Жизнь и педагогическая деятельность И.Ф. Гербарта

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) - родился в семье юриста в Ольденбурге в Германии. Получил хорошую общеобразовательную подготовку с домашним учителем. Последующее образование получил, поступив в предпоследний класс местной гимназии. Там же проявил особый интерес и склонность к занятиям философией.

В 1794-1797 учился в Йенском университете, который в те годы был центром кантианства. Окончив университет, Гербарт стал учителем-воспитателем троих мальчиков в семье швейцарского аристократа фон Штейгера (1797-1800). Начало формирования его педагогических взглядов получило отражение в «Отчетах г.фон Штейгеру» и в письмах к одному из трех своих воспитанников Карлу Штейгеру.

В 1800 году он посетил Бургдорфский институт Песталоцци. Наблюдая занятия Песталоцци в школе, вынес глубокое впечатление от его педагогических идей и его личности. Эти впечатления Гербарт отразил в двух своих работах в 1802 году «О новом сочинении Песталоцци «Как Гертруда учит детей» и «Идея азбуки зрительного восприятия Песталоцци».

С 1802 года Гербарт работал в Геттингентском университете в должности профессора. Благодаря опубликованным трудам и блистательной лекторской деятельности имя И.Ф.Гербарта (он преподает философию, педагогику и психологию) приобрело широкую известность, и в 1809 году он был приглашен в Кенигсбергский университет, где занял кафедру философии и педагогики, которую до 1804 года возглавлял И.Кант. В нем он развернул широкую педагогическую деятельность: читал лекции по психологии и педагогике, руководил семинарией для подготовки учителей. При семинарии он создал опытную школу, в которой сам преподавал ученикам математику. Именно в ней воплощал свои педагогические воззрения.

Из опубликованных в эти годы работ И.Ф.Гербарта заслуживают особого внимания две: «Эстетическое представление о мире как главная задача воспитания» (1804), где как бы в свернутом виде были представлены идеи, которые были детально рассмотрены в опубликованном в 1806 году фундаментальном сочинении «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания». Это произведение стало первым опытом научного построения педагогической теории.

В Кенигсбергский период И.Ф.Гербартом были написаны такие важные работы: «О воспитании при общественном содействии», «Учебник по психологии», «Письма о применении психологии к педагогике».

В 1833 году И.Ф.Гербарт вернулся в Геттингенский университет, где начиналась его научно-педагогическая деятельность, где прошли последние годы его жизни и были изданы его «Очерки лекций по педагогике», которые также приобрели широкую популярность. Эта работа, в которой излагались отдельные проблемы педагогической теории, явилась как бы дополнением к его сочинению «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания».

Педагогическое учения И.Ф. Гербарта строится на психологических основаниях, а психологические основания, в свою очередь, - на философских идеях И. Канта. Так, вслед за И. Кантом, И.Ф. Гербарт отталкивается в своих построениях от идеи о непознаваемости сущности вещей. Согласно И.Ф. Гербарту, мы познаем не суть вещей, а только представления о вещах. Человеческая душа тоже непознаваема, мы не можем ее познать, а можем только наблюдать проявления человеческого духа. Человеческий дух, таким образом, проявляет себя во взаимодействии с окружающим миром. И душа при этом познает богатство мира.

Очень важное место в системе взглядов И.Ф. Гербарта занимает учение о нравственном императиве (категорию «императив» ввел И. Кант). Нравственный императив – это нравственный закон, который должен быть принят человеком. Выражается этот закон в нормах права. На основе норм, свою очередь, воспитывается добродетельный человек, то есть, человек, который живет согласно нравственным законам. И.Ф. Гербрат конкретизирует нравственные идеи (обязанности человека как члена общества). Их, согласно И.Ф. Гербарту, пять:

1) идея нравственной свободы (человек должен жить в гармонии разума и воли);

2) идея совершенствования (усвоение, приобретение нравственных ценностей);

3) идея благожелательности (доброе отношение к окружающим людям);

4) идея права (человек осознает себя как члена общества);

5) идея справедливости (умение человека оценить нравственную ценность каждого своего шага с позиции справедливости, за эту способность человек получает воздаяние).

Таким образом, в нравственных идеях конкретизируется определенное отношение человека к миру, людям и самому себе. Безусловно, система нравственных идей в некотором роде субъективна. Но ее ценность состоит в том, что это система, построенная на определенных обоснованных основаниях.

И.Ф. Гербарт ставит педагогический по своей сути вопрос: когда ребенок может усваивать и реализовывать нравственные идеи? Отвечая на него, Гербарт утверждает, что высокий уровень усвоения нравственных идей недоступен ребенку. Ребенка необходимо готовить к тому, чтобы реализовывать идеи. В целях такой подготовки немецкий педагог разрабатывает средства управления.

Согласно И.Ф. Гербарту, маленькими детьми надо управлять. Цель управления: очищение природы ребенка, преодоление его несовершенства. Таким образом, можно сделать вывод, что И.Ф. Гербарт довольно негативно относится к детству. «Ребенок от рождения – существо буйное, склонное к дикой резвости», - пишет он. И именно средствами управления, по И.Ф. Гербарту, достигается искоренение буйности и резвости, а следовательно, подготовка к усвоению высоких нравственных идей.

И.Ф. Гербарт дотошно разрабатывает средства управления и выстраивает их иерархию:

1) надзор, контроль, подавление природных склонностей к дурному;

2) угроза;

3) приказание и запрет;

Наказание (причем, справедливы и телесные наказания).

Все поступки необходимо фиксировать. Для этого И.Ф. Гербарт предлагает использовать штрафную книгу. С ее помощью можно точно определить наказание.

Рассмотренная часть учения И.Ф. Гербарта оказалась наиболее востребованной как в самой Германии, так и в России. Так, в конце 19 века в гимназиях России использовались кондуиты (штрафные книги).

Этот блок педагогической системы И.Ф. Гербарта вызывал и вызывает неоднозначное отношение. Однако, не следует забывать, что идея управления у И.Ф. Гербарта – довольно второстепенная идея. Ее смысл – подготовка к подлинному нравственному воспитанию, которое происходит в духе нравственных идей через обучение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: