Значение педагогического учения И.Г. Песталоцци

Итак, анализ педагогического учения И.Г. Песталоцци показал, что И.Г. Песталоцци – крупнейший и оригинальный педагог, который внес значительный вклад в развитие педагогики. Кроме того, как блестящий практик, И.Г. Песталоцци постоянно подчеркивал взаимосвязь науки и практики.

И.Г. Песталоцци заложил основы развивающего обучения. Глубока и верна его идея об обучении и воспитании как средствах развития природных задатках человека. И.Г. Песталоцци предложил механизм развития природных задатков, который он видел и в содержании обучения, и в его способах (идея элементарного образования).

И.Г. Песталоцци была разработана теория начального обучения. Она занимает основное место в его педагогической системе. Причем, И.Г. Песталоцци сумел выйти на проблему конкретных методик начального обучения.

И, наконец, сама личность И.Г. Песталоцци – яркий пример высоконравственного человека, учителя в самом высоком смысле этого слова.



Лекция 7

Педагогическая система Иоганна Фридриха Гербарта

(1776-1841)

 

План:

1. Неоднозначность и противоречивость педагогического учения И.Ф. Гербарта.

2. Социокультурные и философские предпосылки педагогического учения И.Ф. Гербарта.

3. Жизнь и педагогическая деятельность И.Ф. Гербарта.

4. Общие подходы И.Ф. Гербрат к созданию научных основ педагогики. Психология как основа педагогики.

5. Сущность и взаимосвязь трех сторон педагогической системы И.Ф. Гербарта – нравственного воспитания, воспитывающего обучения и управления.

 

Неоднозначность и противоречивость педагогического учения И.Ф. Гербарта

 

В педагогике наблюдалось и продолжает наблюдаться очень неоднозначное отношение к педагогической системе И.Ф. Гербарта. Его идеи части считались реакционными, авторитарными. Однако мы увидим, что педагогическое учение И.Ф. Гербарта – существенный этап в развитии педагогики, тщательно разработанная научная педагогика, которая строится на психологических основаниях.

Задание к экзамену: объясните причины неоднозначного отношения к системе педагогических взглядов И.Ф. Гербарта и обоснуйте свою точку зрения на его учение.

 

В отличие от трудов других педагогов, книги И.Ф. Гербарта тяжелы для чтения. Немецкий педагог мыслил схемами, четкими определениями, сухими логическими конструкциями. Однако это и положительная сторона его сочинений, поскольку на страницах книг И.Ф. Гербарта педагогика представлена как четко разработанная научная система.

 

Социокультурные и философские предпосылки

Педагогического учения И.Ф. Гербарта

 

Рассмотрение социокультурных и философских предпосылок педагогического учения И.Ф. Гербарта весьма значимо, поскольку в педагогической системе Гербарта нашли яркое отражение особенности развития культуры и науки в Германии первой половины 19 века.

В странах западной Европы в это время происходят революционные потрясения. Германия, в отличие от них, остается феодальной страной и играет все меньшую роль в мировом политическом пространстве. Складывается ситуация, когда, с одной стороны, в политической жизни Германии ощутима боязнь революционных процессов, но с другой, - происходит революция в умах жителей страны. Наблюдается бурное развитие практически всех областей культуры, общий вектор которых – направленность на человека, его интересы и духовные потребности, решение проблем бытия, выход на проблемы духовности и утверждение духовности, трактуемой как самое главное национальное достояние.

В Германии этого периода создается огромное количество философской и художественной литературы. В философии развивается идея о правах человека. Например, в трудах Фихте обосновывается право народа на приобщение к культуре, на национальное достоинство, которое связывается с человеческим достоинством. Человек имеет право на любовь, счастье, уважение. И когда права человека попираются – это великая трагедия.

С выходом книги Ф. Шиллера «Коварство и любовь» в немецком искусстве зарождается движение «бури и натиска», в рамках которого происходит сближение двух идей: усиления роли немецкого государства и необходимости развития человека на гуманистических основах. Человек должен быть приобщен к общечеловеческим идеалам, к которым относятся – Итина, Добро и Красота. Истина – это интеллектуальное богатство человечества, а человек – носитель этого богатства. Добро предполагает нравственные основания жизни людей. И, наконец, красота «отвечает» за эстетическое отношение к миру.

Поскольку развитие философии способствует развитию человеческих идеалов, философия должна стать основой для педагогики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: