Современные представления о «педагогическом проектировании». Сущность педагогического проектирования. Подходы к педагогическому проектированию.
Представления о педагогическом проектировании (подходы): связующее звено между теорией и практикой (В.С. Безрукова, В.В. Краевский); методологическое средство (Л.С. Выготский, Е.И. Машбиц, Э.Г. Юдин); система (В. Гаспарский, Л. Тондл, И. Пейша, Ф. Ханзен); вид деятельности (Е.С. Заир-Бек, В.Е. Радионов, Н.Н. Суртаева).
Проектирование – сложная, многоступенчатая деятельность. Совершается она как ряд последовательно следующих друг за другом этапов (фаз, ступеней), приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи, замысла, модели к описанию условий, при которых может быть получен полезный (педагогический) результат.
Трактовки понятия «Педагогическое проектирование» 1)процесс «выращивания» новейших форм общности педагогов, учащихся, педагогической общественности, нового содержания и технологий образования, способов и технологий педагогической деятельности и мышления(В.А. Болотов, Е.И. Исаев и др.); 2)деятельность, направленная на разработку и реализацию образовательных проектов, под которыми понимается оформленные комплексы инновационных идей в образовании, в социально-педагогическом движении, в образовательных системах и институтах, в педагогических технологиях и деятельности(Н.В. Борисова); 3) целенаправленная деятельность педагога по созданию проекта, который представляет собой инновационную деятельность (модель) педагогической системы, ориентированной на массовое использование(Яковлева Н.О.); 4) предварительная разработка основных деталей, представляющих деятельность учащихся и педагогов (В.С. Безрукова); 5) содержательное, организационно-методическое, материально-техническое, социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения педагогической задачи, которое может осуществляться на эмпирическом, интуитивном, опытно-логическом и научном уровнях(В.А. Сластенин).
|
|
Цель и задачи педагогического проектирования.
Педагогическая задача – результат осознания педагогом цели обучения и воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. Задачи педагогического проектирования: прогнозирование развития педагогических процессов, ситуаций, систем; организация процессов педагогической деятельности, которые позволяют определить желаемые результаты в образовании и реализовать их достижение; педагогический анализ и на его основе координация деятельности педагогов и коррекция педагогических процессов; разрешение противоречий в современных образовательных системах, их дальнейшее совершенствование; создании условий для развития человека, его социального самоопределения.
|
|
Педагогическое проектирование как составная часть педагогической деятельности.
Педагогическое проектирование (широкий смысл) вид профессиональной деятельности педагога, направленной на преодоление постоянно возникающих противоречий во взаимосвязи педагогической науки и практики, включающий в себя такие процессы как диагностика, прогнозирование, целеполагание, моделирование, конструирование, программирование, мониторинг и др. Педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития обучаемых (Н.В.Кузьмина).
Значение проектировочного компонента в педагогической деятельности.
Функциональные компоненты: Гностический: относится к сфере знаний (предмет, психологические особенности учащихся, педагогическая коммуникация, самопознание), Проектировочный: перспектива обучения и воспитания, стратегия и способы их достижения, Конструктивный: особенности конструирования педагогической деятельности и активности учащихся, Организаторский: умения по организации деятельности учителя и активности учащихся. Коммуникативный: специфика взаимодействия с учащимися.