III. Вопросы для подготовки к государственному междисциплинарногому экзамену

Вопросы, диагностирующие  знания:

1. Общая характеристика психологии как науки. Предмет и задачи психологической науки. Категории и принципы психологии.

2. Методология психологии. Методы психологии. Системный подход в психологии.

3. Этика и правовые основы психодиагностики. Методы постановки психологического диагноза. Практическое использование результатов психодиагностики.

4. Основные этапы развития психологии и представлений о ее предмете.

5. Измерения в психологии: виды статистических распределений; шкалы измерений (номинальные, интервальные, и шкала отношений); сущность корреляционного, регрессионного, кластерного, факторного, дисперсионного анализов. 

6. Культурно-историческая теория психологии.

7. Предмет, задачи и методы социальной психологии. История развития социальной психологии. Социально-психологические теории.

8. Психологические учения (бихевиоризм, гештальтизм, психоанализ, гуманистическая психология, когнитивизм).

9. Психология общения: понятие, средства, виды. Общение как коммуникация, общение как интеракция и общение как социальная перцепция.

10. Деятельностный подход в психологии. Психологическая структура деятельности.

11. Понятие психики и ее эволюция.

12. Сознание: определение, структура, признаки и свойства.

13. Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное, бессознательное). Различные подходы к изучению неосознаваемого.

14. Понятие, классификация, свойства и закономерности ощущений. Психофизика ощущений.

15. Общее представление о восприятии. Классификации и свойства восприятия. Восприятие человека человеком.

16. Общее представление о памяти. Виды, процессы, закономерности памяти. Развитие и тренировка памяти.

17. Определение мышления. Виды и процессы мышления. Основные подходы к изучению мышления. Мышление и интеллект.

18. Воображение: определение, функции, классификации, свойства. Формы воображения. Приемы творческого воображения.

19. Речь и речевая деятельность. Язык и речь. Виды и функции речи. Развитие речи в онтогенезе. Мышление и речь.

20. Общее представление о внимании. Виды и свойства внимания. Развитие внимания.

21. Психические состояния: определение, функции, классификация, диагностика. Управление психическими состояниями.

22. Представления об эмоциях. Функции эмоций. Виды эмоциональных процессов. Теории эмоций. Эмоции и чувства.

23. Потребности и мотивация. Теории мотивации. Виды и закономерности мотивации.

24. Понятие воли в психологии. Функции воли. Структура волевого акта. Признаки волевых явлений. Воля как высший уровень регуляции.

25. Понятие личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности. Свойства, структура и типология личности.

26. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека.

27. Характер: определение, структура, акцентуации.

28. Способности: определение, виды, уровни развития способностей. Способности и задатки. Теории способностей (зарубежные и отечественные).

29. Темперамент: определение, основные свойства нервной системы и их соотношение с типами темперамента. Свойства темперамента.

30. Комплексный психологический портрет личности. Цели и принципы построения. Уровни и компоненты психологического портрета личности.

31. Предмет, задачи, отрасли, принципы и методы психологии развития и возрастной психологии.

32. Проблема возраста. Возрастная периодизация в зарубежной и отечественной психологии. Кризисы в развитии.

33. Психологические особенности детского и подросткового возраста (новорожденности, младенчества, раннего и дошкольного детства, младшего школьного и подросткового возрастов).

34. Психологическая характеристика развития в юношеском возрасте. Психологические особенности зрелых возрастов.

35. Психологические механизмы развития (изменений) в пожилом возрасте: компенсации, ухода, отчуждения и агрессии. Соотношение хронологического, биологического и психологического возрастов. Специфика проявления законов психогенеза в старости: гетерохронности, необратимости, регрессии (закон Рибо), почерк старения.

36. Социальная идентификация, социализация, социальная установка, проблемы взаимодействия личности и группы.

37. Малые социальные группы: понятие, виды, структурные и динамические характеристики.

38. Большие социальные общности: понятие, виды, психологические особенности внутригруппового и межгруппового взаимодействия. Общественное сознание.

39. Клиническая психология: предмет и объект, дефиниции и базовые категории. Принципы и подходы к оценке психической нормы и патологии.

40. Нарушения психических процессов, свойств и состояний (нарушения ощущений и восприятия, памяти, двигательно-волевой и эмоциональной сферы; патология мышления, сознания и самосознания) и их характеристика. Психопатология и патопсихология.

41. Причины возникновения невротических расстройств. Невротические и психосоматические расстройства. Их основные клинические проявления.

42. Основы психологических взаимоотношений психолога и пациента с учетом психологии больного. Типы психического реагирования на заболевание и факторы, их определяющие. Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии.

43. Концепции нейропсихологии: узкий локализационизм, антилокализационизм, эклектическая концепция (френологические карты Галля, соматотические карты Пенфилда, структурно-функциональные карты Клейста).

44. Учение А.Р. Лурия о структурно-функциональных блоках мозга: энергетический блок (ретикулярная формация); блок хранения и переработки информации (кора больших полушарий); блок анализа и программирования (лобная кора).

45. Понятие об анализаторных системах; общий принцип их строения и работы (зрительный, слуховой, кожно-кинестетический). Основные виды гностических расстройств, вызванных повреждениями корковых анализаторных зон.

46. Семья: сущность, типы, функционально-ролевая структура (историческая эволюция брачно-семейных отношений). Стадии функционирования и нормативные кризисы семьи, их характеристика. Ненормативные кризисы семьи и их характеристика.

47. Детско-родительские отношения: психологическая сущность, типы и их влияние на характер взрослеющего человека.

48. Психология труда как отрасль науки. Объект, предмет и методы психологии труда. Структура субъекта труда. Индивидуальный стиль трудовой деятельности.

49. Понятие и виды конфликта. Структура, функции и динамика конфликта. Основные стратегии поведения в конфликте.

50. Подбор, расстановка и аттестация кадров. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом.

 

Вопросы, диагностирующие умения и навыки:

 

1. Дать научное объяснение: почему минимум по 4-6 нотам человек может угадать мелодии.

2. Дать научное объяснение: почему в программу обучения дошкольников обязательно включают лепку, рисование, сборку из деталей детского конструктора.

3. Дать научное объяснение: почему речь на родном языке воспринимается слушающим как нечто целое, а не набор отдельных звуков.

4. Дать научное объяснение: почему в мировой практике обучение в школе не начинается раньше шестилетнего возраста.

5. Сформулировать правила работы с гиперактивными детьми.

6. Сформулировать правила работы с агрессивными детьми.

7. Сформулировать правила работы с тревожными детьми.

8. Сформулировать стратегию поведения взрослых в целях нормализации общения мальчиков и девочек младшего подросткового возраста.

9. Разработать схему психолого-педагогического анализа урока.

10. Описать профессиограмму психолога.

11. Охарактеризовать психологическое содержание стресса, его диагностические отличия от стресса и дистресса.

12. Охарактеризовать методы развития мотивации познавательной деятельности подростков.

13. Разработать программу психологической коррекции педагогически запущенных детей.

14. Представить сценарий разрешения конфликтной ситуации.

15. Составить план беседы психолога с родителями подростка, склонного к аддиктивному поведению.

16. Охарактеризовать стили педагогического общения и возможности их использования в учебно-воспитательном процессе.

17. На примере одного из этапов социализации показать, какие факторы и агенты влияют на развитие личности.

18. Описать методы профориентационной работы с опорой на психосоциальные факторы юношеского выбора профессии.

19. Привести примеры перцептивных искажений в социальном восприятии (эффекты ореола, новизны, последовательности, проекции, снисходительности).

20. Назвать отличительные поведенческие признаки: гипертимного, демонстративного, сенситивного, циклоидного, интровертированного и застревающего акцентуантов. 

21. Привести пять условий предотвращения паники. Назвать признаки террористического поведения.

22. Назвать признаки поведения, отличающие эмоционально-неустойчивое, диссоциальное, нарциссическое и истерическое расстройства. 

23. Перечислить типичные ошибки при проведении деловых переговоров: в выборе места, времени, методов, аргументов и состояния противоположной стороны.

24. Перечислить методы воздействия психолога на мотивацию персонала организации.

25. Перечислить возможные причины психотравмы и варианты коррекции посттравматического расстройства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: