Значение проектировочного компонента в педагогической деятельности

Современные представления о «педагогическом проектировании». Сущность педагогического проектирования. Подходы к педагогическому проектированию.

Представления о педагогическом проектировании (подходы): связующее звено между теорией и практикой (В.С. Безрукова, В.В. Краевский); методологическое средство (Л.С. Выготский, Е.И. Машбиц, Э.Г. Юдин); система (В. Гаспарский, Л. Тондл, И. Пейша, Ф. Ханзен); вид деятельности (Е.С. Заир-Бек, В.Е. Радионов, Н.Н. Суртаева).

Проектирование – сложная, многоступенчатая деятельность. Совершается она как ряд последовательно следующих друг за другом этапов (фаз, ступеней), приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи, замысла, модели к описанию условий, при которых может быть получен полезный (педагогический) результат.

Трактовки понятия «Педагогическое проектирование» 1)процесс «выращивания» новейших форм общности педагогов, учащихся, педагогической общественности, нового содержания и технологий образования, способов и технологий педагогической деятельности и мышления(В.А. Болотов, Е.И. Исаев и др.); 2)деятельность, направленная на разработку и реализацию образовательных проектов, под которыми понимается оформленные комплексы инновационных идей в образовании, в социально-педагогическом движении, в образовательных системах и институтах, в педагогических технологиях и деятельности(Н.В. Борисова); 3) целенаправленная деятельность педагога по созданию проекта, который представляет собой инновационную деятельность (модель) педагогической системы, ориентированной на массовое использование(Яковлева Н.О.); 4) предварительная разработка основных деталей, представляющих деятельность учащихся и педагогов (В.С. Безрукова); 5) содержательное, организационно-методическое, материально-техническое, социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения педагогической задачи, которое может осуществляться на эмпирическом, интуитивном, опытно-логическом и научном уровнях(В.А. Сластенин).

Цель и задачи педагогического проектирования.

Педагогическая задача – результат осознания педагогом цели обучения и воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. Задачи педагогического проектирования: прогнозирование развития педагогических процессов, ситуаций, систем; организация процессов педагогической деятельности, которые позволяют определить желаемые результаты в образовании и реализовать их достижение; педагогический анализ и на его основе координация деятельности педагогов и коррекция педагогических процессов; разрешение противоречий в современных образовательных системах, их дальнейшее совершенствование; создании условий для развития человека, его социального самоопределения.

Педагогическое проектирование как составная часть педагогической деятельности.

Педагогическое проектирование (широкий смысл) вид профессиональной деятельности педагога, направленной на преодоление постоянно возникающих противоречий во взаимосвязи педагогической науки и практики, включающий в себя такие процессы как диагностика, прогнозирование, целеполагание, моделирование, конструирование, программирование, мониторинг и др. Педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития обучаемых (Н.В.Кузьмина).

Значение проектировочного компонента в педагогической деятельности.

Функциональные компоненты: Гностический: относится к сфере знаний (предмет, психологические особенности учащихся, педагогическая коммуникация, самопознание), Проектировочный: перспектива обучения и воспитания, стратегия и способы их достижения, Конструктивный: особенности конструирования педагогической деятельности и активности учащихся, Организаторский: умения по организации деятельности учителя и активности учащихся. Коммуникативный: специфика взаимодействия с учащимися.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: