Образовательные цели. Совершенствование умения отвечать на вопросы по картине, составлять рассказ по ее фрагменту. Совершенствование навыка пользования восковыми мелками, умения закрашивать изображение в одном направлении.
Развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, координации речи с движением, общих речевых навыков.
Воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества на занятии.
Оборудование. Картина «Работа шофера трудна и сложна», игра «Виды транспорта», резиновый мяч, восковые мелки, альбомные листы с недорисованным изображением автобуса, карточка с наложенными изображениями автобуса и грузовой машины. Предварительная работа. Проведение сюжетно-ролевой игры «В автобусе». Разучивание игры «Шофер».
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «Виды транспорта» - Что вы видите на этой картинке? (Мы видим разные машины) – Что делают машины? (Машины едут по шоссе). – Кто управляет машинами? (Шоферы).
Шуршат по дорогам веселые шины, Спешат по дорогам Машины, машины… А в кузове – важные, срочные грузы: Цемент и железо, изюм и арбузы. Работа шоферов трудна и сложна, Но как она людям повсюду нужна.
2. Сегодня мы с вами будем рассматривать картину «Работа шофера трудна и сложна» и составлять рассказ по ней. – Кого вы видите на картине? (Мы видим детей) – Что они делают? (Они играют в игру «В автобусе») – Расскажите, что делает каждый из детей.
■ Впереди на стульчике сидит мальчик – «шофер». У него в руках руль, на голове – большая синяя фуражка. Он крутит руль и объявляет остановки. ■ За мальчиком «шофером» стульчики стоят в два ряда. На них сидят дети – «пассажиры». Слева стоит девочка в желтом платье. У нее в руках большой мишка в джинсовом комбинезоне и кепке.это, наверное ее сын. За девочкой сидит мальчик с большим портфелем. Он едет «на работу».
■ Справа сидит девочка в розовом платье. Она держит в руках большую куклу. Это ее дочка.
■ По проходу между стульчиками идет девочка – «кондуктор». У девочки голубое платье. На плече у нее висит красная сумка. Она протягивает билет девочке в оранжевом платье.
- Кого вы еще видите на картине?
■ Мы видим воспитателя и несколько мальчиков и девочек – пассажиров автобуса. Воспитатель сидит на стуле у окна и смотрит, как играют дети. Иногда воспитатель дает им советы, как правильно продолжить игру.
- Как вы думаете, детям нравится эта игра?
■ Да, очень нравится. У них довольные лица. Им интересно играть.
- Вы очень хорошо рассказывали о детях, изображенных на картине. А теперь расскажите о помещении, в котором они находятся. Какое оно?
■ У детей большая, светлая, солнечная группа. В группе большие окна. На окнах стоят цветы.
- Очень хорошо. Вы наблюдательны и внимательны. А теперь давайте поиграем.
Подвижная игра «Шофер». Координация речи с движением.
Качу, лечу
Во весь опор
Я сам – шофер
Я сам – мотор.
(Бегут по кругу и крутят воображаемый руль).
Нажимаю на педаль –
И машина мчится вдаль.
(Останавливаются, нажимают правой ногой на воображаемую педаль и бегут в противоположную сторону.)
Упражнение с мячом «Что делает?»
- Сейчас я буду бросать вам мяч и называть профессию, а вы будете ловить мячи говорить, что делает представитель этой профессии. Шофер…
■ … водит машину, крутит руль, сигналит.
- Водитель…
■ … водит трамвай, объявляет остановки, нажимает на звонок.
Игра продолжается до тех пор, пока по одному разу не ответят все дети. Затем педагог убирает мяч и приглашает детей за столы.