Технологические платформы универсальной журналистики

В теоретической части дается характеристика технологических платформ универсальной журналистики в интернете: текста, видео, аудио, фото, графики, инфографики, анимации; описываются их специфические свойства и функции.

Практическая часть содержит контрольные вопросы, план семинарского занятия, задание для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы по теме.

Дидактические единицы: универсальная журналистика, технологическая платформа, текст, видео, аудио, графика, инфографика, анимация.

В универсальной журналистике в процессе создания конвергентного медиапродукта все более значимыми становятся технологические аспекты. Под универсальной журналистикой понимается особый вид профессиональной деятельности по производству системы журналистских материалов, созданных в условиях слияния ранее разобщенных СМИ и предназначенных для передачи по различным каналам связи (телевидение, радиовещание, печатные, мобильные и интернет-издания), объединенных на интегрированном медиарынке сетевым обслуживанием, программными продуктами и мультимедийными услугами.

Такие материалы производятся с использованием различных знаковых систем: текста, видео, аудио, фото, графики, инфографики, анимации. Особенность их применения заключается в возможности сочетания нескольких систем в одном журналистском произведении, соединении в нем различных выразительных средств, от чего материал становится сложным синтетичным медиапродуктом. Учитывая, что каждая знаковая система обладает специфическими функциями и характеризуется определенным набором средств, методов, инструментов для создания, хранения, передачи информации, в процессе создания журналистского материала она выступает, прежде всего, как технологическая платформа. Таким образом, текст, видео, аудио, фото, графика, инфографика, анимация в интернете являются технологическими платформами универсальной журналистики.

Произведения, созданные с использованием различных технологических платформ называются мультимедийными. Мультимедиа (англ. мultimedia, лат. мultum — много и media — средоточие; средства) — электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и прочие)[96]. Именно мультимедийность является характерным признаком материалов универсальной журналистики.

Размещение мультимедийных материалов в интернете предполагает появление у них таких свойств, как гипертекстуальность и интерактивность. Термин «гипертекст» ввел в обиход американский социолог, философ и изобретатель в области информационных технологий Тед Нельсон еще в 1963 году для обозначения текста, ветвящегося или выполняющего действия по запросу. Наглядным примером гипертекста являются веб-страницы — документы HTML в интернете.Гипертекст характеризуется разнообразием систем передачи сведений (предъявление информации возможно не только при помощи традиционной знаковой системы, но и с использованием звука, видео, фотоиллюстраций и т. п.) и, как следствие, неоднородностью (гипертекст состоит из ряда разнородных элементов). Наличие ссылок предполагает незаконченность, потенциальную бесконечность гипертекста.

Интерактивность как свойство материалов универсальной журналистики означает возможность аудитории взаимодействовать с автором и друг с другом, определять порядок и количество просмотра элементов произведения.

Мультимедийность,гипертекстуальность и интерактивность как специфические свойства журналистских материалов оказывают серьезное влияние на эволюцию современной системы журналистских жанров. Под их воздействием в универсальной журналистике, с одной стороны, происходит трансформация традиционных жанроформирующих признаков, таких, как предмет отображения, целевая авторская установка и методы преобразования реальной действительности в информационный продукт; с другой, — формируется особая жанровая система, в которой технологический фактор определяет градацию жанров в зависимости от принадлежности материала к основной технологической платформе интернета.

Для описания технологических платформ универсальной журналистики разработана специальная таблица, в которой определены следующие параметры:

– общая характеристика;

– функции в мультимедийном материале;

– жанры, функционирующие на данной платформе;

– программы и сервисы для работы.

Эти параметры позволяют рассмотреть технологические платформы универсальной журналистики наиболее полно и всесторонне.

В графе «общая характеристика» описываются содержание, основные свойства и специфические особенности различных знаковых систем, позволяющие им выступать в качестве технологических платформ. При определении функций платформ проявляется их предназначение в мультимедийном материале, реализующееся в выполнении конкретных задач. Все это позволило выделить жанры универсальной журналистики, характерные для каждой технологической платформы и обозначить соответствующие инструменты, в качестве которых выступают программы и сервисы для создания и редактирования текста, видео-, аудио-, фотоматериалов, графики, инфографики, анимации. Учитывая стремительное развитие технологий, представленные инструменты являются актуальными на момент подготовки учебника, но, безусловно, с течением времени будут появляться новые программы и сервисы.

