Теории формирования СО и факторы, влияющие на содержание образования

Теории формирования СО (сложились в конце XVIII – начале XX вв.). Формальная (дидактический формализм); Материальная (дидактический материализм = энциклопедизм); Прагматистская.

Дидактический формализм. Сторонники – Дж.Локк, Г.Песталоцци, Ф.Гербарт, А.Дистервег, Гераклит, Кант. Теория рассматривает обучение как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Поэтому в отборе учеб.предметовглав.критерием должна служить развивающая ценность предмета. Теоретическая основа дидактического формализма – положение о переносе знаний и умений, приобретаемых в одной области деятельности, в другую.

Дидактический материализм. Сторонники – Я.А.Коменский, Спенсер Осн.цель – передача обучаемым как можно большего объема знаний из разных областей науки. В основе – философия эмпиризма, повышение роли знания, приобретаемого опытным путем, а также вооружения естественно-научными знаниями, полезными для практической деятельности, жизни.

Прагматистская теория. Сторонники – Д.Дьюи и его последователи Основа образования и обучения - организация практической деятельности, которая способствует развитию интеллекта, духовности, выработке умений и навыков. Ориентация на интересы учащихся.

Факторы, влияющие на отбор содержания образования и обучения: 1)Объективные: Потребности общества в определенном образовательном уровне; Развитие науки и техники, требующие обновления СО; 2) Субъективные: а)Политики гос-ва в области образования и воспитания; б) Методологические позиции ученых; 3) Педагогические: а)Возрастные особенности учащихся.

Требования и принципы формирования содержания образования и обучения.

Требования к СО (из з-на РФ «Об образовании»): СО должно обеспечивать (содействовать):

Адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества (связь с всесторонним развитием личности),

Формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира (строится на научной и предметной основе с учетом возрастных возможностей),

Интеграцию личности в национальную и мировую культуру (с учетом междисциплинарного подхода), Формирование духовно-нравственной личности (взаимопонимание и сотрудничество между людьми с учетом разнообразия мировоззренческих подходов).

Принципы формирования СО (по В.В.Краевскому):

Принцип соответствия СОво всех элементах и на всех уровнях требованиям развития общества, науки, культуры, личности

Принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения

Принцип структурного единства СОна разных уровнях его формирования

Принцип гуманизации и гуманитаризацииСО

Принцип фундаментализацииСО (интеграция, преемственность, междисциплинарность, самостоятельность, творческое саморазвитие)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: