Базовое содержание образовательной области «Творчество»реализуетсявследующихвидахорганизованнойучебнойдеятельности:
- рисование;
- лепка;
- аппликация;
- музыка.
Цель: развитиетворческихспособностей,формированиевоображения,наблюдательностииобразноговосприятияокружающегомира,умениявоплощатьвхудожественнойформесвоипредставления,переживания,чувства,мысли.
Задачи:
- развивать творческие способностей детей, интерес к эстетической стороне окружающей действительности;
- формироватьспособностьвосприниматьпроизведения искусства, вызывать эмоциональное отношение;
- познакомитьс2–3видамиказахскогонародногоискусства,егоместнымивидами,которыенаиболееблизкиидоступныдетям;
- расширятьпредставленияонародныхигрушках;
- совершенствоватьзнаниядетейоразличныхвидахизобразительногоискусства(живопись,графика,скульптура,декоративно-прикладноеискусство);
- формироватьнавыкисотрудничества,умениявыполнятьработувколлективе;
- обучатьумениюоцениватьрезультатысвоейработы;
- совершенствоватьзнанияопроизведенияхживописи(картиныирепродукциикартин),скульптурах;
- познакомитьдетейсвыразительнымисредствамиоформления,иллюстрациямикдетскимкнигам,авторамииллюстраций;
- привлекатьдетейксамостоятельномурассмотрению
произведенийискусства,разныхеговидов,обращениювниманиянасодержаниеисредствавыразительности(ритм,цвет,форма,композиция).
I ПОЛУГОДИЕ
Рисование
Предметноерисование
Формированиенавыковрисованияснатурыипопредставлению:цветы,овощи,фрукты,игрушки,несложныесилуэты,передаваяиххарактерныеособенности.Умениеизоброжатьдеревьясосеннимилистьями,дома,трамваи,автобусыпосленаблюденийвовремяпрогулки.
Обучениеумениювыразительнопередаватьосновнуюформу,пропорциипредметовиихчастей,опираясьназнаниеформ,относительнуювеличинучастейиихрасположение,окраскупредметов,основываясьназнаниицветовиихоттенков,подбиратьцветапосвоемувкусу.
Формированиеуменияпередаватьразницуввеличиненесколькиходнородныхпредметов.
Закреплениеранееусвоенныхформообразующихприемов:
- передачаразличийввеличиненесколькихпредметовокруглойформыпририсованииовощейифруктов;рыб,животных;
- передачаразличийввеличиненесколькихпредметовчетырехугольнойформы;
- передачаразличийввеличиненесколькихпредметовсложнойформы–транспортныхсредствифигурлюдей.
Совершенствованиенавыковрисованияснатурыипопредставлению(животных,человека,игрушки);уменияпередаватьнесложныедвижения,добиватьсявыразительностиобраза,измененияположениярук,ногпридвижении.Умениепередаватьразличияввеличинеипропорцияхпредметов.Совершенствованиеработыскрасками(разбавлятьакварельвпалитреводой,получаякраскунужнойплотности).
Декоративноерисование
Закреплениеумениясоставлятьузорынапростыхформах,ритмичнорасполагаяпрямые,волнистые,узкие,широкиелинии,кольца,кругиразнойвеличины,мазки,точки,сочетатьвузорахэлементыразныхразмеров,применятьцветнавыбор,используябелыйицветнойфоны.
Обучениепользованиюприемамприжиманиякистикбумагеплашмя;различатьсередину,углы,верхнюю,нижнюю,правую илевуюсторонылиста.
Пририсованиикарандашаминенапрягатьпальцы,держатькарандашнаклонно,штрихинакладыватьравномерно,легкимдвижением,водномнаправлении–тудаиобратно,невыходитьзапределыконтура.
Пририсованиикраскойхорошонасыщатькисть;проводяширокиелинии,держать кисть наклонно к бумаге; при рисованиитонких линий,точекдержатьеевертикально;раскрашиваярисунок,наклоннопроводитьеюводномнаправлении,слеванаправо,сверхувниз,наискось.
Обучениедетейумениюиспользоватьразныематериалы–карандаши,краски.Рисованиеэлементовказахскогоорнамента(1–2),построенныхнаразличныхсочетанияхпрямыхлиний.Обучениеумениюрасполагатьэлементывцентреипокраямсилуэтов,форм.Расширениепредставленияомногообразииказахскогоорнамента,развитиеумениясоставлятьего,используяхарактерныеэлементы.Воспитаниеуменияработатьвколлективе.
Сюжетноерисование
Формированиеумениярасполагатьизображениянавсейплоскостилистабумаги,вряднаоднойлинии,широкойполосе.Обучениедетейотражатьвпечатленияотприроды,используясредстваобразнойвыразительности,трудвзрослых,общественныесобытия.Созданиерисунковпосказкам.
Обучениедетейумениюизображатьврисункенесколькопредметов,объединяяихединымсодержанием.
Ожидаемыерезультаты:
- знаетпервоначальныепредставленияовыразительныхсредствахизобразительногоискусства;
- рисуетснатурыипопредставлениюпредметы:цветы,овощи,фрукты;
- используетвсозданиирисункавыразительныесредства;
- работаетсцветнымикарандашами,красками;
- умеетрисоватьэлементыказахскогоорнамента,различныесюжеты.
Лепка
Предметнаялепка
Формированиеумений:
- лепитьснатурыипопредставлениюзнакомыепредметы,овощи,фруктыразнойформыивеличины,передаваяхарактерныедетали,пользуясьдвижениямивсейкистирукии,главнымобразом,
пальцев;
- лепитьфигурычеловекаиживотногоссоблюдениемэлементарныхпропорций.
- лепитьпо представлению,изображаяпредметы,виденныенаулице,дома,вдетскомсаду.
Умениепередаватьобразпредмета,которыйоникогда-тонаблюдали,лепитьпредметвразныхположениях,самостоятельнонаходитьиндивидуальноерешениеобраза;сглаживатьповерхностьформывлажнойтряпочкойииспользоватьвработестеки;
Декоративнаялепка
Ознакомлениедетейсигрушкаминародныхпромыслов,обучениелепкеигрушек.Обучениеумениюсоздаватьобразыпомотивамнародныхигрушек,приемамдекорированиялепногообраза.
Сюжетнаялепка
Упражнениедетейвзнакомыхспособахлепкииумениипередаватьразмерныесоотношения.Обучениеумениюпередаватьвыразительностьобраза,характерныевыразительныедвижениячеловека,украшатьповерхностьфигуры.
Совершенствованиелепкиизцелогокуска,применяястеку.Формированиетехникиустановкиизделийнаподставке.Созданиесюжетовсоднороднымипредметами,располагаянесколькофигурокнаоднойподставке.Формированиеуменияпередаватьвсюжетахособенностиформы,движения,фактуры.
Обучениеумениюлепитьхарактерныедеталиперсонажей,делатьболеевыразительнымикомпозициипутемдополненияпредметамииэлементами.Закреплениеизображениясюжетаизглинынаподставке,уменияпереходитьотизображенияоднородныхобъектовксозданиюразличныхобразов.
Ожидаемыерезультаты:
- умеетлепитьфигурычеловекаиживотногоссоблюдениемэлементарныхпропорций;
- можетпередаватьобразыпомотивамнародныхигрушек,керамическихизделий;
- умеетлепитьхарактерныедеталиперсонажейикомпозициипутемдополненияпредметамииэлементамидекора.
Аппликация
Предметнаяаппликация
Закреплениеуменияпользоватьсяножницами:резатьполоскинапрямоугольники;разрезатьквадратынатреугольники;вырезатькруглуюи овальную формы, срезаяуголки уквадратаили
прямоугольника.
Формированиенавыков:
- вырезатьиз бумаги,сложеннойвдвое,гармошкойразличныеизображения;
- вырезатьсразунесколькоодинаковыхформиз бумаги,сложеннойгармошкой,ипредметысимметричнойформыизбумаги,сложеннойвдвое;
- составлятьпопредставлениюпредметыизнесколькихчастей;
- выполнятьаппликациюспособомобрывания.
Закреплениеумениявырезатьиззаготовленныхбумажныхпрямоугольниковокруглыеформы,изображатьпредметыизнесколькихчастей.
Декоративнаяаппликация
Формированиенавыкасоставлятьузориззнакомыхгеометрическихэлементовнабумагеразнойформы.
Составлениеизображенияизчастей,выполнениеколлективныхработдляоформленияпомещенийкпраздникам.
Обучениеумениюукрашатьнациональныековры,кухонныедоски,полотенца,посудудлякукол,сумкидляхраненияпосуды,сосудыдлякумыса,создаватьподелки,елочныеукрашенияиигрушки,новогодниепоздравительныеоткрытки,коллективныепаннопомотивамзимыдляоформлениягрупповойкомнаты.
Сюжетнаяаппликация
Обучениенавыкамрасположенияпредметовналистебумаги.Присоставленииаппликацииучитьпередаватьсоотношениеобъектовповеличине,видетьформучастейразличныхпредметов,ихстроение,пропорции.
Формированиенавыков:
- изображатьсоциальныесобытия,случаииздетскойжизни
- работатьсшаблонамиитрафаретами,готовымивыкройками;
- строитьсвоюработувсоответствиисправиламикомпозиции,перспективы;
- правильнопользоватьсяножницами,клеем;
- вырезатьизбумаги,сложеннойвдвое,симметричныеформы;
- составлятьузоризгеометрическихэлементов(круги,квадраты,овал)набумагеразнойформыпомотивамнародногоискусства;
- украшатьпредметыказахскиморнаментом;
- соблюдатьправилабезопасноститрудаиличнойгигиены.
Ожидаемыерезультаты:
- выбираетиобосновываетприемыработы;
- используетрациональноматериалыдляработы;
- составляетузорпредметовизнесколькихчастей попредставлению;
- изображаетосновныеэлементыизделийнародныхпромыслов.
Музыка
Слушаниемузыки
Формированиеуменияразличатьэмоциональноесодержаниепроизведений,иххарактер,настроение,динамическиеоттенки музыки.Умениевыражатьотношениекмузыкальномупроизведению,высказыватьсяоегохарактере,содержании.Ознакомлениесозвучаниемказахскихнародныхинструментов,сжанром«кюй»,народным,домбровым,кобызовымисполнением,творчествомкомпозиторов–кюйшиКурмангазы,кобызистаКоркыта.
Пение
Формированиеуменияточноинтонироватьнесложныепопевкивупражненияхдляразвитияголосаислухав2–3ближайшихтональностях,различатьзвукисептимыипоказыватьдвижениемруки(вверх-вниз).
Восприятиехарактерапесни,пениесправильнойинтонацией,точнопередаваемымритмическимрисунком,динамикой;выделениемузыкальноговступления,запева,припева.Обучениеумениюпередаватьвеселое,радостноенастроениепраздничнойпесни,петьлегким,подвижнымзвуком,смягчаяконцыфраз.Восприятиемузыкиказахскогонародавпеснях.
Музыкально-ритмическиедвижения
Выполнениеупражнений,передаваяхарактермузыкичеткойритмичнойходьбой,легкимбегомиполуприседаниями.
Игрыихороводы
Выполнениеигровыхдействийвсоответствиисхарактероммузыки;ведениехороводапокругу;обмендвижениямивсоответствиисмузыкальнымифразами;проявлениебыстротыиловкости,умениеотмечатьокончаниепьесы,передаваявеселыйхарактернароднойигры,различаязвукиповысоте,перестраиваниевбольшойималенькиекруги.
Танцы
Формированиенавыковчувствованиятанцевальногохарактерамузыки,выполненияэлементовтанцевальныхдвижений;ознакомлениеснекоторымиэлементамихудожественногонаследиячерезразучиваниенародноготанца.
Танцевальноетворчество
Развитиеуменияимпровизировать,используязнакомыетанцевальныедвижения,индивидуальноинсценироватьпесню всоответствиистекстом,побуждатьквыполнениютворческихзаданий.
Игранадетскихмузыкальныхинструментах
Слушаниемузыкальныхпьесвисполнениивзрослых,умениеразличатьвысокийрегистр,тембрзвучанияинструмента.Исполнениенаударныхинструментахритмапопевокиндивидуальноивсейгруппой.Обучениеигренаказахскихударныхинструментах.
Ожидаемыерезультаты:
- различаетпростейшиежанры(кюй,песня,танец,марш);
- выделяетсредствамузыкальнойвыразительности(темп,динамика,регистры),формумузыкальногопроизведения(запевиприпеввпесне,вступление,заключение);
- владеетпростейшимимузыкальнымитерминами,навыками пения;
- выполняет пластичные, ритмичные, выразительные движения;
- имеет элементарные представления о некоторых музыкальных инструментах;
- различает по тембру звучание детских музыкальных инструментов,
называетих;
- умеетигратьиндивидуальноивсоставегруппы.
II ПОЛУГОДИЕ
Рисование
Предметноерисование
Формированиепредставленияобразовснатуры,окружающейдействительности(предметы,растения,игрушки,цветыидр.).Обучениедетейумениюотмечатьиххарактерныепризнаки.Описаниеврисункенесложнойкартиныприроды.Срисовываниеснатурыветкидеревьев,кустарниковслистьямиилицветами,некоторыхкомнатныхцветов.
Формированиеумений:
- замечатьхарактерныеособенностиразныхживотныхиотражатьихврисунке;
- придаватьобразамживотныхвыразительностьчерезизображениенесложныхдвиженийипозы;
- характерноизображатьшерсть,оперение;
- использоватьразныйнажимкарандашадляполученияразногопоинтенсивностицвета;
- изображатьобъектыприроды;
- подбирать фон бумагии сочетаниекрасок для передачи колорита;
- оцениватьрезультатысвоейработы.
Формированиеобобщенногопредставленияовнешнемобликептиц,понимания,чтовсептицысходныпостроению,несмотрянаразличиявокраске,формеивеличинечастей.Формированиеуменияпередаватьврисункехарактерныеособенностиразныхптиц.
Померенакопленияпредставленийопредметахиспособахихрисованиядетипереходятксозданиюсюжетныхрисунков.
Декоративноерисование
Воспитаниеумениясоставлятьсимметричныеузорынабумагеразнойформы,украшатьобъемныеформы.
Составлениеэлементовказахскогоорнамента,располагаяихнасилуэтах,выполнениезаданий,построенныхнатональныхсочетанияхразличныхцветов,характерныхдля казахскогоорнамента; составлениекомпозицийиззнакомыхэлементов,выполнениеколлективныхработ.Расписываниеобъемныхформ,передаваяхарактерказахскогоорнамента,колорит.
Рисованиепозамыслу,самостоятельновыбираясилуэтпредмета,элементыорнамента,егокомпозициюицветосочетание,пользуясьсвоимирисункамиспредыдущихзанятийкакэскизами,составлятьновуюкомпозициюирасписыватьпредметы.Рисованиепомотивамнародногоприкладногоискусства.
Сюжетноерисование
Обучениеумениюподбиратьфонбумагиисоответствующиекраскидляизображенияврисункепасмурногоилисолнечногодня,праздничногосалюта,освещенногопароходанарекевечеромит.д.
Совершенствованиеобучениядетейумениюпередаватьврисункенесложныесюжеты:общественныесобытия,событияизокружающейжизни,праздники,трудлюдей,мотивысказок,стихотворений,песенидругих.
Рисованиепомотивамказахскихсказок,легенд,отображаябыт,труд,жизньказахскогонарода.
Закреплениеуменияпередаватьврисункепростыесюжеты,событиялетнегоотдыха,явлениялетнейприроды.Использованиеколлективныхработ,рисованиепозамыслу.
Ожидаемыерезультаты:
- применяетсамостоятельноразличнуютехникуврисовании;
- умеетвыделятьхарактерныепризнакипредметовиявленийиотображатьихвсвоейизобразительнойдеятельности;
- рисуетигрушкинесложногосилуэта,животныхичеловека,передаетврисункепростыедвижениячеловека;
- знаетприемыработыкистью;
- умеетэмоциональнооткликаетьсянакрасотуприроды,одеждуиубранствопомещений;
- рисуетдекоративныеузорынарозетке,треугольнике,шестиугольнике,выделяясередину,углы,кайму;
- умеетрасполагатьвузорегеометрическиеформыирастительныеэлементы;
- имеетпредставлениеомногообразииказахскогоорнамента;
- рисуетэлементыказахскогоорнаментаиукрашаетимиодежду,предметыбыта,располагаяихнасилуэтах;
- знаетнесколькопредметов,объединяяихединымсодержанием;
- выполняетколлективныеработы,рисуетпозамыслу.
Лепка
Предметнаялепка
Формированиенавыковлепкифигурчеловека,животныхвдвижении,правильнопередаваяпропорции,положениерук,ног.Обучениеумениюпередаватьпризнакипредметов:длинныйикороткий,толстыйитонкий;соблюдатьотносительнуювеличинучастей;плотноскреплятьчастивылепленнойфигуры,прижимаяиходнукдругойисглаживаяместаскреплений.
Развитиенавыковколлективнойлепкидляобщейкомпозиции,лепкиснатурычеловека,животных,игрушек,предметовнародноготворчества.Обучениеумениюпередаватьформутуловища,головы,лепитьдетали,проявлятьсамостоятельностьвотбореспособовлепки,распределенииглины,сравниватьсвоюработуспредметом,которыйстоитпередребенком.
Применениеразличныхспособовлепки:конструктивный(изотдельныхчастей)и скульптурный(основныечастивытягивают изцелогокуска).Использованиевкачественатурыигрушки,скульптурымалыхформ,изделиянародныхумельцев.
Декоративнаялепка
Формированиенавыковдекоративнойлепкиснатуры,попредставлениюизамыслудетей.
Украшениепредметовдекоративнымиэлементами.Обучениедекоративнойлепке,использованиювработестекиразнойформы,созданиюрельефовнаглиняныхпластинкахдлявыполненияразнообразныхигрушек,посудыпомотивамнародныхизделий.
Сюжетнаялепка
Совершенстованиенавыковсозданиясюжетныхкомпозицийсказокирассказов.
Побуждениеквыполнениюколлективныхработ.
Использованиеполученныхуменийинавыковпривыполнениииндивидуальнойлепки,коллективнойлепкидляигры,украшениядомика,беседки,помещенияиучасткавднипраздников.
Ожидаемыерезультаты:
- применяетразличнуютехникулепки;
- владеетнавыкамиколлективнойлепкидляобщейкомпозиции;
- передаетформуидеталипредметов,применяяразличныеспособы;
- украшаетпредметыдекоративнымиэлементами;
- используетуменияинавыкивповседневнойжизни.
Аппликация
Предметнаяаппликация
Закреплениеумениявырезатьразличныеформы:силуэтноевырезаниепонарисованномуиливоображаемомуконтурудляизображениянесимметричныхпредметов.
Формирование умения составлятьсложные аппликации.Обучениеметодомобрываниясоздаватьобразыволшебнойптицы,золотойрыбки,аленькогоцветочка.
Использованиеполученныхуменийинавыковпривыполнениииндивидуальнойиколлективнойаппликациидляигры,украшения,домика,беседки,помещенияиучасткавднипраздников.Закреплениенавыковаппликациипозамыслу.
Декоративнаяаппликация
Формированиенавыков:
- составлятьузорыизлистьевицветов,украшаяпозамыслудетейвазы,кувшины,блюда,национальныеукрашения,одеждудлякукол,подаркимамеибабушке;
- украшатьсилуэтыказахскиморнаментом,вырезаясразунесколькоодинаковыхформизбумаги,сложеннойгармошкой,исимметричныеформыизбумаги,сложеннойвдвое;
- использоватьприемысилуэтноговырезанияиобрывнойаппликациидляпередачивыразительногообраза;
- создаватьразличныемотивыузора«баранийрог»:бордюрныйузор,парныерогообразныезавитки,геометрическиеорнаменты;
- использоватьтипичныедляказахскихузоровяркиетона:зеленый,черный,белый,серый,красный;
- выполнятькомпозициикакиндивидуально,такивнебольшихгруппах.
Сюжетнаяаппликация
- Совершенствованиеудетейумениясоздаватьсюжетную
- Композициюваппликации,выполнятьколлективныекомпозиции,отображаяприродуКазахстана,трудземляков.
Ожидаемыерезультаты:
- владеетсилуэтнымвырезанием понарисованномуили воображаемому контуру;
- умеет составлять сложные аппликации;
- владеетметодомобрывания;
- владеетнавыкомаппликациипозамыслу;
- умеет украшать силуэты казахским орнаментом, вырезая симметричные формы из бумаги, сложенной вдвое;
- выполняеткомпозициикакиндивидуально,такивнебольшихгруппах,отображаяприродуКазахстана,трудлюдей;
- изображаетпредметыпопамяти,снатуры,обращаетвниманиенаформу,пропорции,объем;
- умеетработатьпозамыслу.
Музыка
Слушаниемузыки
Развитиеспособностиболеедетальноразличатьхарактерисредствамузыкальнойвыразительности.Слушаниепьесы,изображающейзвучаниедомбры,отмечаядинамическиеоттенки,средствамузыкальнойвыразительности.Восприятиелирической,плавноймелодиивритмевальса,умениечувствоватьтанцевальныйхарактерпьесы,отмечатьтемповыеизменения.Опираясьнахарактеристикумузыкальногозвучания,связыватьэлементымузыкальнойвыразительностиссодержаниемобраза,умениеохарактеризоватьпроизведение.ПродолжениезнакомствастворчествомкомпозиторовКазахстана.
Пение
Формированиенавыков:
- самостоятельно петь попевки, точно интонируяфрагменты мелодии, построенные на одном звуке;
- различатьвысокиеинизкиезвукивпределахтерции,показываядвижениемрукиверхнийинижнийзвук;
- различатьдвижениемелодиивверхивниз,показываярукойеенаправление;
- петьпопевкупо одномуи всейгруппой в сопровождениифортепианоибезнего;
- исполнятьеенаметаллофоне.
Обучениеисполнениюпеснилегко,подвижно,безнапряжениявосприятиюхарактерапесни, умениюначинатьпение сразупосле
музыкального вступления, петь эмоционально, передаваядинамическиеоттенки,правильнобратьдыхание.
Музыкально-ритмическиедвиженияиупражнения
Легкоиритмичнобегать,передаватьвдвижениихарактермузыки,выполнятьбегсподъемомколен,исполнятьэлементынародныхтанцев,передаватьхарактермузыкивдвижении.
Игрыихороводы
Обучениеумениювыразительнопередаватьмузыкально-игровыеобразы,отмечатьвдвижениидинамику,передаватьвдвиженииразличныйхарактермузыки:спокойный,неторопливыйивеселый,оживленный,плясовой.Формированиенавыкадвигатьсяспредметамивсоответствиисмузыкой,свободноориентируясьвпространстве,вразныхпостроениях:трикруга,большойкруг.Обучениеинсценированиюсюжетныхигр.
Танцы
Совершенствованиенавыковисполнениятанцевлегко,непринужденно,точноменяядвижениявсоответствиисмузыкой,передаватьтанцевальныеобразы,инсценироватьпесню,применяяобразныетанцевальныедвижения.
Танцевальноетворчество
Умение придуматьтанец,используязнакомыеплясовыедвижениявсоответствиисхарактероммузыки.
Игранадетскихмузыкальныхинструментах
Обучениеумению с лушатьвисполнениивзрослыхнародныемелодии,отмечаяиххарактеритемп.Исполнениепопевкивансамбленадетскихмузыкальныхинструментахвсопровождениифортепиано,игратьчетко,слаженно,передаваяритмическийрисунок,сопровождатьигрупениемпопевок.
Ожидаемыерезультаты:
- называетхарактерныепризнакимузыкальныхжанров;
- знаетмузыкальныепрофессии,известныеименакомпозиторов;
- исполняетсамостоятельнохорошознакомуюпеснюсмузыкальнымсопровождением,несложнуюпопевкубезсопровождения;
- умеетдвигатьсяподмузыкувсоответствиисеехарактером;
- владеетпростейшиминавыкамиигрынадетскихмузыкальныхинструментах;
- различаетосновныесвойствамузыкальногозвука,длительность,тембр;
- умеетимпровизироватьмелодиинадетскихмузыкальныхинструментах.