Таким образом, описание технологических платформ универсальной журналистики, основанное на характеристике их содержания, специфических свойств, выполняемых ими функций, а также медиапродуктов, создаваемых при помощи цифровых программ и сервисов, позволяет систематизировать разные технологические платформы интернета в качестве основы такого особого вида профессиональной деятельности по производству конвергентных журналистских материалов для передачи по различным каналам связи, каковой является универсальная журналистика. Эта систематизация отображается в таблице 2.1 по технологическим платформам универсальной журналистики, разработанной автором.

 


Описание   Платформа
Таблица 2.1 — Технологические платформы универсальной журналистики
Общая характеристика

Функции в мультимедийном материале Жанры, функционирующие на данной платформе Примеры программ и сервисов для работы на платформе
Текст Журналистский текст в интернете отличается, прежде всего, тем, что он состоит не только из привычной знаковой системы, но в него могут быть включены фото-, видео-, аудиоэлементы, графика, инфографика, которые воспринимаются как компоненты целого текста. Наличие гиперссылок позволяет считать такой текст многоуровневым, нелинейным. Текст синтетичен, разнороден и в то же время является семантически целостным образованием, позволяющим воспринимать его как единый информационный продукт. Передача информации при помощи знаковой системы. В мультимедийном материале текст может связывать различные элементы, выступать как пояснение и комментарий. Он также может быть основной платформой. Мультимедийные: заметка, репортаж, статья (история), интервью (беседа). Microsoft Word, OpenOffice.org Writer — текстовые редакторы. Adobe PageMaker, Adobe In Design — программы компьютерной верстки. Notegraphy.com — выделение фрагмента текста, создание яркого объявления. Scribd.com и Slideshare.net — предоставляют возможность встроить текстовый документ в свой материал. Readability.io — сервис для проверки читаемости текста, позволяющий оценить его сложность и определить соответствующий уровень аудитории. Typograf.ru — сервис для подготовки текстов к публикации в интернете, позволяющий проверить орфографию, исправить ошибки ввода, правильно расставить кавычки, пробелы, переносы.
Видео Видеозапись — электронная технология записи визуальной информации, представленной в форме видеосигнала или цифрового потока видеоданных, на физический носитель с целью сохранения этой информации и возможности последующего ее воспроизведения и отображения на устройстве вывода (монитора, экрана или дисплея)[97].
Продолжение таблицы 2.1

 
Передача аудиовизуальной информации. Видеозапись позволяет повысить достоверность и убедительность произведения, вносит динамику в повествование, создает эффект присутствия — видны панорама места, пейзаж, детали, эмоции и мимика героев. В мультимедийном материале видеозапись может быть представлена фрагментарно или целиком.

Используются как профессиональные записи, так и видео с места события от пользователей.

Видеоматериалы могут быть основой мультимедийного произведения или выступать в качестве дополнительного элемента.

Видеоиллюстрация, видеосюжет, видеокомментарий, видеоколонка, мультимедийное ток-шоу, потоковое видео, мультискрипт. Adobe Premiere, Windows Movie Maker — видеоредакторы. YouTube Video Editor — онлайн-видеоредактор. Ustream.com и Qik.com — организация онлайн-видеотрансляций без использования специального телевизионного оборудования. Life2film.com, Magisto.com — монтаж видеозаписи. YouTube, RuTube — видеохостинги.  
Аудио Аудиозапись — процесс фиксации звуковой информации с целью ее сохранения и воспроизведения. В настоящее время преимущественно используется цифровой аудиоформат. Передача информации посредством звука. Аудиозапись вносит разнообразие в мультимедийный материал. Необходима при передаче важных заявлений, помогает избежать двусмысленности в цитатах. Использование звуков, интершума позволяет создать эффект присутствия. Аудиозапись может быть дана фрагментарно или полностью.
Продолжение таблицы 2.1
Используются как профессиональные, так и пользовательские записи. Аудиозаписи могут стать основой мультимедийного произведения или одним из его элементов.

