Современная педагогика как наука о человеке, ее связь с другими областями научного знания и современным искусством
Педагогика - это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.Педагогику можно определить, как науку перевода опыта одного поколения в опыт другого.Педагогика есть наука, поскольку обладает всеми признаками последней. Кроме объекта и предмета познания она имеет свой понятийный аппарат, отличающий ее от других наук.
Для любой науки важно иметь своего потребителя, т. е. пользователя. Педагогика его имеет в лице тех, кто занят передачей опыта от одного поколения другому, кто усваивает этот опыт, кто организует воспитательные отношения. Педагогику надо знать родителям, воспитателям, преподавателям, мастерам производственного обучения, наставникам, руководителям кружков и секций, руководителям учебных заведений.
|
|
Полихудожественный подход в науке и образовании
Термин «полихудожественный подход» появился в 1987 году и принадлежит доктору педагогических наук, профессору Б. П. Юсову. По мнению автора, ребенок с самых первых лет жизни по своей природе полихудожественен - способность ребенка воспринимать, творить и развиваться в самых разных видах деятельности.Только совокупность видов искусств может обеспечить нормальное эстетическое воспитание.
Б. П. Юсов ввёл в практику отечественной школы особые «уроки восприятия». С целью обогащения процесса эстетического восприятия действительности программа предлагала восприятие подкрепить моторными навыками.
Понятие образования, его составляющие
Образование - процесс усвоения знаний, обучение и просвещение.В широком понимании - процесс формирования интеллектуальных, психологических и физических способностей человека.
Образование состоит из 3 ступеней, которые, в свою очередь, могут делиться на подвиды:
1. Дошкольное образование (ясли и детский сад).
2. Общее образование (школа):начальное (1-4), основное (5-9), среднее (10-11).
3. Профессиональное образование:начальное (ПТУ), среднее (колледж), высшее (универ), послевузовое (аспирантура).
Есть также еще 2 обособленные ступени, не входящие напрямую в эту структуру:дополнительное образование (курсы, кружки) и самообразование.
Кроме того, образование может иметь пять форм обучения:очная;заочная;экстернатура;индивидуальный план;дистанционная форма.
Культурологический подход к педагогике и искусству
Культурологический подход в педагогике - это видение образованиясквозь призму понятия культуры, его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способному к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей.
|
|
Культурологический подход в социальной педагогике позволяет выделить структурные элементы, к которым относятся социально-культурные ценности:
1) ценности культуры специалиста как свободной, самоопределяющейся личности;
2) ценности процессов общекультурного и социально-культурного воспитания, образования.
3) ценности культуры общения, взаимоотношения людей в социуме;
4) ценности политической, правовой, экономической, экологической, физической, художественной, психологической и педагогической культуры личности;
5) ценности процессов формирования общей и профессиональной культуры личности, деятельности различных институтов социума в этих целях и др.
Формирование многих личностных черт человека непосредственным образом зависит от степени освоения им культуры. Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует не на знания, а на освоение элементов культуры. При этом акцент делается на особенности того сообщества, в котором происходит процесс воспитания человека, на формирование этнической идентичности.
Особенности современного искусства: содержание и формы
1. Концептуальность. Всегда несет идею, даже когда демонстрирует абсурдные вещи.
2. Вариативность смыслов и интерпретаций. Характерна метафоричность, недосказанность.
3. Предельная креативность, при этом продукт творчества - арт-объект: системой, состоящей из продукта творчества и контекста, в котором существует.
4. Сиюминутность, направленность на момент «здесь и сейчас». Оно находится в постоянном развитии, формировании, изменении.
5. Акционность, предполагающая взаимодействие, многоуровневую коммуникацию с арт-объектом: инсталляцию, перформанс, хепенинг.
6. Слияние искусства с жизнью. Темы современного искусства часто повседневны до безобразия.
7. Цитирование классических образцов, использование их в неожиданных контекстах, в которых они приобретают иной смысл.
Этнопедагогический подход в науке и художественном образовании
Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.
Этнопедагогика изучает:
1. основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);
2. ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);
3. функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);
4. факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия);
5. методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, упрек, покаяние, наказание);
6. средства воспитания (считалки, пословицы, поговорки, загадки, сказки, легенды, мифы);
7. организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).