Итак, анализ педагогического учения И.Г. Песталоцци показал, что И.Г. Песталоцци – крупнейший и оригинальный педагог, который внес значительный вклад в развитие педагогики. Кроме того, как блестящий практик, И.Г. Песталоцци постоянно подчеркивал взаимосвязь науки и практики.
И.Г. Песталоцци заложил основы развивающего обучения. Глубока и верна его идея об обучении и воспитании как средствах развития природных задатках человека. И.Г. Песталоцци предложил механизм развития природных задатков, который он видел и в содержании обучения, и в его способах (идея элементарного образования).
И.Г. Песталоцци была разработана теория начального обучения. Она занимает основное место в его педагогической системе. Причем, И.Г. Песталоцци сумел выйти на проблему конкретных методик начального обучения.
И, наконец, сама личность И.Г. Песталоцци – яркий пример высоконравственного человека, учителя в самом высоком смысле этого слова.
Лекция 7
Педагогическая система Иоганна Фридриха Гербарта
(1776-1841)
План:
1. Неоднозначность и противоречивость педагогического учения И.Ф. Гербарта.
2. Социокультурные и философские предпосылки педагогического учения И.Ф. Гербарта.
3. Жизнь и педагогическая деятельность И.Ф. Гербарта.
4. Общие подходы И.Ф. Гербрат к созданию научных основ педагогики. Психология как основа педагогики.
5. Сущность и взаимосвязь трех сторон педагогической системы И.Ф. Гербарта – нравственного воспитания, воспитывающего обучения и управления.
Неоднозначность и противоречивость педагогического учения И.Ф. Гербарта
В педагогике наблюдалось и продолжает наблюдаться очень неоднозначное отношение к педагогической системе И.Ф. Гербарта. Его идеи части считались реакционными, авторитарными. Однако мы увидим, что педагогическое учение И.Ф. Гербарта – существенный этап в развитии педагогики, тщательно разработанная научная педагогика, которая строится на психологических основаниях.
Задание к экзамену: объясните причины неоднозначного отношения к системе педагогических взглядов И.Ф. Гербарта и обоснуйте свою точку зрения на его учение.
В отличие от трудов других педагогов, книги И.Ф. Гербарта тяжелы для чтения. Немецкий педагог мыслил схемами, четкими определениями, сухими логическими конструкциями. Однако это и положительная сторона его сочинений, поскольку на страницах книг И.Ф. Гербарта педагогика представлена как четко разработанная научная система.
Социокультурные и философские предпосылки
Педагогического учения И.Ф. Гербарта
Рассмотрение социокультурных и философских предпосылок педагогического учения И.Ф. Гербарта весьма значимо, поскольку в педагогической системе Гербарта нашли яркое отражение особенности развития культуры и науки в Германии первой половины 19 века.
В странах западной Европы в это время происходят революционные потрясения. Германия, в отличие от них, остается феодальной страной и играет все меньшую роль в мировом политическом пространстве. Складывается ситуация, когда, с одной стороны, в политической жизни Германии ощутима боязнь революционных процессов, но с другой, - происходит революция в умах жителей страны. Наблюдается бурное развитие практически всех областей культуры, общий вектор которых – направленность на человека, его интересы и духовные потребности, решение проблем бытия, выход на проблемы духовности и утверждение духовности, трактуемой как самое главное национальное достояние.
В Германии этого периода создается огромное количество философской и художественной литературы. В философии развивается идея о правах человека. Например, в трудах Фихте обосновывается право народа на приобщение к культуре, на национальное достоинство, которое связывается с человеческим достоинством. Человек имеет право на любовь, счастье, уважение. И когда права человека попираются – это великая трагедия.
С выходом книги Ф. Шиллера «Коварство и любовь» в немецком искусстве зарождается движение «бури и натиска», в рамках которого происходит сближение двух идей: усиления роли немецкого государства и необходимости развития человека на гуманистических основах. Человек должен быть приобщен к общечеловеческим идеалам, к которым относятся – Итина, Добро и Красота. Истина – это интеллектуальное богатство человечества, а человек – носитель этого богатства. Добро предполагает нравственные основания жизни людей. И, наконец, красота «отвечает» за эстетическое отношение к миру.
Поскольку развитие философии способствует развитию человеческих идеалов, философия должна стать основой для педагогики.