Аудиоиллюстрация, аудиосюжет, аудиоверсия, подкаст, аудиослайд-шоу. Sound Forge, Audacity — звуковые редакторы. Noise.podst.ru, Soundbible.com — шумотеки. Soundcloud — онлайн-сервис для публикации аудио в интернете. SoundSlides — сервис для создания аудиослайд-шоу.  
Фото Фотография — технология получения изображения предметов на светочувствительных материалах с помощью специального оптического аппарата. В современной журналистике предпочтение, преимущественно, отдается цифровой фотографии. Передача визуальной информации при помощи фотоиллюстрации. В мультимедийном материале обычно используется не одно-два фото, а серия снимков, имеющих единый сюжет, которая способна передать детали происходящего, выразить авторское отношение к описываемому, подтвердить присутствие автора на месте события. Статичная фотоиллюстрация, интерактивное фото, фоторепортаж, фотогалерея, фотолента, скриншот, панорамное фото, слайд-шоу. AdobeLightroom, AdobePho-toshop, GIMP — программы для обработки фотоснимков. Pixlr.com, Fotor.com — онлайн-фотогредакторы. Dermandar.com, Photosynth.net. — создание 3D-панорамы. PhotoFrame, Aviary.com — приложения для обработки фото и создания коллажей. Thinglink.com — сервис для создания интерактивных фотографий. PicPick.org, Joxi.ru — сервисы для снимка экрана.
Графика Разновидность визуального материала, основанного на искусстве рисунка, обладающего собственными выразительными средствами и выразительными возможностями[98].
Продолжение таблицы 2.1
Графика может быть статичной, динамичной и интерактивной, то есть содержать текстовые, аудиовизуальные и фотометки.

Передача визуальной информации при помощи иллюстрации. В мультимедийном материале, в основном, используется как один из элементов. В ряде случаев графика может являться основной платформой материала. Статичная иллюстрация, динамичная графика, карикатура, комиксы. Thinglink.com — интерактивные изображения. MakeBeliefsComix — сервис для создания комиксов. Google SketchUp — программа 3D-моделирования.  
Инфографика Представление информации в визуальной форме. Выступает в качестве медиаплатформы и самостоятельного журналистского жанра, основанного на синтезе графики и текста. Оперативное и понятное представление информации при помощи графики. Инфографика позволяет увидеть соотношение изучаемых объектов, их динамику. Инфографика эффективна для представления массива статистических данных, показа события, длящегося во времени и пространстве. Инфографика может выполнять роль иллюстрации, но может выступать и в качестве самостоятельного произведения. Жанровые разновидности инфографики[99]: статичная, простая динамичная, оперативная 3D-реконструкция, сложная статичная схема, сложная динамическая схема, flash-заметка.   Adobe Illustrator, Adobe After Effects, Adobe Photoshop — программы, в функции которых входит самостоятельно создание инфографики автором. Infogr.am, Piktochart — сервисы для создания инфографики. Google Maps, OpenStreetMap.org — карты. Timeline JS — сервис для создания тайм-линий. Wordle.net, Tagxedo.com — облака тегов.
Анимация Технология для создания движущегося изображения. Наиболее популярная форма — мультипликация. Также анимация бывает кукольная, силуэтная, коллажная, компьютерная и лазерная.
Окончание таблицы 2.1
В журналистике обычно используется Flash-анимация и формат Gif. Изображение в Gif-формате может быть выполнено только в стандартной палитре из 256 цветов, количество кадров — около 5, смена кадров обычно резкая. Flash-анимация позволяет создать плавное движение, изображения более четкие. Ролики могут включать фотографии, векторные рисунки, видео, звук.

Привлечение внимания аудитории. В ряде случаев позволяет наглядно демонстрировать ситуацию, иллюстрировать процесс, который уже невозможно представить в качестве видеосюжета. Анимационный ролик, анимированная иллюстрация. Adobe Flash CS5 Professional, Easy GIF Animator, WebAnimator — программы для создания анимации. Для создания анимированных элементов в мультимедийном материале может быть полезно приложение Vhoto, которое создает фотогалереи и коллекции Gif-анимаций из снятых на мобильный телефон видео, а также сервис GoAnimate.com.


Итак, первой в данной таблице по порядку и по значению описана технологическая платформа «текст», которая характеризуется тем, что в ее основе лежит печатное журналистское произведение. На данной платформе функционируют такие жанры, как мультимедийная заметка, мультимедийный репортаж, мультимедийная статья (история), мультимедийное интервью.

Для работы на текстовой платформе разработаны специальные программы и сервисы: «Microsoft Word», «OpenOffice.org Writer» (текстовые редакторы), «Adobe PageMaker», «Adobe In Design» (программы компьютерной верстки), Notegraphy.com (выделение фрагмента текста, создание яркого объявления), Scribd.com и Slideshare.net (предоставляют возможность встроить текстовый документ в свой материал), Readability.io (сервис для проверки читаемости текста), Typograf.ru (сервис для подготовки текстов к публикации в интернете).

Как знаковая система технологическая платформа «текст» включает себя также фото-, видео-, аудиоэлементы, графику, инфографику. Основная функция текстовой платформы — ее способность выступать в качестве основы материала или выполнять функции пояснения, комментария, связки различных мультимедийных элементов. Текстовая платформа — это синтетичное, гипертекстуальное, но при этом семантически целостное образование, позволяющее воспринимать текст как единый информационный продукт.

Следующая технологическая платформа — «видео» основана на электронной технологии записи визуальной информации на физический носитель с целью сохранения этой информации и возможности последующего ее воспроизведения и отображения на мониторе, экране или дисплее. На основе данной платформы функционируют следующие жанры: видеоиллюстрация, видеосюжет, видеокомментарий, видеоколонка, мультимедийное ток-шоу, потоковое видео, мультискрипт.

Для работы с видеозаписями существует множество программ и сервисов, например, «Adobe Premiere», «Windows Movie Maker» (видеоредакторы), Life2film.com, Magisto.com (монтаж видеозаписи), «YouTube Video Editor» (онлайн-видеоредактор), Ustream.com и Qik.com. (организация онлайн-видеотрансляций), «YouTube», «RuTube» (видеохостинги).

Ведущей функцией видеоплатформы является передача аудиовизуальной информации с целью повышения уровня достоверности материала, усиления динамики повествования, создания «эффекта присутствия». Видеозапись может быть основой мультимедийного произведения или выступать в качестве дополнительного элемента. Допускается использование как профессиональных, так и пользовательских видеозаписей.

Одна из самых популярных и востребованных технологических платформ — «аудио» — сформирована в цифровом аудиоформате в результате процесса фиксации звуковой информации с целью ее сохранения и воспроизведения в интернете. На этой платформе размещаются такие жанры, как аудиоиллюстрация, аудиосюжет, аудиоверсия, подкаст, аудиослайд-шоу.

Для работы со звуком сегодня используются такие программы и сервисы, как «Sound Forge», «Audacity» (звуковые редакторы), Noise.podst.ru, Soundbible.com (шумотеки), «Soundcloud» (онлайн-сервис для публикации аудио в интернете), «SoundSlides» (сервис для создания аудиослайд-шоу).

К функциям аудиоплатформы относятся: передача информации посредством звука, создание «эффекта присутствия». Звукозаписи в журналистском материале необходимы для представления важных заявлений, так как позволяют избежать двусмысленности в цитатах. Аудиозаписи могут стать основой мультимедийного произведения или одним из его элементов.

Особенно важной и наиболее часто используемой в мультимедийном материале является технологическая платформа «фото»,которая построена по технологии получения изображения предметов на светочувствительных материалах с помощью специального оптического аппарата. В универсальной журналистике предпочтение отдается цифровой фотографии.

Функция этой платформы — передача визуальной информации посредством фотоиллюстрации. Фотографии фиксируют детали происходящего, отражают авторский взгляд, создают «эффект присутствия».

На основе фотоплатформы функционируют такие жанры, как статичная фотоиллюстрация, интерактивное фото, фоторепортаж, фотогалерея, фотолента, скриншот, панорамное фото, слайд-шоу.

Для обработки снимков наиболее часто используют «AdobeLightroom», «AdobePhotoshop», GIMP, а также Pixlr.com, Fotor.com (онлайн-фоторедакторы). Сервисы Dermandar.com, Photosynth.net. помогают создавать 3D-панорамы. Для работы со скриншотами (снимками экрана) созданы сервисы PicPick.org, Joxi.ru, а сервис Thinglink.com удобен для подготовки интерактивных фотографий.

В мультимедийном материале важная роль отводится визуализации, поэтому особое место в универсальной журналистике занимает технологическая платформа «графика», представляющая собой разновидность визуального материала, основанного на искусстве рисунка, обладающего собственными выразительными средствами и возможностями. Графика может быть статичной, динамичной и интерактивной, то есть содержать текстовые, аудиовизуальные и фотометки.

Функция графической платформы — это передача визуальной информации при помощи иллюстрации. В мультимедийном материале, в основном, используется как один из элементов. В ряде случаев графика может являться основной платформой материала (комиксы, карикатура, динамическая графика).

В качестве жанров, функционирующих на данной платформе, можно выделить статичную иллюстрацию, динамичную графику, карикатуру,
комикс.

Среди программ и сервисов для работы с графикой можно выделить: Thinglink.com (создание интерактивных изображений), «MakeBeliefsComix» (сервис для производства комиксов), «Google SketchUp» (программа 3D-моделирования).

Стремительно развивающаяся технологическая платформа «инфографика» основана на представлении информации в визуальной форме, синтезе графики и текста. Функция данной платформы — оперативное и понятное представление информации при помощи текста и графики. Инфографика позволяет увидеть соотношение изучаемых объектов, их динамику. Она эффективна для представления массива статистических данных, показа события, длящегося во времени и в пространстве.

Инфографика может играть роль иллюстрации, а ее жанровые разновидности: статичная, простая динамичная, оперативная 3D-реконструкция, сложная статичная схема, сложная динамическая схема, flash-заметка — могут выступать в качестве самостоятельного произведения.

Для создания инфографики обычно используют программы «Adobe Illustrator», «Adobe After Effects», «Adobe Photoshop», сервисы Infogr.am, «Piktochart». Для работы с картами применяются «Google Maps», OpenStreetMap.org. «Timeline JS» помогает создать тайм-линии, а Wordle.net, Tagxedo.com — облака тегов.

Технологическая платформа «анимация», редко применявшаяся в традиционной журналистике и получившая развитие в мультимедийных материалах, основана на технологии создания движущегося изображения (мультипликация, кукольная, силуэтная, коллажная, компьютерная, лазерная). Наиболее популярна технология Flash-анимации, позволяющая создать плавное движение предметов. Ролики могут содержать фотографии, векторные рисунки, видео, звук. Также в универсальной журналистике применяют gif-анимацию, однако изображение в этом формате может быть выполнено только в стандартной палитре из 256 цветов и обычно содержит небольшое количество кадров.

Функции данной платформы — привлечение внимания аудитории, «оживление» картинки, реконструкция события, которое, например, осталось в прошлом.

К жанрам этой платформы относятся анимационный ролик и анимированная иллюстрация. В качестве программ и сервисов обычно применяют «Adobe Flash CS5 Professional», «Easy GIF Animator», «WebAnimator». Для создания анимированных элементов в мультимедийном материале может быть полезно приложение «Vhoto», которое создает фотогалереи и коллекции gif-анимаций из снятого на мобильный телефон видео, а также сервис GoAnimate.com.

Итак, под технологической платформой универсальной журналистики понимается особая знаковая система, которая обладает специфическими функциями и характеризуется определенным набором средств, методов, инструментов для создания, хранения, передачи информации в интернете. Технологическими платформами универсальной журналистики являются: текст, видео, аудио, фото, графика, инфографика, анимация. Каждая из технологических платформ, обладая оригинальными выразительными средствами, может являться базой для функционирования отдельного жанра; а в качестве ведущей платформы в сочетании с другими знаковыми системами быть основой для формирования новых жанровых групп универсальной журналистики.




Контрольные вопросы

1. Дайте определение универсальной журналистики.

2. Объясните, что такое технологическая платформа универсальной журналистики.

3. Опишите функции ведущих технологических платформ универсальной журналистики.

4. Назовите основные программы и сервисы, соответствующие конкретным технологическим платформам.

5. Охарактеризуйте жанры универсальной журналистики по типу ведущей технологической платформы.

План семинарского занятия

«Технологические платформы универсальной журналистики»

1. Технологические платформы как основа универсальной журналистики.

1.1 Понятие «технологическая платформа универсальной журналистики».

1.2 Общая характеристика технологических платформ: текст, фото, видео, звук, графика, инфографика, анимация.

2. Жанрово-функциональные особенности технологических платформ в интернете.

2.1 Функции технологических платформ в мультимедийном материале; жанры, функционирующие на данной платформе,

2.1 Своеобразие жанров универсальной журналистики в зависимости от платформы.

2.2 Программы и сервисы для работы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: