Лабораторное занятие № 1
Педагогическая теория содержания образования И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина как проявление современного личностно-ориентированного подхода к пониманию сущности образования
(Современная теория содержания образования
Как ориентир для анализа и выбора школьных учебников)
(2 часа)
Цель: формировать умение дидактического анализа учебного материала школьных учебников с позиций четырехэлементного состава содержания образования и формируемых у учащихся УУД; формировать умение сознательного выбора школьного учебника из предложенного набора параллельных и альтернативных учебников на основе дидактического анализа его педагогических возможностей.
Занятие проводится в форме деловой игры «Современный учебник: каков он?», в рамках которой создаются условия, способствующие приобретению студентами-бакалаврами опыта сопоставления педагогических возможностей различных подходов к отбору содержания и структуры учебника на основе анализа параллельных и альтернативных учебников.
Опорные теоретические понятия: содержание образования, структурные элементы содержания образования, целостность содержания образования, знания, виды знаний, умения и навыки, виды умений, опыт творческой деятельности, черты творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, УУД, учебник, параллельные и альтернативные учебники.
· Практические задания
1. С позиций современной теории содержания образования осуществите сравнительный дидактический анализ содержания учебного материала по избранной вами крупной теме, представленной в различных школьных учебниках (параллельных и альтернативных) для одного и того же класса, отобранных вами с учетом профиля факультета. Какой из рассмотренных учебников вы предпочли бы выбрать в работе с учащимися этого класса. Свой выбор аргументируйте.
2. Изучите содержание школьных учебников по предмету с точки зрения наличия в них учебного материала, направленного на формирование учебных умений школьников как основы формируемых у них УУД. (При этом используйте перечень учебных умений, приведенный в Приложении № 2, и УУД, приведенный в Приложении № 3). Сделайте вывод о развивающем потенциале учебников.
Формы контроля:
- выполнение предложенных заданий;
- конспекты и выписки из рекомендованных материалов;
Литература:
1. Дидактика средней школы. / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.,1982. Гл.3.
2. Журавлев И.К. Учебник в системе обучения // Современная дидактика: теория – практике. – М.,1994. – Гл.7.
3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. – М., 2012. – Гл.9.
4. Самостоятельнаяработа студента – условие успешного обучения: Учебно-методическое пособие / Авторы и составители Богомолова, Л. И., Романова, Л. А. – Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. – 168 с.
5. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.,1983.
6. Школьный учебник: вчера, сегодня, завтра/ Материалы I Всероссийской научно-практической конференции (г. Владимир, 27-28 марта 2013) / Под ред. Е.В. Лопаткиной – Владимир: ВлГУ, 2013.
Приложение № 1
Э.Г. Гельфман, М.А. Холодная, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко и
Другие авторы проекта МПИ
(Наша школа. – Владимир. – 1997. – 2-3. – С.9-14).
Учебник развивающего обучения: каков он?
Группа российских ученых под руководством Э.Г. Гельфман уже более 20 лет работает над созданием и внедрением в школьную практику образовательного проекта "Математика. Психология. Интеллект" (МПИ). Цель, ради которой работают авторы проекта МПИ, – развитие интеллектуальных возможностей каждого ребенка, именного каждого, конкретного, живого ребенка с его непредсказуемостью и уникальностью.
Разрабатывая пути достижения этой цели, авторы проекта строят свою психологически ориентированную модель – обогащающую модель обучения. Она призвана дать ребенку не только право, но и возможность полноценного человеческого развития в максимально возможном диапазоне роста его индивидуальных психических ресурсов.
Основные идеи авторов проекта МПИ реализованы в книгах по математике для детей 10-15 лет.
В МПИ-серию входит ряд книг: 1. Десятичные дроби в Муми-доме. 2. Натуральные числа и десятичные дроби. Практикум. 3. Положительные и отрицательные числа в театре Буратино. 4. Дело о делимости. 5. Про Ивана-Царевича, Елену Прекрасную и рациональные числа. 6. Знакомимся с алгеброй. 7.Тождества сокращенного умножения. 8. Алгебраические дроби. 9. Книга о корнях. 10. Квадратные уравнения. 11. Неравенства. 12. Сказка о спящей красавице, или Функция. 13. Системы уравнений. 14. Квадратичная функция. 15. Последовательности. 16. Геометрия для младших школьников (в трех частях). 17. Психологические механизмы развития интеллекта. 18. Психологический практикум. 19. Дидактика математики.
Учителя оценивают серию книг МПИ по-разному: одни их с удовольствием принимают и с увлечением используют в своей работе, другие – осторожно "поглядывают" на них "издали" и извлекают из них то одну, то другую учебную задачу, проблемную ситуацию и т.д., но использовать МПИ-учебники в полной мере не решаются, третьи – с чрезмерной долей агрессии их отвергают, отмечая все-таки "некоторую привлекательность комплексов-заданий". Единственной оценки, которой книги МПИ не получают никогда – это оценки равнодушной. Что же отличает учебные книги серии МПИ от традиционных школьных учебников? Попробуем ответить на этот вопрос.
В традиционном обучении содержание школьного учебника выступает в качестве проекции содержания соответствующей науки в ее преломлении через доминирующие культурные Ценности. Сам учебник при таком подходе может быть сделан по типу справочника, сборника задач, хрестоматии по основам наук.
Авторы проекта МПИ разделяют точку зрения тех ученых, которые считают, что нужны школьные учебники принципиально нового типа – нужны учебники, способные выполнять роль интеллектуального самоучителя. Но для этого необходимо изменить принципы конструирования учебного текста. В частности, подобного рода учебник по своему содержанию и форме должен быть проекцией уже не только научного знания, но и основных психологических линий интеллектуального развития детей, в том числе линий, связанных с учетом особенностей состава и строения ментального (умственного) опыта ребенка.
Перечислим общие требования к психологической основе конструирования учебных текстов,которые в связи со сказанным выше учитывались при создании серии "Математика. Психология. Интеллект":
1. Содержание учебного текста является психологически многоуровневым, поскольку отдельные его "дозы" обращены к разным компонентам ментального опыта ребенка. В частности, текст учебных пособий организован так, что в нем представлены аналитико-логическая, визуальная, практическая, алгоритмическая, "невозможная" линии ведения учебного материала, заложены основы для формирования основных компонентов метакогнитивного опыта, активизации интенционального опыта и т.д.
2. Учебный текст представлен либо в форме сюжетной истории (5-6 классы), либо с использованием элементов интеллектуальной игры в виде мысленного эксперимента, самостоятельного исследования, моделирования и т.д. (7-9 классы). Дело в том, что учебник сможет быть самоучителем при условии максимальной вовлеченности ребенка в работу с текстом.
3. Обучающие задания характеризуются: наличием определенного психологического адресата (одни из них развивают компоненты понятийного мышления, другие – метакогнитивные навыки и т.д.); отсутствием жесткого давления условий и требований; многовариантностью исходных данных и путей их рассмотрения; ориентацией ребенка на анализ решений посредством уточняющих, проблемных вопросов; погруженностью в реальные жизненные впечатления и т.д.
4. Основная часть учебных текстов организована в виде прямых и косвенных диалогов (общаются между собой герои книг, через текст идут постоянные обращения к ребенку-читателю и т.д.).
Более детальные изменения в конструкции учебного текста связаны с реализацией ряда дополнительных требований к организации учебной информации, среди которых мы в качестве важнейших выделили бы следующие:
I. Учет психологических особенностей процесса образования понятий.
II. Создание условий для становления базовых интеллектуальных качеств личности.