Правотворчество представляет собой процесс принятия, изменения и отмены правовых норм разной юридической силы.
Процедура правотворчества зависит от уровня этой деятельности (чем выше уровень, тем сложнее процедура).
Этапами правотворчества являются:
1) подготовка проекта правового акта;
2) обсуждение проекта правового акта;
3) принятие правового акта;
4) вступление акта в юридическую силу.
Виды правотворчества зависят от существующих субъектов правотворческой деятельности:
- народное правотворчество – путем референдума;
- законотворчество – процесс принятия законов;
- указотворчество (только акты президента);
- ведомственное нормотворчество (издание указов, инструкций);
- региональное правотворчество;
- муниципальное нормотворчество;
- локальное правотворчество (внутри организаций).
В зависимости от обстоятельств:
- чрезвычайное правотворчество;
- обычное правотворчество;
- формирование правовых обычаев.
Вывод: различные виды правтворчества обеспечивают всестороннее полное правовое регулирование с учетом местных особенностей.
|
|
Пробелы в праве и способы их преодоления.
Пробел в праве это полное или частичное отсутствие нормы права в тех жизненных ситуациях, в которых постоянно возникают правовые споры.
Пробелы либо устраняются совсем, либо восполняются на непродолжительное время. Устраняет пробелы законодатель, а восполнением пробелов занимаются суды.
Правилами восполнения пробелов признаются аналогия закона и аналогия права.
Об этом свои работы писали профессора Малько, Черданцев и Матузов.
Аналогия закона представляет собой использование той статьи законодательного акта, которая непосредственного отношения к делу не имеет но косвенно регулирует близкий, похожий случай.
Аналогия права это другой способ восполнения пробелов при котором даже косвенно относящихся к делу норм права нет и тогда суд может использовать для решения споров принципы права (милосердие, справедливость, гуманизм).
В уголовном праве любые аналогии права и закона запрещены.
Пробелы права могут преодолеваться только в официальном процессуальном порядке с участием компетентного субъекта.
49. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Правовое государство и гражданское общество.
Правовое государство это такое государство в котором реально обеспечено господство права, разделение властей, парламентаризм, многопартийность, права человека, местное самоуправление, свобода массовой информации и режим демократии.
Под гражданским обществом следует понимать наличие среднего класса который бы составлял большинство, был материально независим от власти выражал активность (в любой сфере) и имел возможность защиты своих интересов.
|
|
Таким образом гражданское общество может считаться условием и важным свойством правового государства.
Государство должно способствовать формированию гражданского общества.
В теории правового государства, которая возникла во Франции, Англии и Германии еще в 18 столетии был сформулирован мощный мотив демократии и прав человека, но на практике защитить себя могли только экономически состоятельные люди, а идеология правового государства не редко прикрывала диктатуру олигархов.
По данной теме больше всего работ опубликовали профессора Лукашова, Чертвернина, Невсесянц.