Социальное нормативное и ненормативное регулирование.
Правовое регулирование представляет собой непрерывный процесс упорядочения общественных отношений путем издания нормативных актов и наделения 0443астников взаимными правами и обязанностями.
По данной теме специально писали такие ученые как профессора Протасов, Халфина и Алексеев.
Правовое регулирование бывает нормативным и ненормативным.
К нормативному правовому регулированию относится только издание нормативно-правовых актов (конституций. федеральных и региональных законов, указов президента, постановлений правительства, ведомственных приказов и инструкций).
Нормативное регулирование рассчитано на многократное применение в отношении индивидуально определенного круга лиц.
Ненормативное правовое регулирование еще называют индивидуальным поскольку оно рассчитано на однократное действие в отношении персонально определенного лица.
8. Правопонимание: основные подходы.
9. Система права: понятие, структура.
|
|
10. Социальная ценность права.
11. Правосознание: понятие, формы.
12. Принципы права: понятие, классификация.
13. Функции права: понятие, классификация.
14. Право и экономика, право и политика: характер взаимодействия.
15. Формы права: понятие, классификация..
16. Правовая система, система права, система законодательства: характер соотношения.
17. Публичное и частное право: понятие и соотношение.
Систематизация законодательства: понятие, формы.
Систематизация законодательства это процесс упорядочения нормативно-правового материала одним из 4 способов:
1) инкорпорация – издание свода всех действующих законов;
2) кодификация –издание кодексов путем объединения нескольких актов в один большой;
3) консолидация – издание регламентов, основ законодательств, путем объединения нескольких актов, но без коренной переработки их содержания,
4) первичный учет – карточный файловый (компьютерный) которым можно заниматься даже в домашних условиях.
Систематизация не является нормотворчеством.
По систематизации законодательства писали профессора Захаров, Чечот, Морозова.
19. Понятие государства, его сущность.
20. Происхождение государства: основные подходы.
21. Государственная власть: понятие, структура.
Типология государств: формационный, цивилизационный подходы.
Типология государств это процесс разделения государств на обособленные группы (типы) на основе их однородной сущности взятой в одну историческую эпоху.
Основанием типологии государств может выступать не любая характеристика, а только сущность государств которая отвечает на вопрос: кому и в чьих интересах это государство служит.
|
|
По типологии государств имеются труды профессоров Петрова, Решетникова и Чиркина.
1. Тип государств это всегда группа стран.
2. У государств одного и того же типа должна быть одинаковая сущность.
3. Любой тип государства конечен во времени поскольку свойственен своей исторической эпохе.
Существуют два подхода к типологии государств:
1. Формационный
2. Цивилизационный
Формационный подход абсолютизирует значение экономики для типологии государств.
В основу типологии здесь кладется господствующая форма собственности, производственные отношения и ведущий хозяйственный уклад.
В рамках формационного подхода выделяют 4 типа государств:
1) Рабовладельческое;
2) Феодальное;
3) Буржуазное (капиталистическое);
4) Социалистическое.
Согласно цивилизационному подходу в основу типологии кладется уровень национальной культуры государствообразующих народов, поэтому выделяют столько типов государств сколько есть самобытных стран мира (китайское, российское и т.д.).
Для полной типологии нужно использовать арсенал двух названных подходов, но все таки между ними приоритеты просматриваются.
23. Механизм государства: понятие и принципы его формирования и действия.
Юридическая техника: общая характеристика.
Юридическая техника представляет собой совокупность приемов и способов написания и оформления юридических документов.
Два вида требований:
1. к содержанию актов
2. к их оформлению
Юридическая техника используется в правотворчестве как разновидность правовой технологии.
По этой теме специально публиковали свои работы такие ученые как Власенко. Халфина и Марченко.
Требования юридической техники к содержанию юридического документа:
- акты составляются на русском языке;
- стиль юридического письма должен быть максимально однозначен по смыслу, односложным, официозным и нукообразным;
- в юридическом документе исключается употребление жаргонизмов, слов разговорной речи, а иностранные слова должны употребляться в крайнем случае (если на них нет перевода);
- юридический стиль не терпит публицистического и литературного характера.
Требования к форме юридических документов:
- они зависят от уровня или юридической силы правового акта. Так например в кодексах предусматривается общая и особенная части, плюс разделы в них (например преступления против личности и т.д.), главы, статьи, пункты и подпункты статей.
Таким образом благодаря юридической технике облегчается поиск нужной нормы.
В решениях суда юридическая техника проще и условно в ней выделюят 4 раздела:
- вводная часть (название решения, приговор);
- описательная часть (изложение фабулы, как ее представляет судья);
- мотивировочная часть – правовая оценка доказательств и выбор правовой нормы;
- резалютивная часть – вывод по делу (начинается со слов «решил»).
Вывод: особенность юридической техники зависит от категории правового спора, его сложности, уровня правового акта. Чем выше акт по юридической силе, тем сложнее юридическая техника его написания и оформления.
25. Форма правления: понятие, разновидности.
26. Форма государственного устройства: понятие, разновидности.
27. Государственный режим: понятие, разновидности.
28. Правомерное поведение: понятие, виды.
29. Понятие правонарушения: социальные и юридические аспекты.
30. Состав правонарушения.
31. Виды правонарушений: традиционные и новые правонарушения.
32. Юридическая ответственность: понятие, соотношение со смежными категориями.
33. Принципы, цели и функции юридической ответственности.
34. Толкование права: понятие, способы.
35. Виды юридической ответственности.
|
|
36. Правоотношение: понятие, структура.
37. Юридические факты: понятие, классификация.
Юридические факты это конкретные жизненные обстоятельства с которыми закон связывает наступление правовых отношений, например регистрация брака, оскорбление или подача жалобы.
Юридические факты подразделяют на действия и события.
Действия зависят от воли и сознания людей.
События не зависят. Примеры событий: истечение срока действия договора, смерть и т.д.
Действия бывают правомерные и не правомерные.
Неправомерные это преступления и другие проступки.
Правомерные – трудовые договоры, усыновление, гражданско-правовые сделки.
В свою очередь правомерные действия можно разделить на акты которые целенаправленно влекут правовое последствие (например заключение сделки и поступки которые которые вызывают правовые отношения как незапланированный эффект (например получение награды за добросовестную службу).
Юридические факты иногда называются фактическим составом, если они объединенной группой Два и более) вызывают один общий для них правовой результат (например оформление пенсии: подтверждение стажа – подача заявления-и т.д.)
Вывод: юридические факты излагаются в гипотезах правовых норм и служат обязательным условием правоотношений.
38. Функции государства: понятие, классификация.
39. Нормативно-правовые акты: понятие, классификация.
40. Механизм правового регулирования: понятие, структура.
41. Виды толкования права.
42. Правовая культура и правовое воспитание.
43. Формальное определение понятия права.
44. Норма права: понятие, виды, структура.
45. Реализация права: понятие, формы.
46. Правовое регулирование: предмет, типы, методы.