. Показательна эволюция классически-советских газет типа «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец». Для них уже около двадцати лет характерно превращение новостей в форму развлечения, а развлечения, соответственно, выступают в качестве новостей. Практически ни один номер газет не обходится без криминальных новостей и историй о знаменитостях. В содержание изданий перманентно входят красочные презентации новостей (яркий визуальный ряд), подчеркнутое внимание к чувствам героя, широкое внедрение слухов, эмоциональный тон рассказа, обращение к недостоверным источникам информации. Это и не хорошо, и не плохо. Просто факт мировой и российской журналистики, позволивший средствам массовой информации быстрее пройти объединительные процессы, взаимно обогатив и прессу, и конвергенцию, идущую на базе газет и журналов. В одном случае таблоидизация стала спасательной соломинкой даже для «сверхкачественных» традиционных СМИ, помогая удерживать число читателей. В другом, конвергентном случае, она помогает привлечь аудиторию и удовлетворить ее потребность в развлекательных новостях.

Российский опыт конвергенции печатной журналистики гораздо скромнее, чем зарубежный. Явно это заметно на региональном, и тем более муниципальном уровнях. Более того, можно говорить об огромном разрыве мультимедийных процессов между Москвой, Санкт-Петербургом и нестоличными редакциями. Конвергенция внедряется крупными медиаобъединениями: издательскими домами («Комсомольская правда»), концернами («Вечерняя Москва»), холдингами («Коммерсантъ»). Создание единых редакций связано прежде всего с разработкой вещательных ресурсов, в частности, радиоплатформ. Уже историческим стал опыт издательского дома «Алтапресс», где поворотным был 2009 год, когда приступили к новому этапу совершенствования работы компании. Изначально издательский дом, имевший в активе 13 газет и журналов, включил в объединение два издания — деловую газету «Ваше дело» и еженедельник «Свободный курс». Вместе с радиостанцией «Серебряный дождь» и сайтом altapress.ru они и составили в Барнауле основу общей редакции. Особую роль отвели интернет-редакции, сотрудники которой готовили по большей части информацию для станции «Серебряный дождь», частично трансформированную под радиоплатформу. Взаимодействие происходит и по некоторым специальным разделам, например, по разделу «Авточас», еженедельно идущему на радио. Широко используется и кросс-промоушен, когда одно СМИ делает ссылки на материалы другого и наоборот.

В алтайском варианте медиа-конвергенции привлекателен момент организации творческого процесса, в частности, между газетчиками и работниками интернет-редакции, радийщиками и фотожурналистами. В первом случае по злободневным темам проводятся совместные планерки, где определяются обязанности онлайн-редакции и пишущих журналистов (оперативность, аналитика), чтобы затем выложить материалы на сайт. Во втором случае готовится фоторепортаж в классическом понятии аудио-слайд-шоу. В Челябинской области созданы весомые предпосылки для цивилизованного развития конвергенции не только в областном центре, но и в таких городах, как Магнитогорск, Миасс, Златоуст, Копейск. Но сайты газет «застряли» на уровне, в лучшем варианте, клонов или даже визиток. Отсутствие интерактивности сводит на нет результативность журналистского труда. Необходимо отметить низкую действенность выступлений, а именно эффективностью публикаций всегда отличались региональные медиа. Игнорирование метода финишинга, когда журналисты стремятся довести до логичного решения поднятые вопросы, во многом объясняется неумением координировать работу, отсутствием стратегического планирования.

Даже в условиях формального единства СМИ и интернет-версии можно и нужно внедрять сетевой график, который бы аккумулировал силы журналистов на освещение актуальных проблем, интересующих пользователей, с учетом специфики каждого средства массовой информации и веб-продукта. Возвращаясь к алтайскому опыту, подчеркнем, что журналисты «Алтапресс» создают так называемый goggle-календарь, куда заносят разные события, освещают их, а затем контролируют выполнение, например, обещание строителей завершить возведение школы в августе. По сути это тот же самый сетевой график, взятый на вооружение конвергентной редакцией. Признано, что успешно развивают взаимодействие между журналистами печати, интернет-версий, радио и телевидения в издательском доме «Комсомольская правда», куда входят газеты «Комсомольская правда», «Советский спорт», «Экспресс-газета», «Телепрограмма», региональные вкладки в газету «Комсомольская правда», радио и телевидение «Комсомольской правды».

Что характеризует этот издательский дом? Прежде всего, это:

– контент для разных медиаплатформ создают журналисты главной газеты «Комсомольская правда»;

– отсутствие журналистов, пишущих только для сайта;

– создание службы выпуска вместо интернет-службы с большим штатом выпускающих редакторов, дающих задание газетчикам и формирующих содержание сайта;

– радио содержательно за счет новостийного ряда и встреч с важными персонами, музыка не преобладает;

– радиопередачи делятся на утренние («Точка отсчета») и вечерние («Картина дня») эфиры;

– журналисты-газетчики задействованы на радио или телевидении, некоторые имеют свои программы, получая дополнительный гонорар.

Организация конвергенции в изданиях складывается по-разному. Но все же есть и характерные принципы, без которых не обходится ни одна редакция, например, визуальность восприятия материала потребителем. Крупные красочные иллюстрации, броский заголовочный комплекс в газетах и журналах закономерным образом находит продолжение на сайтах, но уже в качестве видеоматериалов. Трудно представить мультимедийный контент без видеоряда. Первые видеоролики в российских веб-версиях появились в 2006 году. И за прошедшее время сделан настоящий прорыв. Видеоконтент печатные издания получают несколькими способами: заключают договоры с провайдерами, производят своими силами, используют ролики потребителей информации, привлекают специалистов-профессионалов — режиссеров, операторов, монтажеров, техредакторов, фотокорреспондентов, операторов; используют средства мобильной связи. Основные и самые «ходовые» формы и жанры: видеоконференция, видеоопрос, видеокомментарий, репортаж с места события, видеоурок, видеоколонка журналиста, видеопередача и другие. Особняком стоит сетевое вещание на базе газетной редакции. Когда публика — партнер журналиста, а его главная задача — обслужить сеть. То есть на первый план выходит и задает тон потребитель информации. В некоторых редакциях введена даже должность редактора по социальным сетям. Как правило, мультимедийный продукт представлен такими традиционными инструментами, как видео, слайд-шоу, фоторепортаж, инфографика, подкастинг. Прижились и приносят свою пользу аудиослайд-шоу, видеослайд-шоу, интерактивная инфографика, интерактивная хронология, интерактивное будущее. Несколько иное отношение сложилось на сайтах российских изданий к аудиоконтенту. Опыт изданий «Российская газета», «Коммерсантъ», «Комсомольская правда» показывает, что их аудиоформат в интернете выживает с трудом, поскольку не пользуется активным спросом. Практики и эксперты считают, что аудиофайлы нужно применять в тех случаях, когда сподручнее и эффектнее передать что-то непосредственно звуком: аплодисменты, шум экзотического природного явления, эмоциональный всплеск рассказчика и т. п.). Конвергнция внесла серьезные коррективы в журналистские тексты. В связи с внедрением газет в интернет журналистские сообщения изменились и структурно, и по языку.Применение усеченной пирамиды с мгновенным раскрытием вопросов: кто?, что?, где?, когда?, почему? стало едва ли не обязательным. Вся суть — впереди, а подробности — на последующих веб-страницах. Стала меньшей образность заголовков, ушла их броскость, присущая газетам и журналам. В потоке гиперссылок читатель должен мгновенно уловить суть материала. Образность же при поиске нужного контента по одной строчке может увести в сторону. Немаловажно и то, что в заголовках используется прием недосказанности, чтобы заинтриговать потребителя и заставить его нажать на ссылку. Вводка (лид) текста также сократилась (одно-два предложения) или она вообще не применяется. Непосредственно сокращается и сам текст, он становится фрагментарным, становится беднее и суше, строится на коротких выражениях, включает в себя встроенные гиперссылки, которые мотивируют задержку внимания читателя в интернете, бекграунд в виде текста исчезает, теряет чистоту языка, сопровождается мультимедийным контентом. При всем многообразии конвергентных процессов в печатных СМИ можно выделяить следующие тенденции:

– все чаще используется контент, собранный пользователями информации. Практически все медиакомпании решительно применяют информацию из блогов, твиттеров, публикуют фотографии и видеоматериалы, собранные потребителями новостей;

– практика показывает, что это обстоятельство многими профессиональными журналистами воспринимается с трудом.И дело не только в косности сотрудников. Расширение зоны обслуживания необходимо обеспечивать и соответствующим ростом зарплаты, на что владельцы изданий идут крайне редко, видя в кроссмедийности только пути снижения издержек.

Касаясь экономики периодической печати, осваивающей конвергенцию, можно отметить ряд моментов. Прежде всего, конвергенция как процесс реорганизации СМИ требует дополнительных вложений. Как показал опрос в 20 изданиях Южного Урала, мультимедийная журналистика не развивается именно из-за отсутствия финансов. И закономерно, что фаворитами конвергенции являются крупные медиакомпании, имеющие возможность выделять средства на развитие радио (в меньшей мере) и телевидения (в большей степени), покупку оборудования, оснащение ньюсрумов. Кроме того, медиаконвергенция предлагает рекламодателям новые возможности, за счет этого растет прибыль редакций. В издательском доме «Комсомольская правда» рекламодателям предлагают медиаплатформы на сайте, в газетах, радио и телевидении. Доходность от рекламы увеличивается в среднем на 23–30% ежегодно. При этом она практически не растет в традиционной газете. К тому же, применение мультимедийной рекламы (баннеры, видео, графика, звук, анимации) — это путь к быстрому получению доходов. По мнению практиков, результативнее других в онлайновом видео является прероллреклама (pre-roll) — видеоролик на 5–7–10 секунд перед показом сюжета. Интернет-сайт — это еще и весомая возможность для пиара всех медиаресурсов компании.Имеет значение и внедрение платного контента. Пока это направление отрабатывается многими конвергентными редакциями. Чаще применяется «гибридная модель», когда используется как платный, так и бесплатный контент, и основное содержание подается бесплатно, а за премиум-контент берутся деньги. Вместе с тем, редакции постоянно экспериментируют и берут плату за свежий номер издания и доступ к архиву на сайте, внедряют специальные платные проекты, открывают интернет-магазины и т. д. Кроссмедийная журналистика, осваивая новые медиаплатформы, также находит дополнительные источники доходов. Выделяется мобильная реклама. Реклама на сотовом телефоне даже порой более эффективна, чем в интернете, так как вероятность прочтения текстовых сообщений достигает 94%, а вероятность просмотра до десяти раз больше, чем на веб-сайте. Популярность приобретают также устройства для чтения книг, портативные компьютеры. И наконец, конвергенция, конечно, эффективна, поскольку она позволяет меньшими средствами выделить больше ресурсов на подачу новостей. Достаточно вспомнить потребительскую информацию, универсальность журналистов, «рюкзачных» журналистов, заменяющих иногда целые группы.

Таким образом, выводы о развитии печатных СМИ в условиях конвегенции состоят в следующем:

- в основе процесса конвергенция СМИ находятся печатные средства массовой информации;

- печатные издания с приходом интернета и продвижением дигитализации активно осваивают объединительные тенденция, являясь брендовым компонентом мультимедийных изменений. Задача заключается в том, чтобы распространять контент по различным медиаплатформам;

- при внедрении новшеств встречается немало трудностей. И тем не менее, почти всем редакциям придется включаться в этот процесс, оценивая как положительные, так и отрицательные нюансы конвергентной журналистики. Газеты и журналы будут функционировать до той поры, пока не иссякнет сырье для бумажного носителя как гаранта качественной журналистики, пусть и на других носителях (фольга, пластмасса и т. д.);

- нужен системный подход к усвоению новых реалий, используя газетный бренд в качестве стартового капитала и дальнейшего прогресса. Конвергентная редакция как новая бизнес-модель медиа способна добиться главного: довести до аудитории информацию, используя все средства коммуникации — печать, радио, телевидение, интернет, мобильную связь. Процесс конвергенции печатных СМИ продолжается, его будущее напрямую зависит от развития новых информационных технологий.










Контрольные вопросы

1. Назовите основные этапы вхождения газет и журналов в
интернет.

2. Объясните причины перехода традиционных печатных СМИ в цифровой формат.

3. Опишите, почему вертикальную структуру редакций сменила плоская структура.

4. Рассмотрите, для чего конвергентным СМИ нужен сетевой график (google-календарь).

5. Объясните своеобразие конвергенции печатных СМИ в регионах России.

6. Расскажите об этапах развития веб-версий газет в России.

 


План семинарского занятия

« Печатные СМИ и конвергенция »

1. Причины и условия перехода традиционных печатных СМИ в интернет.

2. Специфика конвергентного процесса печатной журналистики в России и за рубежом.

3. Региональная пресса в условиях конвергенции.

4.  Характеристика процесса смены структуры редакций

5. Основные этапы развития веб-версий газет в России.

6. Экономические эффекты от конвергентных процессов в
печатных СМИ.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: