Психолого-педагогические барьеры в проектной деятельности учащиеся: а) недостаток знаний (выходят за рамки отдельной учебной дисциплины, за рамки школьного окружения (социальные проблемы); б) Мотивационные затруднения; в) операциональные затруднения; г) недостаточнаясформированность умений, способностей осуществления проектной деятельности на практике; д) затруднения в определении цели проекта.
Психолого-педагогические барьеры в проектной деятельности учителя: а) недостаточная методическая подготовка; б) мотивационные затруднения; в) операциональные затруднения; г) недостаточная сформированность умений, способностей осуществления проектной деятельности на практике; д) затруднения в определении цели проекта.
Классификация психолого-педагогических барьеров в проектной деятельности: а) ценностно-мотивационные;б) когнитивные;в) индивидуальные;г) «учитель-ученик»;д) творческой ригидности;е) коммуникативные.
23. Структура профессиональной компетенции учителя. Место проектировочных действий в структуре компетенции.
Барьеры на организационно- подготовительном этапе: 1) Диссонанс в понимании значимости проекта;2) Специфика познавательных стилей деятельности;3) Индивидуальные особенности субъектов;4) Творческая ригидность.
Барьеры на технологическом (основном) этапе: 1) Незнание способов и средств решения поставленных задач;2) Перенос опыта (способа) решения на новые задания;3) Особенности мышления, стиля деятельности, темперамента.
Барьеры на заключительном этапе проекта: 1) Эмоциональное напряжение;2) Неудовлетворенность результатами, общением;3) Неготовность к обобщению полученных результатов;4) Неумение сделать выводы и заключение.
Проектная деятельность позволяет 1)сделать процесс обучения приближенным к практической деятельности;2) Повысить мотивацию к обучению;3) Изменить позицию обучающегося на субъектную;4) Индивидуализировать учебный процесс и интенсифицировать его;5) Формировать УУД, накапливать опыт для осуществления самост.деятельности.
24. Виды действий при проектировании. Уровни развития проектировочных действий, а также показатели и критерии этих уровней.
В отечественной психолого-педагогической науке педагогическое проектирование рассматривается в двух аспектах: как этап любой отдельной педагогической деятельности при решении конкретной учебно-воспитательной задачи; как особый вид педагогической деятельности, который является обязательным условием осуществления регулятивной функции педагогики.
Проектирование представляет собой особый взгляд на будущую педагогическую реальность в соответствии с современными требованиями и ценностными ориентациями самого педагога. Целью педагогического проектирования всегда является решение актуальной проблемы, основанное на принципиально новом способе ее разрешения.
Уровни развития проектировочных действий: Высокий,Средний уровень,
Низкий уровень.
Оценка проектировочных умений (В.И.Андреев)
Умение составить план учебного занятия
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Умение составить план воспитательного мероприятия
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Умение отобрать наиболее эффективные формы и методы обучения и воспитания
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Умение отобрать дидактические и технические средства обучения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Умение подбирать дифференцированные, личностно-ориентированные задания и задачи
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы
Личностные (гражданская позиция, социальные компетенции, способность ставить цели, личностное самоопределение, готовность к саморазвитию, др.);
Метапредметные (межпредметные понятия, универсальные учебные действия, способность их применения, планирование, организация сотрудничества, построение индивидуальной образовательной траектории, др.);
Предметные (специфические умения по применению имеющихся знаний, получение новых знаний в учебно-творческих ситуациях, опыт деятельности)
УУД - универсальные учебные действия - это умение учиться, способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Виды УУД: личностные,познавательные,коммуникативные,регулятивные.
ЛичностныеУУД: а) Самоопределение; б) Ценностно-смысловые ориентации.
Познавательные
Общеучебные: 1)умение поставить задачу, 2)умение найти информацию, 3) умение работать с информацией, 4) умение структурировать знания;
Логические: 1) аналитические, 2) умение синтезировать, 3) умение устанавливать причину и следствие (причинно-следственная аргументация); 4) Постановка и решение проблемы
Коммуникативные: Умение встраиваться в совместную учебную деятельность,Умение выслушивать партнера по учебной деятельности,Умение совместно находить решение,Умение сформулировать мнение
Регулятивные: Умение формулировать цель деятельности (целеполагание),Умение планировать деятельность,Умение соотнести цель с полученным результатом.