Анализируя содержание данного вида наказания, И. Я. Фойниц-кий писал: «Право потока означало право распоряжения личностью виновного по усмотрению князя или народа, причем в одних случаях такое усмотрение приводило к смертной казни, в других — к изгнанию, в третьих — к ссылке, заточению и даже отдаче в рабство».1
А. Богдановский также отмечал, что в «потоке и разграблении» «выражается идея наказания в истинном смысле слова, как зла, причиняемого преступнику за зло, им совершенное, и притом зла личного, а не падающего только на его имущество; но выражается эта идея в неопределенной форме, сохраняя на себе следы как бы мести, личного произвола со стороны карающего».2
Анализируя «поток и разграбление», Ф. Депп пришел к выводу, что «государственная власть утвердилась уже до того, что, возымев намерение, могла объявить себя властью карательной».3
Приведенные высказывания представляются справедливыми: с рассматриваемым видом наказания действительно связана карательная политика государства того времени. Не случайно «поток и разграбление» предусматривались только за три наиболее опасных для того времени преступления: разбой (ст. 7), конокрадство (ст. 35) и поджог гумна или двора (ст. 83 Пространной редакции Русской Правды).
Упоминание о данном виде наказания можно встретить в различных летописях. Так, например, Никоновская летопись за 1022 г. сообщает, что «слышав же Ярославль волхвы и приде к Суздалю и изымав убийцы ты и расточити иже бяху бабы избили и домы их разграби а другая показни».
Анализ норм Пространной редакции Русской Правды свидетельствует, что «потоку и разграблению» кроме самого лица, совершив-
1 Фойницкий И. Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М., 2000. С. 183.
2 Богдановский А. Развитие понятий о преступлении и наказании в русском праве до
Петра Великого. М., 1857. С. 60.
3 Депп Ф. О наказаниях, существовавших в России до царя Алексея Михайловича.
СПб., 1849. С. 56.
#азнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития... 155
щего преступление, подвергались его жена и дети. Так, в соответствии со ст. 7 «... но выдадять и всего с женою и детми на поток и на разграбление».1
«Жена и дети, находясь в нераздельном единении мужу-отцу, делили его судьбу как в случае гражданской его несостоятельности, так и в случае наказания... Вместе с ним они отдавались в холопство князю, вместе с ним отправлялись в ссылку и подвергались всем другим последствиям, которые вел за собой поток».2
М. Ф. Владимирский-Буданов, анализируя данный вид наказания, высказал, на наш взгляд, справедливое предположение, что из неопределенной сущности потока развились уже в эпоху Русской Правды иные виды уголовных кар: изгнание и ссылка; заключение в железа (цепи) и в погреб; наказания, обращенные на здоровье, болезненные и членовредительные наказания, смертная казнь.3