Универсализация журналистской деятельности в конвергентных условиях

В теоретической части даются понятия «конвергентная редакция» и «универсальный журналист», описываются основные виды мультимедийных ньюсрумов, рассматриваются новые журналистские роли в условиях конвергенции, личностные и профессиональные качества универсального журналиста, определяются требования к работе универсального журналиста.

Практическая часть содержит контрольные вопросы, план семинарского занятия, задание для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы по теме.

Дидактические единицы: конвергентная редакция, универсальный журналист, мультимедийный ньюсрум, новые журналистские роли, личностные и профессиональные качества универсального журналиста.

Средства массовой информации, вливающиеся в мультимедийный процесс, трансформируются в особую структуру для интегрированной работы в медиапространстве.

Появились мультимедийные или, как их называют, конвергентные редакции — редакции, в которых содержание по видам СМИ распределяется централизованно и в которых отдельные редакции конкретных видов СМИ не столь автономны, как в обычных холдинговых структурах. Конвергентные редакции возникают в разных частях мира, в разных по величине редакциях и на базе разных СМИ — газет, радио, телевидения. Увеличивается и количество мультимедийных сред для таких СМИ. Теперь мультимедийный контент (видео, аудио, фото, комментированное фото, инфографика) стал доступен не только через интернет, но и через мобильный телефон[81].

Специфике деятельности и качественным характеристикам различных конвергентных редакций посвящены работы Е.Л. Вартановой, А.Г. Качкаевой, С.Д. Балмаевой, М.М. Лукиной, Д. Рендалла, С. Куинна, И.В. Кирия и других исследователей.

Конвергентная редакцияэто производственно-творческая структура, производящая медиапродукт для нескольких видов СМИ, часто входящих в состав одного медиаобъединения (интернет, радио, телевидение, печатные СМИ), в котором осуществляется обмен информацией, анонсами, ссылками на материалы, рекламными площадями.

Существенным фактором, определяющим развитие конвергентной редакции, помимо всеобщности функций, обеспечивающих координацию и взаимодействие средств массовой информации на современном этапе, являются технологии, дающие возможность один раз издать (создать) информацию и распространить ее различными способами — через газеты, сетевые порталы, мобильные телефоны, телевидение и радио. Такие технологии заложены в широкодиапазонных соединениях: на макроуровне — это канал распространения цифрового контента, на микроуровне — это оборудование для цифровой журналистики, получившее название «мультимедийные ньюсрумы», которые позволяют медиакомпаниям преобразовываться в информационные центры, становиться «двигателями»
новостей[82].

Мультимедийные ньюсрумы представляют собой производственные площади открытого типа, когда руководители и сотрудники работают у всех на виду в тесном кругу и всегда доступны; здесь рационально расположены комфортабельные рабочие места; в соответствии с концепцией открытого пространства оборудованы залы для совещаний и производственных летучек; организованы радары — зоны производства новостей для нескольких медиа, теле- и радиостудии.

В зависимости от финансовых и технологических возможностей, а также степени готовности журналистского коллектива к кросс-медийной работе среди мультимедийных ньюсрумов выделяют –90, –180, –270, –360-градусные мультимедийные интеграции.

Проекты 90-градусных ньюсрумов характеризуются тем, что в них журналисты печатных изданий, телевидения или радиовещания должны подготовить не только привычный для себя объективный и достоверный материал, но и его интернет-версию (набросок) для 24-часового новостного цикла с последующей полноценной публикацией на следующий день.

Работа в мультимедийном ньюсруме 180-градусной интеграции предполагает наличие не менее двух СМИ и создание как интегрированных новостных пакетов, так и различных по содержанию, когда помимо текстов пакеты включают в себя ссылки на другие базы данных, видеоклипы, опросы и другое.

Мультимедийный ньюсрум 270-градусной интеграции увеличивает количество объединенных СМИ. Примером этому может служить мультимедийный центр «News Center» в Тампе (Флорида, США). За это время его мультимедийная операция интегрировала в себя в дополнение к телевидению, газете и интернету еще и радио.

360-градусный мультимедийный ньюсрум — это наиболее законченный вариант конвергентных редакций, на создание которых направлены сегодня мультимедийные усилия мировых информационных компаний. Такие ньюсрумы, имеющие мультимедийный персонал и производящие полноценный мультимедийный продукт, находятся еще в стадии организации, однако распространение широкодиапазонных соединений, позволяющих без проблем просматривать видеосюжеты с интернет-сайтов, делает их появление в ближайшем будущем реальным.

По мере перехода от традиционной редакции к мультимедийному ньюсруму существенно меняются требования к организации работы редакционного коллектива. Эти изменения описываются в статье П. Бредшоу «СМИ XXI века»[83].

Автор указывает, что онлайновое СМИ оперирует в своей работе двумя взаимодополняющими и взаимопротиворечащими факторами: скоростью и качеством[84]. Новые технологии позволяют распространять новости быстрее, чем прежние средства коммуникации — радио и телевидение. Одновременно в интернете неограничены пространство и время, природа гипертекста[85], возможность увязывать все СМИ воедино увеличивают их потенциал для более качественного, широкого и глубокого описания реальности.

При таком взаимодействии скорости и качества онлайновых СМИ суть работы конвергентной редакции заключается в том, чтобы создавать контент для всех видов СМИ и управлять этим информационным потоком из единого центра. Это не означает, что издатели отказываются от какого-то своего продукта и полностью переходят работать в интернет. Имеется в виду объединение различных информационных каналов в единой творческой конвергентной редакции, в которой достигается максимальная синергия всех СМИ. Перестройка редакции из традиционной в конвергентную ведет за собой изменение принципов планирования и продвижения материалов; изменение цикла производства материалов и их публикации; производство как отдельных фото-, видео-, аудио-, инфографики, текстовых и других сообщений, так и собранных мультимедиа материалов; кросс-продвижение; использование новых источников мультимедийной информации; внедрение новых бизнес-моделей, сервисов, услуг, форматов прямой рекламы и другие изменения[86].

В этом случае появляются новые журналистские роли.

В зависимости от ключевых источников информации современных СМИ — открытых в интернете, редакционных и личных баз данных, социальных сетей и лент новостей информационных агентств — выделяются следующие новые роли журналистов в конвергентной редакции:

– редактор-агрегатор, усилия которого направлены на сбор информации (агрегацию), отбор полезного и релевантного материала (фильтрацию), публикацию (на сайте, в печатном издании, социальных закладках и блогах);

– мобильный журналист, способный находить события за пределами интернета;

– журналист-аналитик, умеющий работать с базами данных и таблицами, выявлять закономерности, обрабатывать статистику;

– мультимедиапродюсер, отвечающий за весь информационный комплекс;

– редактор-эксперт как навигатор отраслевой специализации;

– редактор сообщества в интернете, чья роль заключается в том, чтобы формировать сообщества, помогать начинать и поддерживать дискуссию, отвечать на вопросы, объяснять, помогать пользователям в отдельных проектах, поощрять конструктивную активность[87].

При этом журналист должен создавать контент в том формате, в котором он работает наиболее профессионально и который максимально подходит для освещения конкретного информационного повода. К примеру, на сайте может быть размещена информация в сопровождении видео- или аудиосюжета, а на страницах газеты — статья с анализом и комментариями экспертов. Региональные медиацентры в России и в странах СНГ в полной мере не обладают таким техническим оснащением, как мультимедийные ньюсрумы федеральных или зарубежных СМИ, но их функционирование в условиях конвергенции также привело к определенным изменениям в профессиональной деятельности региональных журналистов.

Журналисты сайта 74.ru освоили формат радиовещания и телевидения. Корреспондент + верстальщик + фотограф + оператор + монтажер — все стадии производственного процесса в медиацентре способен выполнить журналист, создающий тексты. Такое использование различных типов представления информации на одной площадке является еще одной важной характеристикой деятельности конвергентной редакции.

С возникновением конвергентных редакций в журналистике сформировалось понятие универсального журналиста[88]. Основное отличие такого журналиста от традиционного в том, что он должен определить оптимальный для конкретной новости формат и уметь создать в нем свой материал. В частности, ему нужно владеть техникой интервью, уметь подбирать факты и данные, пользоваться видеокамерой, диктофоном, обрабатывать видео-, аудио- и фотоматериалы, иметь навыки графического дизайна, уметь писать тексты (для газеты, радио, телевидения, интернета)[89].

«Если ранее журналист — это сотрудник редакции СМИ, участвующий в редакционном разделении труда, то сейчас это может быть фрилансер, мыслящий релевантно интересам целевой аудитории, способный отбирать, селектировать ценную для своей аудитории информацию. Профессиональный журналист теперь — модератор общественного интереса, агрегатор потенциального внимания, провайдер нужного контента, диспетчер общественного доверия»[90].

В работах Я.Н. Засурского, посвященных проблемам журналистского образования в современном информационном обществе, также подчеркивается: «Сегодня журналист обладает цифровыми технологиями, позволяющими одновременно работать для газеты, радио, телевидения, интернета, мобильной журналистики. Это универсализация журналистской профессии, которая базируется на конвергенции информационного процесса, где визуальное начало соединяется с началом слуховым и текстовым…»[91].

Таким образом, современный журналист должен владеть следующими компетенциями, необходимыми для конвергентного процесса:

– знание информационных потребностей своей аудитории;

– понимание системы ценностей целевой аудитории: фигуры — «маяки», референтные группы, язык, стилевые предпочтения; причастность к определенным сообществам; понимание важности сетевого сообщества для медиакомпаний и одиночных производителей интернет-контента;

– умение собирать информацию с помощью сетевых сообществ и иметь навык работы с медиатекстами в интернете;

– умение правильно отвечать на вопросы ситуативных задач, возникающих в системе сетевого общения, а также обладание навыками работы в совместных редакторских средах для рассылки, редактирования и поддержки контента (информации); умение использовать рабочие ссылки, писать совместные с поисковиками заголовки, пользоваться и управлять семантическими указателями и/или категориями в системе медиатекста, работать в различных системах управления (Joomla, Wordpress, Drupal), JavaScript (язык сценариев) и т. д.

Кроме того, базовым умением для журналистов должен быть навык съемок, записи и редактирования фото-, видео-, радиоматериалов.Таким образом, универсальный журналист — это определенный тип специалиста СМИ, способный к созданию медиапродукта в условиях конвергенции, понимающий информационные потребности и системы ценностей целевой аудитории; имеющий навык работы со всеми видами текста; владеющий современной медиатехникой и цифровыми мобильными технологиями, позволяющими одновременно работать для печатных и интернет-СМИ, телевидения и радиовещания.

К этим конкретным умениям и качествам, которыми должны обладать конвергентные журналисты, предъявляется ряд общих требований, которые необходимы журналисту-газетчику, журналисту-телевизионщику, журналисту-радийщику и интернет-журналисту. К ним относятся следующие требования:

– умение находить и излагать факты;

– всегда иметь больше информации, чем отражено в материале;

– показывать разные точки зрения;

– содержание журналистских материалов должно напрямую затрагивать интересы общества и читателей в целом и каждого человека в отдельности;

– каждая деталь, каждое слово в материалах всех СМИ должны быть абсолютно понятны;

– журналистские материалы должны быть интересны от начала и до конца.

В условиях конвергенции такие подходы усиливают гуманитарную настроенность профессиональных и личностных качеств журналиста.

Руководитель научно-исследовательской организации, известной как Анненбергская школа коммуникаций (г. Вашингтон), журналист и писатель Р. Суро, наблюдая, насколько современные технологии изменили журналистскую деятельность, отмечает: «Учить студентов нужно ценностям. Выработать у них представление о том, в чем заключается социальная роль журналиста, чем журнализм отличается от других источников информации. Из студентов нужно делать экспериментаторов, людей гибких и открытых для инноваций, быстро ориентирующихся, быстро приспосабливающихся. Людей, которые будут способны избегать формульного мышления»[92].

Результат журналистского образования как части профессионального образования — это приобретенная индивидом в ходе обучения способность к выполнению функциональных обязанностей журналиста, уровень мастерства и искусности в процессе сбора, переработки и распространения социально значимой информации, то есть профессионализм. Составляющими профессионализма являются функциональная грамотность, профессиональная квалификация, профессиональная компетентность и культура личности.

Функционально грамотным можно считать журналиста, который способен в ходе применения теоретических и эмпирических методов получения информации стать обладателем социально значимых знаний, используя при этом необходимый инструмент (например, диктофон)[93].

Профессиональная квалификация — это уровень журналиста, работающего на телевидении, радиовещании, в печатных и интернет-СМИ, то есть журналиста, способного работать в условиях конвергентной мультимедийной среды, готовить материалы, которые могут быть использованы для передачи по различным каналам информации[94]. Таким образом, универсальный журналист — это определенный тип специалиста СМИ, способный к созданию медиапродукта в условиях конвергенции, понимающий информационные потребности и системы ценностей целевой аудитории; имеющий навык работы со всеми видами текста; владеющий современной медиатехникой и цифровыми мобильными технологиями, позволяющими одновременно работать для печатных и интернет-СМИ, телевидения и радиовещания.

Профессиональная компетентность универсального журналиста является универсальным понятием, вбирающим в себя научные знания, профессиональные, ремесленные навыки, самостоятельность, умение адекватно оценивать себя и результаты своего труда, сформированность культурно-нравственных ценностей. Следовательно, она включает в себя практическую компетентность (уровень знаний и технологий, который обеспечивает профессиональный рост журналиста — освещение проблемных тем, ситуаций, например), социальную компетентность (способность брать на себя ответственность и принимать решения), психологическую компетентность (осознание культуры эмоциональной восприимчивости), информационную компетентность (владение новыми информационными технологиями), коммуникативную компетентность (высокий уровень культуры речи, знание иностранных языков), экологическую компетентность (экологическая ответственность за профессиональную деятельность), валеологическую компетентность (знания и умения в области сохранения здоровья и здорового образа жизни); масштабность аналитического и ассоциативного мышления, креативность принимаемых творческих решений, оригинальность идей, форм и средств воплощения, мастерское владение языком, основами смежных профессий[95].

Различные уровни профессиональной компетентности формируют культуру личности универсального журналиста, которая помимо вышеобозначенного включает в себя такие социально-психологические элементы, как ответственность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, умение доводить начатое дело до конца, высокая работоспособность и умение быстро адаптироваться в новом коллективе, независимость в суждениях, стремление к совершенствованию, трудолюбие. Безусловно важным является отношение будущего медиаспециалиста к журналистике и к себе как журналисту; усвоение традиций, норм и правил профессионального поведения; таких базовых ценностей профессии, как журналистская этика, авторское право и т. д.

Таким образом, помимо готовности к созданию медиапродукта в условиях конвергенции, умения понимать информационные потребности и системные ценности целевой аудитории; наличия навыков работы со всеми видами текста; владения современной медиатехникой и цифровыми мобильными технологиями универсального журналиста должны отличать глубокие гуманитарные знания, осознание особой роли СМИ в современном мире; понимание специфики деятельности различных видов СМИ; компетентность во всех аспектах профессиональной деятельности; развитая профессиональная рефлексия; высокий культурный уровень; способность к самообразованию и самоусовершенствованию; степень личной социальной и профессиональной ответственности — то есть все то, что во все времена составляет суть профессии под названием
«журналистика».

 



Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «универсальный журналист».

2. Объясните, в каком случае подразделение СМИ называется «конвергентной» редакцией и какие виды творческой деятельности в ней осуществляются.

3. Охарактеризуйте различные типы мультимедийных ньюсрумов.

4. Рассмотрите новые роли журналистов, работающих в конвергентной редакции.

5. Назовите главные профессионально-личностные качества универсального журналиста.

План семинарского занятия

« Специфика профессиональной деятельности универсального журналиста в конвергентной редакции»

1. Конвергентная редакция как творческое подразделение универсальной журналистики.

1.1. Технико-технологическая специфика мультимедийных ньюсрумов.

1.2. Виды творческой деятельности в конвергентной редакции.

1.3. Новые журналистские роли в конвергентной редакции.

2. Универсальный журналист — профессия, востребованная временем.

2.1. Профессионально-личностные качества универсального журналиста.

2.2. Практические профессиональные компетенции, навыки и умения универсального журналиста.

2.3. Особенности работы универсального журналиста в различных видах СМИ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: