Прежде всего, значение системы И.Ф. Гербарта в истории педагогики определяется тем, что в ней ярко отражена взаимосвязь педагогики и психологии. И.Ф. Гербарт строить процессы обучения и воспитания на психологических основаниях. К сожалению, в отношении И.Ф. Гербарта к раннему детству не наблюдается опора на психологические законы. В системе И.Ф. Гербарта отсутствует уважение к этому периоду жизни человека.
Кроме того, И.Ф. Гербарта принято считать создателем научной педагогики. Он разработал систему педагогики с научной точки зрения. Особенно ярко это проявилось в его учении о многостороннем интересе.
Проиллюстрируем неоднозначность оценок педагогического учения И.Ф. Гербарта двумя цитатами.
В книге Б.Г. Корнетова «Всемирная история педагогики» (1994) автор настаивает на том, что система И.Ф. Гербарта – это классический пример авторитарной педагогики, в которой учитель – субъект, а ученик – объект. В этой системе с особой тщательностью разрабатывается проблема средств управления ребенком, основанная на наказании. Урок жестко регламентирован. Особое значение придается реакционному обоснованию воспитывающего обучения.
Другой исследователь Л.А. Степашко – автор книги «Философия и история образования» (1999) дает педагогической системе И.Ф. Гербарта совершенно противоположную оценку. Согласно Л.А. Степашко, И.Ф. Гербарт осуществляет философско-антропологический подход к проблемам педагогики, выходит на понимание ребенка как субъекта педагогической деятельности. В системе И.Ф. Гербарта восстановлена утраченная в педагогике идея самоценности образования. Цель воспитания рассматривается как подготовка человека к полнокровной духовно-нравственной жизни. Иными словами, И.Ф. Гербарт возвышает человека, приближает его к нравственно-культурным ценностям.
Лекция 8
Педагогическая система
Фридриха Адольфа Вильгельма Дистервега (1790-1866)
Педагогическая система А. Дистервега хорошо представлена в многих учебных пособиях. Поэтому в лекции будут обозначены лишь целесообразная логика характеристики и главные акценты его педагогического учения.
Логика характеристики педагогического учения А. Дистервега:
1. Жизнь и педагогическая деятельность А. Дистервега, ее значение для развития немецкой педагогики и образования.
Основной труд А. Дистервега – «Руководство к образованию немецких учителей».
2. Принципы воспитания.
В отличие от предшественников, А. Дистервег четко формулирует принципы воспитания. Например, Я.А. Коменский много рассуждает о принципе природосообразности, но не использует самого термина. А. Дистервег характеризует следующие принципы: природосообразности, самодеятельности и культуросообразности.
Принцип природосообразности раскрывается А. Дистервегом в традициях Я.А. Коменского и И.Г. Песталоцци. Поэтому особого вклада в развитие этого принципа немецкий педагог не внес.
Принцип самодеятельности трактуется А. Дистервегом как требование активности личности в процессе обучения и основу для выведения правил обучения.
Принцип культуросообразности раскрывается А. Дистервегом с двух сторон: 1) культура, ее пространство – предпосылка развития личности человека; 2) культура – это то, что приобретает человек, то, что он принимает, то, что становится достоянием его личности. Трактовка принципа культуросообразности, по А. Дистервега, глубока и интересна. Кроме того, А. Дистервег подчеркивает необходимость отражения принципа культуросообразности в национальных элементах воспитания. В дальнейшем, принцип культуросообразности был развит в педагогическом учении К.Д. Ушинского.
3. Идеи развивающего обучения, их связь с проблемами элементарного образования.
Речь идет о дидактике А. Дистервега. К проблемам дидактики немецкий педагог подходит с позиции развивающего обучения. Таким образом, А. Дистервег продолжает идеи И.Г. Песталоцци и занимается, в основном, проблемами начальной школы. Согласно ему, именно в начальной школе должны реализовываться идеи развивающего обучения. Средством же развивающего обучения является элементарное (т.е. начальное) образование.
4. Дидактические правила и их общепедагогическое значение.
Книга А. Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей» представляет собой свод дидактических правил. Эти правила делятся на четыре группы: правила для ученика (что должен делать ученик); правила для учителя (их очень много, они сводятся к тому, что надо учить таким образом, чтобы происходило постоянное развитие активности ученика; А. Дистервег пишет о методах обучения, главный из которых – метод эвристической беседа); правила для предмета обучения; правила, связанные с организацией внешних условий обучения.
Правило – это основная форма изложения А. Дистервегом своих идей. Несмотря на то, что правил много, практически ни с одним из них нельзя не согласиться. Единственная претензия, которая может быть предъявлена А. Дистервегу: нельзя всю педагогику свести к правилам.
Адольф Дисервег оставил большой след в истории и как общественный деятель. Он отстаивал права учителей. Кроме того, он является авторов многих регулятивов по проблемам обучения.
Лекция 9
Педагогическое учение Джона Дьюи (1859-1952)
План:
1. Неоднозначность и противоречивость оценок педагогического учения Джона Дьюи и их причины.
2. Жизненный путь и педагогическая деятельность Джона Дьюи (основные книги: «Демократизация образования», «Школа и общество», «Школа и демократия», «Школа будущего»).
3. Социально-политические и философские предпосылки педагогики Джона Дьюи. Философия прагматизма и инструментализма.
4. Педоцентризм как ведущая идея педагогики Джона Дьюи.
5. Личный опыт ребенка как основа образовательной системы Джона Дьюи. Образование посредством делания.
6. Взгляды Джона Дьюи на связи школы и общества.